Грядет битва украинцев за землю: с ворами и государством
В сфере земельного законодательства все годы независимости царила (да и продолжает царить) полная неразбериха: в таких условиях воровать проще. Криминальный передел нашего основного достояния ведется открыто и нагло. Земельная мафия давно срослась с правоохранителями и судами. Безобразие творится по всей Украине, но самая дикая ситуация сложилась в Киевской области: «Там не один Губский замешан, к махинациям с землями Киевщины причастны и сотрудники ДУСи…»
Мы любим романтизировать бандитов. О пиратах и мафиози пишут увлекательные книжки и снимают кино. Герой, карабкающийся с абордажной саблей в зубах на борт торгового корабля, волнует девиц до обморока. Гангстеры в полосатых двубортных пиджаках, шляпах-«борсалино» и с автоматами Томпсона чертовски привлекательны.
Прадедушками-махновцами, с гиком скакавшими по степям и жившими по революционному принципу «грабь награбленное», правнуки откровенно гордятся. …Эх, измельчали современные людишки! Все бубнят про какие-то «законы» и «правила», зануды этакие! С отчаянными ребятами из прошлого сегодня могут сравниться разве что лихие сомалийские пираты и… отечественные землеустроители. В Украине объявили нешуточную войну мощной земельной мафии. Вот только справятся ли?!
$1000 за чистый бланк
Главное богатство Украины — не нефть, золото или драгоценности, а земля. Поэтому не удивительно, что в сфере земельного законодательства все годы независимости царила (да и продолжает царить) полная неразбериха. В таких условиях воровать проще. Но если большинство людей старается делать это тихо и аккуратно, то криминальный передел нашего основного достояния ведется настолько открыто и нагло, что страшно становится.
Земельная мафия давно срослась с правоохранительными и судебными структурами. Такое сегодня творится по всей Украине, но самая дикая ситуация сложилась в Киевской области. Весь последний год областное управление Госкомзема практически не подчинялось никому. В то время как крестьяне, имеющие право на свои земельные паи, годами не могли получить документы (а многие так и не смогли этого сделать до сих пор), эту же землю вовсю распродавали. Сегодня сотни гектаров заповедных лесов и живописные берега Днепра уже не наши: они принадлежат богатым дядям и тетям, незаконно скупившим их часто через третьи-четвертые руки.
«То, что творилось в столичной области — это наша боль и стыд, — говорит первый заместитель директора по научной работе Киевского института земельных отношений Леонид Новаковский. — Такая ситуация сложилась не вчера и не сегодня, а десять лет назад, когда управлять земельными вопросами поставили… бывшего учителя физкультуры. И началась кадровая чехарда: каждый новый начальник приводил на ключевые посты в районные управления своих людей».
Этих людей нынешний глава Госкомзема Олег Кулинич обозвал «сбитыми летчиками». К землеустроительству они никакого отношения не имеют, зато хорошо знают, что земля — неиссякаемый источник обогащения. Надо просто уметь им пользоваться. И началось. Сначала кадастровые центры превратили в коммерческие структуры, выдающие техническую документацию только за очень приличные деньги.
Потом появились регистрационные карточки, которые продавали по $1000 за штуку. Ввели новые формы бланков госактов на землю — ими тоже наладили бойкую торговлю. По неофициальным данным, дороже всего чистые бланки регистрации стоили в Одесской области — $3000. В Киевской эта бумажка (себестоимость которой — около 20 грн) идет по тысяче «убитых енотов». Дешевка…
Ну а как вам недавний скандал? Сотрудники СБУ обнаружили в кабинетах верхушки
Госкомзема… подслушивающие устройства! Война между главной конторой и ее киевским отделением развернулась не на шутку. Самое смешное: камеры были установлены даже в туалетах. А я еще удивлялась: почему в мирном в общем-то учреждении наладили такую строгую пропускную систему?
Два гектара — бедному студенту
Можете вообразить себе ситуацию, когда бедный провинциальный студент вдруг решает: «А не прикупить ли мне гектар-другой леса, лучше где-нибудь у воды? Вот сдам сессию — и займусь возведением там особнячка». Бред собачий? А вот и нет! Мирослава Свистович, бывший мэр Ирпеня, а ныне правозащитница, давно занимается земельными вопросами.
Именно она рассказала о такой фантастической истории, произошедшей в Вышгородском районе: «Есть там село Толокунь, которое находится на полуострове, выходящем в Киевское море. Место очень живописное, слов нет. Тамошние крестьяне давно добивались получения документов на свои кровные паи. Однако управление Госкомзема Вышгородского района отвечало, что не может отдать им землю, дескать, радиация там повышенная.
На деле земля полуострова относится к четвертой категории загрязненных земель и вполне пригодна для сельхозработ. (Еще она пригодна для того, чтобы возвести на берегах Киевского моря несколько особнячков. — Авт.) И вот недавно выяснилось, что документы на эту землю уже оформлены и выданы… студентам из Житомирской области — по два гектара на брата. Что это, если не коррупция?»
«За каждым руководителем областного управления стоят очень влиятельные люди — начиная с СБУ и заканчивая милицией и прокуратурой. Причем генеральной, а не областной! — заявил член коллегии Госкомзема, народный депутат Владимир Сивкович. — Наверное, придется создавать в Госкомземе внутреннюю систему безопасности, которая будет отслеживать, у кого из районных или областных руководителей какая «крыша».
Активно распродаются и роскошные леса вокруг Ирпеня. Суды вокруг незаконных продаж самых «жирных» участков (а их насчитывается сотни гектаров) тянутся уже много лет: судьи просто отказываются от этих дел, рассказала Мирослава Свистович. Обращения в прокуратуру не дают ничего, потому что кое-кто из ее сотрудников… тоже получил свой участочек в сосновом лесу. Ирпень, между прочим, считается курортным городом, но скоро может лишиться этого статуса, потому что лесов вокруг него просто не останется.
Дело, видите ли, в том, что власть имущие уже поняли, что жить в пригороде престижнее, чем в центре столицы. И многие из них облюбовали сосновые леса вокруг городка, чтоб им пусто было! Ирпень — модный город! Там есть навороченный ночной кабак «Заир», закрытый клуб для депутатов «Адмирал» — что еще нужно народным избранникам и высокопоставленным чиновникам? Теперь осталось разобрать участки в лесу. И ведь шесть соток вряд ли устроят господ. Им подавай по шесть гектаров на рыло — вот это их размерчик!
«Но самые жуткие вещи творятся в Киево-Святошинском районе, — продолжает Мирослава Свистович. — Там вообще отделение Госкомзема… захватили. Отдел земельных ресурсов перенесли на частную территорию в районе аэродрома «Чайка», поставили нехилую охрану по периметру. За вход берут деньги, за оформление документов — оч-чень большие деньги. Люди там просто кричат! Когда я вижу, в каком государстве мы живем, мне становится страшно за моих детей…».
«Наше оружие — плакаты!»
Нормальный человек, узнав обо всем этом, первым делом воскликнет: «Ну делайте же что-нибудь!» Спешу обрадовать: кое-что уже начали делать. Неделю назад по инициативе СНБО собрали внеочередное заседание коллегии Госкомзема. Главной задачей этого собрания было отстранить, наконец, от должности начальника Главного управления Госкомзема в Киевской области Андрея Иванюка. Сам командир эскадрильи «сбитых летчиков» на коллегию так и не пришел. Зато пришла целая толпа людей, протестующих против земельного беспредела в области.
Депутат Бориспольского райсовета Наталья Клемец, приехавшая на коллегию вместе со своими земляками, заявила, что представляет одну из «горячих точек». Пока ее товарищи митинговали под окнами учреждения, она делала «втык» чиновникам и депутатам: «Вы большие люди с портфелями — и не можете ничего сделать?! А что говорить нам! Единственное наше оружие — плакаты.
Недавно мы приезжали искать справедливости в киевское отделение. Я пыталась зайти в кабинет к начальнику, но он вызвал охрану, и два здоровенных парня вытолкали меня вон. Народ, стоявший в коридоре, кинулся ко мне — и им досталось. Старушку 70 лет отшвырнули с такой силой, что она ударилась головой об стул. На старике всю одежду порвали. А вы разводите руками! Сегодня нас просто бьют, а завтра начнут стрелять — и ничего за это не будет. В общем, если вы не выкинете — мы его выкинем сами!»
Но не все протестующие под Госкомземом требовали одного и того же. Были там и те, кто уже прикупил землю, а теперь боится, как бы ее не отобрали назад. «В пикетах есть и люди, которые получили по 600—800 актов на земельные участки незаконно, и теперь боятся, что их заберут, — сказал председатель Госкомзема Олег Кулинич. — На днях в Броварском районе задержаны 20 чиновников Госкомзема, возбуждены 12 уголовных дел. И это только начало».
Киевщина у нас белая в сердечки
Размотать цепочку, по которой выдавались поддельные документы на землю, технически несложно, считает замглавы СНБО Игорь Яцук: «Бланки, которыми торговали из-под полы, — документы строгой отчетности. Все они пронумерованы. По накладным видно, кто поставил подпись. Проследить «путь» акта не составляет труда».
Сложность совсем в другом. «За каждым руководителем областного управления стоят очень влиятельные люди — начиная с СБУ и заканчивая милицией и прокуратурой. Причем генеральной, а не областной! — заявил член коллегии Госкомзема, народный депутат Владимир Сивкович.
— Наверное, придется создавать в Госкомземе внутреннюю систему безопасности, которая будет отслеживать, у кого из районных или областных руководителей какая «крыша». А народный депутат Григорий Омельченко прямо сказал, что в стране давно действует разветвленная земельная мафия: «Положение дел в Киевской области — частный вопрос. Всю карту Украины можно разрисовать в цвета политических партий: кому что принадлежит».
Нелишне, кстати, заметить, что Киевская область на этой карте была бы выкрашена преимущественно в белый цвет с маленькими красными сердечками. Давно уже ведутся разговоры о том, что настоящий «хозяин» области сегодня — депутат от БЮТ Богдан Губский. Что по этому поводу говорит его «товарищ по партии» Григорий Омельченко? «Я первым поднял вопрос о нарушении Губским земельного законодательства, направил запросы и президенту.
На их основании возбуждено уголовное дело. Несколько раз следователь приносил представление генпрокурору о взятии главного фигуранта под стражу. Но тот документы не подписывал. Конечно, мои коллеги по фракции не всегда приветствовали такие действия. Но мне безразлично, к какой фракции принадлежит нарушитель закона».
«Там не один Губский замешан, к махинациям с землями Киевщины причастны и сотрудники ДУСи», — добавил Владимир Сивкович. Ну а от себя скажу, что в прессе они давно и с удовольствием обвиняют друг дружку в незаконных махинациях. Правда, мне, откровенно говоря, все равно, к какой политической силе принадлежат люди, отбирающие у нас с вами землю.
Ну а когда факты незаконного захвата земель будут наконец доказаны в суде, все дворцы и особняки, построенные на них, должны пойти под бульдозер, считает Владимир Сивкович: «Эти люди прекрасно знали, что скупают земли незаконно. Так что если дело дойдет до бульдозера — сами виноваты!»
«Проблемы в сфере земельных отношений в Украине, по многим признакам, реально угрожают национальной безопасности страны, — уверяет Григорий Омельченко.
— Может, это жесткая оценка, но таково мое личное мнение. Обострение земельных проблем может привести к кровопролитию, к стычкам и реально повлиять на политическую ситуацию в державе». Что касается вопросов национальной безопасности: интересно, что и нынешний глава Госкомзема Олег Кулинич, и депутаты Владимир Сивкович и Григорий Омельченко — бывшие сотрудники СБУ.
Уж в чем-чем, а в подобных делах эти люди разбираются профессионально. Может, поэтому их сегодня и «бросили на решение земельных вопросов»: все уже настолько запущено, что разобраться в клубке злоупотреблений и откровенных нарушений закона под силу только сотрудникам спецслужб. Пусть и бывшим.
Напоследок хотелось бы сказать что-нибудь хорошее, обнадеживающее. Например, привести рассказ того же Григория Омельченко о том, как они вдвоем с первым замом начальника Главного управления Госкомзема в Киевской области Юрием Вязьмитиновым ездили вручать крестьянам документы на землю, которые тем не удавалось получить в течение нескольких лет.
Но благостная зарисовка о том, как счастливые деревенские тетки кормят депутата домашними пирожками и льют счастливые слезы над долгожданными земельными актами, как-то не вписывается в общую картину. Нет, здорово, конечно, что удалось отстоять хоть чьи-то права. Но огромному числу людей по всей Украине еще предстоит долгая битва за землю. И дай Бог, чтобы в этой битве не пролилась кровь.
Людмила Заглада, Новая
Tweet