Пропаганда без рогов и хвоста
Вчерашняя пропаганда при всем ее разнообразии выглядела как черт с рогами, поскольку ее грозность в одном случае и слащавость в другом распознавались советским человеком. Она была ужасной, тоталитарной и лживой. Только чтение между строк позволяло понять сложности той жизни.
Мы легко говорили: «Это пропаганда», отметая то, что нам не нравится. Теперь пропаганда, как и подлодка «Курск» когда-то, утонула. Все то, что мы видим вокруг, не просто получило новые имена типа информационных или психологических операций, но и стало полностью неотличимым в информационном или виртуальном потоках. Пропаганда никуда не ушла. Она взяла себе новое имя и перестала выделяться. Она может быть песней, телесериалом, юмором — чем угодно, лишь только бы понравиться людям.
И часто эта пропаганда несет свои плоды, поскольку является незаметной. Кайзер, которая была директором по бизнес развитию печально известной фирмы Cambridge Analytica, рассказывает в документальном фильме «Большой хак», что сначала они определяли избирателей, которых можно убедить. А затем «обстреливали» блоги, веб-сайты, создавали статьи, видео и рекламу для нужных пользователей до тех пор, «пока те не начинали видеть мир таким, каким мы хотели, чтобы они его видели».
Фильм вышел на фоне штрафа в размере 5 миллиардов долларов, который наложили на Cambridge Analytica, за нарушение приватности данных пользователей Фейсбука. Фильм был показан на Netflix’е, получив положительные отзывы (см. тут, тут, тут и тут). В одном из них цитируются слова профессора из Нью-Йорка Кэрролла, который является одним из основных рассказчиков в фильме, сказавшему, что Фейсбук «дает любому покупателю прямой доступ к моему эмоциональному пульсу», что и было использовано как в случае американских президентских выборов, так и в случае Брекзита. Судебное расследование начато также против главы Cambridge Analytica Никса и разработчика приложения Когана. Кстати, Коган в свое время выступал перед российскими министрами. Сам Коган родился в Молдове, родители эмигрировали в США, когда ему было 7 лет. Он включился в одну научную тему в Санкт-Петербургском университете, но там отрицают связь этой тематики с петербургскими троллями.
Кэррол задается вопросом: «Может ли демократия выжить при такой машине микротаргетинга и не разрушится ли идея публичного пространства ради целей рекламы?». И ответ на этот вопрос не столь очевиден, как кажется. В настоящее время возникли законодательные запреты, но будущее остается открытым.
Сегодня подобные диджитал-команды активно работают как в Украине, так и в России. В ситуации России даже прозвучала шутка: «Как шутили у нас в цехе, “выбрали Трампа — выберем и Путина”: выберем кого угодно» (см. также тут и тут).
Пропаганды, как видим, вроде нет, но по сути она процветает, достигнув уровня не всеобщего, а персонального воздействия. И от нее, в отличие от старой пропаганды, трудно уклониться. Старая пропаганда работала с глазами или ушами, поэтому можно было установить фильтр на ее пути, новая пропаганда в виде микротаргетинга работает с мозгами, в таком случае поставить запрет затруднительно. Причем воздействие осуществляется на тех, кого можно перетянуть на свою сторону. А пропаганда воплотилась в микротаргетинге. И пока он применялся в рамках бизнеса, все было тихо. Шум возник, когда эти методы перекочевали в политику.
Более приближенным к современным реалиям является не термин пропаганда, а термин стратегические коммуникации. Уже повсюду есть центры стратегических коммуникаций, словно повторяя отделы пропаганды и агитации времен КПСС. Но КПСС работала без социологии, больше полагаясь на правильность мыслей, которые сами должны были утвердиться в мозгу граждан. Теперь ситуация изменилась: даже хорошие мысли требуют работы по их распространению и внедрению в мозги.
Большой объем интеллектуальных трудящихся загружают свои мозги тем, как донести до массового сознания нужные истины. Небренчин пишет: «Ежедневный инфопоток — это строго выверенная заидеологизированная логика освещения событий в интересах тех, кто правит миром — международной «подпольной» мафии. Неподготовленному человеку со слабой психикой и без глубоких убеждений небезопасно и сложно разобраться в море разнокалиберных правдоподобных новостей и аналитики, встроенных в прокрустово ложе ежедневного массированного “мейнстрима”».
Мир несомненно должен быть управляем. И с уходом религии и потом идеологии, которые серьезным образом нормировали поведение и давали стройную картину мира, управляемость теперь достигается с помощью коммуникаций. Поэтому варианты новых типов пропаганды будут нужны всегда. И стратегические коммуникации представляют собой один из таких новых подходов по работе с массовым сознанием.
Сегодня издается журнал по стратегическим коммуникациям в военном деле, но и тут в предисловии к одному из его выпусков звучат вопросы, а не ответы: «Чтобы стратегические коммуникации выстояли против строгой критики как исследовательская дисциплина, а не информированное поле практики, она должна пойти дальше, чем определять себя в противоположность к другим терминам, встроенным в общественное сознание. Известность необязательно несет доверие и ясность. Теоретики и практики должны сказать скорее, чем это является, а не чем не является. Доказывать, что это не пропаганда, слишком часто встречающийся и неправильно толкуемый в обществе термин, является попыткой объединения двух меняющихся целей: неоднозначности коммуникации с таким же неоднозначным понятием манипуляции» (Foreword // Defence Strategic Communications. — 2018. — Vol. 5).
Спор о том, что такое стратегические коммуникации, идет сегодня на фоне явных их успехов в сочетании с современными технологиями. Мы имеем в виду персонализированные информационные интервенции в американские президентские выборы и в Брекзит. Реакция законодателей направлена против технологий, однако не менее значимыми являются и чисто гуманитарные аспекты, а именно каким образом достигается перевод человека с одной точки зрения на другую.
Специалисты по стратегическим коммуникациям подчеркивают их силу: «Сейчас несомненно хорошее время для работы в сфере стратегических коммуникаций. Выстроенный с помощью технологий информационный век работает с невообразимой скоростью, распространением и фокусом, с которыми теперь происходит доставка месседжей. Никогда ранее у стратегических коммуникаций не было таких средств по убеждению, какие есть сегодня. В настоящее время, как мне хочется подчеркнуть важную особенность, которая, по моему мнению, не получила достаточного внимания, что с этой большой силой приходит огромная ответственность, величину которой мы еще до конца не понимаем».
Сегодня пропаганда — это тролли, алгоритмы и автоматические боты, поскольку они являются главными источниками информации, которая затем от них уже подхватывается для распространения дальше обычными пользователями.
Мир гордо ушел от пропаганды, но тут же пришел к стратегическим коммуникациям, которые могут выполнять те же функции, только более изощренно и с большим успехом. Мир хотел отдохнуть от пропаганды, но она его не отпустила.
Автор: Георгий Почепцов, доктор филологических наук, профессор, эксперт по информационной политике и коммуникационных технологий, MediaSapiens
Литература
1. Jesdanun A. Did Facebook data help Trump? ‘Great Hack’ explores scandal // abcnews.go.com/Technology/wireStory/facebook-data-trump-great-hack-explores-scandal-64527233
2. Youn S. US regulators fine Facebook $5 billion for privacy claims; sue Cambridge Analytica // abcnews.go.com/Business/us-regulators-fine-facebook-billion-settle-privacy-claims/story?id=64533218
3. Butcher M.‘The Great Hack’: Netflix doc unpacks Cambridge Analytica, Trump, Brexit and democracy’s death // techcrunch.com/2019/07/23/the-great-hack-netflix-doc-unpacks-cambridge-analytica-trump-brexit-and-democracys-death/
4. Foreman A. Netflix’s ‘The Great Hack’ is essential viewing for the privacy complacent // mashable.com/article/the-great-hack-netflix-review/
5. Dreyfuss E. Netflix’s the Great Hack brings our data nightmare to life // www.wired.com/story/the-great-hack-documentary/
6. Как манипулировали американцами и британцами. Стоит ли смотреть фильм Netflix о Cambridge Analytica // www.bbc.com/russian/news-49103834
7. Dillet R. FTC also sues Cambridge Analytica, settles with former CEO and app developer // techcrunch.com/2019/07/24/ftc-also-sues-cambridge-analytica-settles-with-former-ceo-and-app-developer/
8. Cadwalladr C. a.o. Cambridge Analytica: links to Moscow oil firm and St Petersburg university // www.theguardian.com/news/2018/mar/17/cambridge-academic-trawling-facebook-had-links-to-russian-university
9. Pinchuk D. Academic in Facebook storm worked on Russian ‘dark’ personality project // www.reuters.com/article/us-facebook-cambridge-analytica-kogan/academic-in-facebook-storm-worked-on-russian-dark-personality-project-idUSKBN1GX2F6
10. Helmore D. David Carroll, the US professor taking on Cambridge Analytica in the UK courts // www.theguardian.com/uk-news/2018/mar/20/david-carroll-cambridge-analytica-uk-courts-us-professor
11. Филина О. Все за одно // www.kommersant.ru/doc/3577994
12. СМИ назвали самых популярных депутатов в соцсети «ВКонтакте» // www.rbc.ru/rbcfreenews/58db36ed9a7947a040eed35f
13. Бекбулатова Т. Хождение по лайкам. Способствуют ли “В контакте”, фейсбук и твиттер российских чиновников их избираемости
// www.kommersant.ru/doc/3013117
14. Небренчин С. Маркс — идейный вдохновитель гибридных войн // www.iarex.ru/interviews/57948.html
15. Foreword // Defence Strategic Communications. — 2018. — Vol. 5
16. Wanless A. Armed with ethics: communicating in an information age // lageneralista.com/ethics-and-information/
Tweet