ЦЕРКОВНАЯ «ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА»

В 2005 году Кивеская горгосадминистрация намерена выделить около 8,5 миллионов гривен на реставрацию церквей. В прошлом году КГГА истратила на аналогичное «святое дело» 29 миллионов. Столичный мэр Александр Омельченко пообещал, что в общей сложности он планирует «поднять из руин» в Киеве все 69 церквей и храмов, уничтоженных в 30-е годы прошлого века советской властью. Превосходные начинания. И богоугодные.Однако новоукраинские зодчие, сами того не замечая, в процессе «воссоздания» церкви Пирогощи, Михайловского и Успенского соборов, в ходе строительных работ, уничтожили аутентичные остатки этих храмов вместе с культурным слоем. Впереди новая стройка века – «воскрешение» бутафорной Десятинной церкви. Правда духовностью тут и не пахнет: строительство церковного «диснейленда» – хороший способ заработать и отмыть деньги…

Манией архитектурной реставрации полностью уничтоженных или частично разрушенных сооружений страдали еще советские зодчие. После Второй Мировой войны очень остро встал вопрос возрождения разбомбленных фашистской авиацией городов. Понятно, что в то время было не до памятников архитектуры. Тем не менее, среди проектов реставрации исторических центров городов были и такие, которые предлагали с фотографической точностью восстановить довоенные здания, как это было реализовано в Старом Городе Варшавы.

Сразу после войны в СССР были восстановлены роскошные дворцы Петергофа и некоторые древнерусские церкви Новгорода. Реставрированы здания были с документальной пунктуальностью и высоким профессиональным мастерством. Они до сегодняшнего дня воспринимаются как шедевры искусства, потому что их возрождение велось «по горячим следам». Но была и другая группа исторических памятников (в прямом смысле этого слова), которые воссоздавались по сомнительной «первобытной форме». Примером таких построек могут быть Пятницкая церковь в Чернигове и Золотые ворота в Киеве. До сих пор эти «новоделы», которые не являются ни памятниками архитектуры, ни современными сооружениями, сбивают с толку туристов и раздражают ученых.

Относительно «реставрированных» Золотых ворот российский историк архитектуры А.Иконников когда-то сказал: «Раздражает качество подделки, художественная и строительная, что профанирует образ культуры древнего Киева. И все это оплачено немалой ценой, включающей в себя не только разбазаренные средства, но и потерю правдивой информации о прошлом Руси, физически уничтоженной во время строительства, похороненной массивами макета»…

А.Иконников недаром упомянул «разбазаренные средства». В советские времена партийные товарищи не считались с народными миллионами. Ведь нужно было помогать европейским и африканским коммунистам. Миллиардные средства и уходили на «строительства века», которые шутники потом окрестили советским стилем «баракко». Тем не менее, на просторах СССР реставрация древних построек велась избирательно, особенно это касалось культовых сооружений. Деньги для уцелевших церквей, храмов и монастырей выделялись лишь с целью консервации архитектурных «заповедников».

После провозглашения независимости Украины в 1991 году государство, несмотря на то, что оно так и осталось отделенным от Церкви, бросилось возрождать архитектурные памятники, уничтоженные тоталитарным режимом, которые в своем подавляющем большинстве являются культовыми сооружениями. Был провозглашен курс на повышение национального самосознания.

Строительный церковный бум прямо таки захватил страну. Реальное воскрешение из пепла утерянных памятников старины в общегосударственном масштабе было начато Указом Президента Л.Д.Кучмы от 9 декабря 1995 года «О мероприятиях относительно воссоздания выдающихся памятников истории и культуры». Этим же Указом была создана Комиссия по вопросам восстановления исторических объектов. Возглавил комиссию академик П.Тронько, а в ее состав вошли Д.Табачник, В.Литвин, В.Ющенко, И.Драч и другие. Кроме того, Президент поручил Кабинету минситров разработать и утвердить долгосрочную Государственную программу восстановления тех самых шедевров «старины глубокой». С этой же целью был создан и спецфонд. Таким образом, и была разработана типичная схема для широкомасштабного отмывания денег – о чем мы поговорим чуть ниже.

К разработке программы были привлечены ведущие отечественные научно-исследовательские учреждения. В обязательном порядке свои предложения относительно воссоздания памятников присылали в «центр» все областные администрации. На этой основе специалисты института «Укрпроектреставрация», Управление охраны и реставрации памятников горстроительства и архитектуры Госстроя Украины на протяжении 1996-1997 гг. обрабатывали реестр будущих реанимированных и реинкарнированных архитектурных объектов.

Первоначально список включал в себя около 15 тысяч сооружений, которые имели хоть какую-то историко-культурную ценность. Чиновники – рады стараться – записывали в перечень «памятников» любой сарай, где мог ночевать какой-то национальный герой местного пошиба. Львиную долю упокоенных объектов составляли церкви, храмы и соборы. Комиссия и специалисты посовещались и данный реестр уменьшился до 150 зданий, по которым сохранилась полная фиксационная документация.

В 1998 году проект Государственной долгосрочной программы воссоздания выдающихся памятников истории и культуры был рассмотрен и одобрен Научно-методическим советом по вопросам охраны и реставрации памятников горстроительства и архитектуры Госстроя Украины, вышеупомянутой президентской Комиссией, а также Минкультуры, Национальной Академией наук, Украинским обществом охраны памятников истории и культуры, Украинским комитетом Международного совета по вопросам памятников и выдающихся мест.

На этой основе Кабинет министров постановлением от 23 апреля 1999 года №700 утвердил соответствующую Программу реставрации. Координатором всей этой архитектурной махинации был назначен Госстрой. Этой же контора, по замыслу отцов-вдохновителей, надлежало осуществлять нормативно-методичное обеспечение всех работ по восстановлению 56 первых одобренных Комиссией объектов. Большинство памятников – 11 – планировалось восстановить в Киеве. Остальные 45 находились в Крыму и других областях Украины. Однако столичные проекты требовали наибольшего капиталовложения.

В то же время, министерствам и другим органам исполнительной власти, местным администрациям было велено продолжать работу по изучению и составлению реестра утерянных архитектурных шедевров. Им также приказали выискивать средства для реализации Программы. Удивительно, но деньги потекли рекой, несмотря на то, что по вечерам в стране на несколько часов вырубали рубильник, и народ коротал время со свечами и керосиновыми лампами, словно вместе с архитектурным «возрождением», благодетели максимально пытались передать и атмосферу того времени, когда все эти здания только появлялись на свет…

Первый эксперимент был проведен во время восстановления киевской церкви Успения Богородицы Пирогощи на Подоле, построенной в ХІІ веке князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Храм за века много раз перестраивали, а в 1935 году и вовсе уничтожили. Когда в 1996 году новоукраинская власть взялась «реставрировать» церковь, то никто и не знал, как в своей «первобытной» форме она выглядела. Ради справедливости стоит отметить, что на сегодняшний день в Киеве не сохранилось ни одного(!) древнего храма в первоначальном виде. Поэтому все то, что пытаются «воссоздать» власть имущие – не более чем бутафория «диснейленда» или реальность съемочных площадок Голливуда! Сколько подрядчики получили денег за свою работу – точно не известно. Однако сумма была не меньше нескольких миллионов долларов. Хотя, по сравнению с будущими шедевральными прожектами, все это было детским лепетом…

Однако, как теперь выяснилось, заказчиков мало интересовала историческая идентичность восстанавливаемых объектов. Фактически все отстраиваемые памятники – плод воображения реставраторов. Как говорят в народе – «фуфло». Многие объекты культурного наследия отстраивались по… фотографиям. Так сказать, на глаз. Так отстраивался Златоверхий Свято-Михайловский монастырь и Успенский собор Киево-Печерской лавры. Мало того, здание последнего умелые «зодчие» выгнали с рекордной скоростью – за один год – в аккурат к 2000-летию Рождества Христова.

Поражает один факт. В том же 2000 году реставраторы были в набат и жаловались на недостаточное финансирование реставрационно-ремонтных работ памятников архитектуры. Например, писали они, за 1993-1999 года сумма предусмотренных у Госбюджете средств резко сократилась и составляла в 1995 году 87% от объема 1993 года, в 1996 – 75%, в 1997 – 64%, в 1998 – 53%, в 1999 – 45%. Т.е., в соответствии с этими показателями, государство серьезно недофинансировало реставрационные работы. С другой стороны, согласно официальным данным тех же реставраторов, при «воссоздании» Михайловского монастыря и Успенской церкви было истрачено, соответсвенно, – 20 миллионов и 15 миллионов долларов США! Откровенно говоря, дешевле обходится строительство элитного жилья для «крутых» в самых престижных районах Киева. А если сравнить, что в нынешнем году Конгресс США пообещал Украине выделить дополнительных $60 миллионов, тогда вообще не понятно, зачем украинским властям эта подачка, если только на два храма в 2000 году истрачено 35 миллионов «баксов».

При этом суммы на восстановление древностей растут. Только при раскопках Десятинной церкви в Киеве правительство планирует истратить 7 млн. грн. А строительство же бутафорного храма обойдется не менее, чем в 90 миллионов гривен!

Возникает закономерный вопрос: откуда берутся такие суммы денег? По словам реставраторов, это частные спонсорские деньги. Например, на стене Свято-Михайловского храма выбиты имена всех благодетелей. Второй вопрос: почему на строительство откровенных макетов тратятся такие миллионы. Опять-таки, те же ученые отвечают, что, мол, реставрационные работы дорого стоят. Их расценки на порядок выше, чем «обыкновенное» строительство. Реставраторы имеют дело с позолотой, фресками, древними технологиями возведения памятников старины. Но снова – противоречие на противоречии. Новоукраинские зодчие заявляют, что восстановление храмов – это, по сути, новое строительство. Например, директор института «Укрпроектреставрация» Анатолий Антонюк так и заявил в отношении Десятинной церкви: «Это не восстановление, это строительство. Мы хотим использовать лишь мотивы старой византийской архитектуры»…

Вот и приходит на ум версия о том, что все эти реставрационные фонды и программы, не что иное, как ширма для финансовых махинаций отмывания грязных денег. Вспомните нынешнее расследование по факту перечисления различными госструктурами и спонсорами денег на счет фонда детского лагеря «Артек». Как оказалось, значительные суммы, которые якобы перечислялись, уходили на строительство частных дач чиновников и в оффшорные зоны.

С «реставрационными» миллионами схема та же. На просьбу ознакомиться со сметой строительства того же Свято-Михайловского собора, в «Укрпроектреставрации» отвечают отказом, ссылаясь на коммерческую тайну. К сожалению, как известно, за большинством так называемых «коммерческих тайн» скрывается какая-то финансовая махинация. Примечательно, что корпорацией «Укрреставрация» (не путать с «Укрпроектреставрацией»), которая и является главным производителем почти всех архитектурных муляжей, руководил сын киевского мэра, а нынешний депутат «Нашей Украины», Александр Омельченко-младший.

Известна истина: если хочешь украсть крупную сумму – начни большое строительство. Столичный мэр и его сын уже не раз фигурировали в строительных скандалах. Однако до сих пор им удавалось выйти сухими из воды. Сан Саныч всегда с любой властью был на короткой ноге. Это позволило ему сформировать вокруг себя «киевский клан» – единственный, которым почему-то еще не заинтересовалась Генпрокуратура. А зря…

Максим Новосельцев, специально для «УК»

You may also like...