БОМБА СПАСЛА ЖИЗНЬ ТЕРРОРИСТУ
Как такое может быть? – спросит недоверчивый читатель, прочитав заголовок. Может. Если вовремя использовать ее в торгах с правосудием. В прошлую среду в Бирмингеме (штат Алабама) начался отбор присяжных для суда над террористом Эриком Рудольфом. Но уже в пятницу процедура была прекращена и министерство юстиции объявило, что суда не будет, поскольку Рудольф заключил сделку с обвинением. Он сообщил властям места, где спрятал больше 250 фунтов динамита и бомбу. В обмен ему гарантировано пожизненное заключение вместо смертной казни (если бы Рудольфа признали виновным в суде, он наверняка не избежал бы смертной казни). Восторжествовала ли, однако, справедливость? В суде, который состоялся бы в Бирмингеме, если бы не сделка Рудольфа с обвинением, рассматривались бы два его преступления. 29 января 1998 года он взорвал бомбу рядом с абортарием и в результате этого террористического акта погибли полицейский и медсестра.
Спустя немногим более двух недель, 14 февраля, он взорвал бомбу возле еще одного абортария в Бирмингеме. Но Рудольф устраивал террористические акты и в Атланте. Два взрыва прогремели 16 января 1997 года у офис-билдинга, в котором находился абортарий, а 21 февраля того же года взрывом у клуба гомосексуалистов и лесбиянок было ранено пять человек. Начал же Рудольф свою террористическую деятельность 27 июля 1996 года, когда взорвал бомбу в Олимпийском парке в Атланте, в результате чего один человек погиб и 111 были ранены. Я не буду рассказывать обо всех преступлениях Рудольфа, остановлюсь только на этом первом, связанном со спортом.
Надо ли говорить, что проблемам безопасности организаторы Олимпийских игр в Атланте уделили повышенное внимание! Так было всегда после террористического акта на Играх в Мюнхене в 1972 году. Однако парк в Атланте, названный Столетним Олимпийским, поскольку Игры в Атланте состоялись через сто лет после первых Олимпийских игр современности, которые прошли в Афинах в 1896 году, не входил в систему безопасности, ибо никаких соревнований в нем не проводилось. Этим-то и воспользовался преступник.
Взрыв в Олимпийском парке вызвал панику. Мало кому удалось сохранить хладнокровие. Одним из этих немногих был Ричард Джювелл, получивший работу охранника в парке на время Игр. Он помогал эвакуировать раненых, успокаивал паникеров… А когда шок прошел и журналисты принялись опрашивать людей, которые помогали установить порядок, Джювелл с удовольствием давал интервью. Ну, а полиция и ФБР приступили тем временем к поискам преступника и… И вскоре стало известно, что среди подозреваемых числится и Джювелл, причем он чуть ли не возглавляет список. Сыщики не спешили сообщать имена подозреваемых, однако некоторым журналистам не терпелось удовлетворить любопытство публики, и “Атланта джорнэл-конститьюшн”, главная газета олимпийской столицы, напечатала на первой полосе информацию, что главным подозреваемым является Джювелл. С этого момента жизнь Ричарда Джювелла превратилась в кошмар.
Подозреваемый – это, конечно же, еще не виновный, и сколько было случаев, когда преступниками оказывались люди, не числившиеся среди подозреваемых в начале следствия! Но Джювелл удовлетворял расхожим представлениям о преступнике. Располневший не по годам неудачник-одиночка, живший вместе с матерью в скромной квартире. Пытался стать полицейским, но не был принят в полицейскую академию. Постарался – едва на месте преступления появились репортеры – первым рассказать о своих добрых делах. Делал, негодяй, вид, что помогает людям, а сам?..
Все это не имело, конечно, никакого отношения к преступлению, и через три месяца после начала следствия ФБР отправило адвокату Джювелла письмо с уведомлением, что его клиент уже не числится в подозреваемых. Однако жизнь Джювелла уже была разбита. Чтобы избавиться от пристального внимания фоторепортеров, соседей, да и просто прохожих, он был вынужден уехать из Атланты. Ныне живет в небольшом городке и – добился-таки своего! – стал полицейским. И он все еще ждет решения по своему иску к газете, которая его оклеветала.
“Мы все еще ждем решения, – сказал в пятницу репортерам Лиин Вуд, адвокат Джювелла. – Средства массовой информации виноваты в том, что для многих он все еще остается преступником и никто не помнит, что этот человек был настоящим героем в тот вечер… Справедливость должна быть восстановлена…”
х х х
Девять лет назад мой московский друг и коллега, бывший в Атланте на Олимпийских играх, спросил меня, поймают ли того или тех, кто совершил преступление. Я уверенно ответил утвердительно. Я не думал, что поиски преступника продлятся семь лет и что он сможет совершить другие преступления до того, как будет арестован.
Рудольфа обнаружили и арестовали 31 мая 2003 года в горном лесном районе на западе Северной Каролины. 11 декабря того же года министр юстиции Джон Эшкрофт объявил, что лично одобрил намерение прокурора настаивать на смертной казни террористу за преступления, совершенные в Бирмингеме. Однако обвинение вступило с преступником в сделку. В минувшую пятницу представитель министерства юстиции сказал, что спрятанная Рудольфом бомба, которую удалось найти и обезвредить благодаря сделке с преступником, была в два раза мощнее той, которую он взорвал в Олимпийском парке. Нашли и спрятанный террористом динамит. Только после этого Рудольфу гарантировали пожизненное заключение.
Tweet