Режим в российских СИЗО не отвечает стандартам
Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: В одной из камер Бутырской тюрьмы члены комитета по предотвращению пыток Совета Европы проверяли положение дел в российских местах лишения свободы 19 раз. Однако достоянием гласности стал всего один их доклад по России. Почему? Комментарий эксперта.
Член комитета по предотвращению пыток Совета Европы Латиф Гусейнов, сославшись на принцип конфиденциальности информации, закрепленный европейской Конвенцией по предупреждению пыток, оговорил, что в беседе о ситуации в местах лишения свободы в России он будет опираться лишь на открытые источники. Таковыми, в частности, являются доклад, обнародованный в 2001 году, и ряд публичных заявлений коллег Гусейнова.
19 проверок – один доклад
Члены профильного комитета Совета Европы посещали Россию в общей сложности 19 раз: пять инспекций были плановыми, остальные 14 – так называемыми проверками ad hoc, то есть обусловленными обстоятельствами. Но до сих пор по России обнародован только один доклад. Дело в том, что комитет не вправе оглашать подобные сведения без согласия государства, которого этот доклад касается.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Тюрьма в Сергиевом ПосадеНо Россия, в отличие от всех других стран, "категорически не соглашается, чтобы эти доклады стали достоянием гласности. И это мешает, конечно", – признал Латиф Гусейнов. Он отметил, что в пенитенциарной системе России есть "проблемы структурного характера", требующие коренных изменений в законах и в повседневной практике. Среди них – "перенаселенность" в местах лишения свободы, в особенности в следственных изоляторах и колониях.
Никуда не выходя и ничем не занимаясь
В 2001 году комитет также выражал озабоченность по поводу режима содержания лиц, помещенных в следственные изоляторы. "Мы считаем, что этот режим не соответствует европейским стандартам, так как является, в принципе, режимом изоляции. Он не соответствует принципу презумпции невиновности и является даже более жестким, нежели режим содержания в колониях, где отбывают наказание осужденные", – подчеркнул Латиф Гусейнов.
По его словам, заключенные в российских СИЗО вынуждены "22-23 часа в сутки сидеть в камерах, никуда не выходя и ничем не занимаясь". У них нет "ни работы, ни других видов нормальной, конструктивной деятельности для заключенных. А общаться с внешним миром – родными и близкими – они могут только с разрешения следователя или суда". По мнению профильного комитета Совета Европы, это недопустимо.
Сотрудничество идет, но есть проблемы
Латиф Гусейнов не считает, что Россия отказывается сотрудничать с комитетом по предотвращению пыток Совета Европы: "Можно сказать, что Россия выполнила целый ряд рекомендаций нашего комитета. То есть сотрудничество идет, но есть проблемы. Думаю, это более точная оценка".
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Больные туберкулезом в Тульской тюрьмеПодчеркнув, что принцип конфиденциальности не позволяет ему детально называть проблемы, с которыми сталкивались его коллеги в ходе визитов в Россию, Гусейнов все же уточнил, что эти проблемы "были связаны с тем, что членам комитета не предоставляли незамедлительного доступа к учреждениям, где находились либо могли находиться лица, лишенные свободы. Проблемы были и с доступом к документации, скажем, к медицинским карточкам заключенных".
За последние восемь лет комитет по предотвращению пыток делал уже три публичных заявления о ситуации в России – в 2001, 2003 и 2007 годах. Все они критиковали серьезные недостатки в местах лишения свободы в Чечне, прежде всего "применение пыток и другого неправомерного обращения в отношении лиц, содержащихся под стражей, практику незаконного содержания под стражей, практику исчезновений, и отсутствие эффективного расследования фактов применения пыток и другого недопустимого обращения". Заявления были вызваны тем, что Россия не спешит выполнять требования, адресованные ей по итогам прежних проверок.
Сергей Вильгельм, Deutsche Welle
Tweet