Детство в Украине: нищее, голодное и больное
Да разве детство — самый счастливый период в жизни? Пора перестать обманываться. Это, конечно, похвально, что правительство выделяет материальную помощь родителям, стимулируя рождаемость, но, похоже, на этом свою миссию по обеспечению детских потребностей считает выполненной. И уж где-где, а в Украине по-настоящему счастливое детство, увы, — удел избранных.
Именно школьные годы «чудесные» являются самыми критичными для физического и психического здоровья.
Заболеваемость сердечно-сосудистой системы растет во всех возрастных группах населения, но особенно — у школьников. У украинских детей с 1994-го по 2008 г., т. е. за 14 лет, зафиксирован рост на 72%, у подростков — на 149%, у взрослых — лишь на 17%.
В отношении инфекционных и паразитарных болезней у детей, как и у взрослых, отмечается некоторое снижение этого рода заболеваемости, однако в 15—17 лет она значительно — в среднем на 42% — растет.
Крайнее неблагополучие отмечается у подростков и в отношении распространенности новообразований. У детей за последние 14 лет онкологические заболевания увеличились в 2,5 раза, у подростков — в 4,3 раза.
Эти тревожные цифры были озвучены в Институте гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева, где в начале сентября прошла научная конференция «Медико-экологические и социально-гигиенические проблемы сохранения здоровья детей в Украине». Она была приурочена к 60-летию со дня образования в институте отдела школьной гигиены. До 1949 г. в Советском Союзе не было научных подразделений такого профиля — Московский институт гигиены детей и подростков был создан через 10 лет.
Но сегодня, указывалось на конференции, Россия опережает Украину по части профилактики заболеваний. Так, в РФ утверждена национальная программа «Концепция охраны здоровья здоровых», переориентирующая медицину с лечения болезней на сохранение здоровья.
Именно этот путь считается наименее финансово обременительным и наиболее результативным.
А в государственной политике Украины, по словам доктора медицинских наук Ольги Бердник из Института гигиены и медицинской экологии, отсутствует система формирования отношения к здоровью как к приоритетной ценности. Несмотря на большое количество принятых национальных и ведомственных программ, которые должны способствовать улучшению здоровья населения, практически все они не выполняются.
Статистика свидетельствует, что каждый год в Украине увеличивается число детей, страдающих различными заболеваниями: нервными и новообразованиями — на 4%, заболеваниями крови — на 1,5%, частота травм и отравлений растет на 3%.
Сегодня в школы приходят около 30% первоклашек с нарушениями здоровья, выпускаются из школ около 70% хронически больных детей.
Хронически здоровые
Ученые Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского (Симферополь) рассмотрели понятие «хроническое заболевание» под необычным углом зрения. Основываясь на данных статистики, содержащихся в сводках ВОЗ и публикациях ведущих эпидемиологов, они подсчитали годичную заболеваемость основными наиболее массовыми недугами.
Оказалось, что только шесть из более 400 инфекционных заболеваний (грипп и болезни дыхательных путей, туберкулез, разные формы гепатита, болезни, вызываемые цитомегаловирусом, малярия и сальмонеллез) приводят к 7,4 млрд. болезней в году. Еще больше люди болеют неинфекционными болезнями. Лишь 21 из них (нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, печени и почек, психические болезни, анемия, остеопороз и др.) — то есть лишь небольшая часть из 22 тыс. известных сегодня неинфекционных хворей — обеспечивает более 21 млрд. болезней в году.
Получается, годичная заболеваемость небольшой частью недугов многократно превышает все население мира.
Специалисты призвали задуматься — отражает ли заболеваемость нарушенное здоровье? Сама постановка этого вопроса на первый взгляд кажется нелепой. Однако до сих пор не нашел объяснения один из парадоксов демографических исследований — женщины заболевают гораздо чаще по сравнению с мужчинами, но продолжительность жизни у них больше. Выходит, нельзя исключить, что повышенная заболеваемость может означать не ухудшение здоровья, а напротив, большую жизнеспособность.
Может, мужчины меньше болеют, но скорее умирают, так как мужской организм не в силах противостоять длительному патологическому процессу?
Известно, что опасен переход из хронической формы болезни в острую, ведь с «хроникой» живут, а от обострений — умирают. Без хронизации заболеваний люди не знали бы, что такое старость — их жизнь заканчивалась бы в 40—50 лет.
Такой взгляд мог бы нас несколько успокоить, но, к сожалению, у украинских школьников за последние 14 лет в 2,4 раза выросло число острых форм заболеваний и в 1,7 раза уменьшилось число хронических.
Нагружать все больше их
Объективным определением меры здоровья ребенка является уровень адаптационных ресурсов организма.
Ученые Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины, обследовав 238 учеников средних школ Киева от 6 до 9 лет, пришли к выводу, что удовлетворительная адаптация у детей наблюдается лишь в 3% случаев, у большинства выявлено напряжение адаптации, а состояние срыва адаптации зафиксировано в 5% случаев.
Серьезная причина нарушения здоровья детей — все возрастающая учебная нагрузка.
Немногие родители знают о существовании санитарных норм, ее регламентирующих. Так, суммарное количество часов (уроков) недельной нагрузки в школах с 5-дневкой не должно превышать для учеников 1-х классов — 20 часов, 2-х — 22, 3-х и 4-х — 23, 5-х — 28, 6-х — 31, 7-х — 32, 8—12-х — 33 часа. Однако общей негативной особенностью учебного процесса в большинстве школ является превышение предельно допустимых норм примерно на 6 часов в неделю.
Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали во 2-м классе — 45 мин. в день; 3-м — 1 час 10 мин.; 4-м — 1,5, 5—6-м — 2,5, в 7—9-м — 3, в 10—12-м — 4 часа. Однако родители прекрасно знают, что немногим школьникам удается уложиться в щадящее здоровье время.
Согласно этим же правилам для профилактики усталости, нарушения осанки и зрения учеников начальных классов на уроках письма, языка, чтения и математики необходимо через каждые 15 минут занятий проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. К сожалению, большинство учителей пренебрегают этими правилами.
Поэтому для многих современных учеников характерно снижение функционального состояния ряда систем организма, развитие хронической усталости, высокие показатели заболеваемости.
Известно, что в частных школах, лицеях и гимназиях к детям предъявляют повышенные требования. Ученые Института гигиены и медицинской экологии сравнили показатели заболеваемости школьников младших классов (от 7 до 10 лет) в 3 учебных заведениях разных типов, расположенных в спальных районах Киева. Именно в этом возрасте у детей происходит дозревание иммунной системы. Всего обследовано 164 ребенка.
Оказалось, что самый высокий процент детей, которые перенесли острые инфекции (коклюш, дифтерию, краснуху, корь, оспу, скарлатину, паротит), наблюдался в частной школе столицы — 76%, в обычной средней школе их насчитывалось 44%, в школе — детском саду — 40%.
Высокая частота аллергических проявлений и болезней также наблюдалась в частной школе (более чем у половины детей), в средней — у 37%, в школе-садике — 44%. Чаще всего аллергические реакции возникали на пищевые продукты.
Несколько нарушил пропорциональную зависимость числа заболеваний от нагрузки высокий уровень показателей инфекционно-воспалительных инфекций и ОРЗ у школьников из обычной школы — 70 и 34% (в частной — 56 и 27%, в школе-садике — 53 и 19%).
Еда-мусор
Специалисты Харьковского института охраны здоровья детей и подростков исследовали организацию школьного питания в 15 учебных заведениях города с целью определения соответствия основным гигиеническим нормам и правилам.
Подавляющее большинство учеников отметили в анкетах существенный рост стоимости школьного питания в этом году и что им не хватает тех денег, которые они получают от родителей на завтраки. Горячим питанием обеспечены до 50% учеников младшей школы, до 40% учеников 5—9 классов, до 30% старшеклассников.
90% технологического оборудования в школьных столовых изношено. На первом месте при составлении меню — стоимость, а не потребность в биологически ценных веществах.
Отмечен недостаток употребления растительного и сливочного масел, мяса, рыбы, яиц и овощей. Фрукты и детские сырки, творог, кисломолочные продукты совсем отсутствуют в меню. В сельских школах вместо натурального мяса в рацион включались дешевые вареные колбасные изделия. Ни в одной школе не организовано диетическое питание.
А, например, в школах Днепродзержинска охват горячим питанием учеников 5—12 классов составляет 10—20%. И стоит ли удивляться данным, что с 1-го по 6-й классы число детей с дефицитом массы тела увеличивается в среднем на 26%?
Особое внимание обращалось на терпимое отношение нашего общества к повсеместной рекламе суррогатных продуктов, имеющих низкую пищевую ценность. Такие продукты на Западе получили определение jank-food — еда-мусор, но все больше украинских семей вводят «мусорные» чипсы, сухарики и гамбургеры в детский рацион. Отмечалась и этическая опасность формирования у школьников неправильных пищевых привычек, что в дальнейшем, конечно, скажется на воспитании будущих поколений с чуждой для украинского этноса и вредной для здоровья культурой питания, — предупреждают гигиенисты.
Старшеклассники — за алкоголь
Ученые считают, что одну из главных ролей при формировании мотивации на «здоровьесберегающее» поведение должны играть СМИ, однако многие украинские, в основном телевизионные, массмедиа, напротив, выступают пропагандистами губительного для здоровья поведения. Это касается ориентированной на молодежь рекламы пива и слабоалкогольных напитков.
Сегодня Украина — одна из немногих европейских стран, где слабоалкогольные напитки не приравнены к алкогольным. На них не распространяется запрет продажи несовершеннолетним, запрет рекламы, не установлены нормы по поводу мест продажи.
В 2007 г. депутаты ВР 384 голосами одобрили в первом чтении проект закона, касавшийся производства и оборота алкогольных изделий и ставивший крест на лояльности к слабоалкогольным напиткам, однако он застрял в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. И очевидно, что ведущие специалисты по налогообложению, тщательно обдумывая плюсы и минусы данного законопроекта, не берут во внимание все возрастающие темпы спаивания молодых людей.
Между тем специалисты СЭС Луганской области и АРК, опросив 2045 учащихся 9—11 классов в возрасте 15—17 лет, выяснили, что в Крыму легкие спиртные напитки употребляют 44% школьников, на Луганщине — 58%. По данным специалистов Одесской санэпидемстанции, 59% учеников 9—10 классов одесских школ не видят ничего страшного в употреблении алкогольных напитков в малых дозах.
Зато «нездоровые постановления» принимаются в Украине в два счета. Согласно государственным санитарным правилам и нормам, длительность оздоровительной смены в детских лагерях должна составлять 21—26 дней, но в 2003 г. постановлением Кабмина ее сократили до 14 дней.
Специалисты Харьковской медакадемии последипломного образования пришли к выводу, что в течение двух недель не происходит улучшения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы — в то время как у детей, отдыхавших 24 дня, улучшились показатели массы тела, частоты сердечных сокращений, а также артериального давления.
Более 90% детей с проблемным здоровьем не получают в Украине нормальной медицинской помощи. Существующая сеть детских санаторных заведений не соответствует потребностям, а эффект оздоровления в ней не превышает 5%.
Школьно незрелые дети
На конференции также поднималась проблема низкой эффективности физического воспитания, в частности его оздоровительного компонента.
Аэробные возможности (способность организма использовать энергию за счет процессов окисления с участием кислорода) с 60-х годов до нынешнего времени снизились на 17% у девушек и на 21% — у юношей. Это означает, что та физическая нагрузка, которая у подростков 60-х была совершенно безопасной, для сегодняшних тинейджеров оказывается запредельной и угрожающей здоровью.
Специалисты Сумского педуниверситета им. А. С. Макаренко провели исследования с участием 1715 школьников (7—17 лет) и выяснили, что наиболее благоприятное влияние на умственную трудоспособность оказывает урок физкультуры с низкой и средней интенсивностью физической нагрузки.
Также на конференции отмечалась эмоционально-моральная дезориентация учителей. Ученые Сумского педуниверситета установили, что многие учителя живут в состоянии тревоги и депрессии, чувства загнанности в угол, неудовлетворенности собой, некоторые педагоги признались в развитии циничного отношения к ученикам.
Любопытно, что средний учитель в семье тратит на детей 5% свободного времени — столько, сколько на гигиенические процедуры, а подготовка уроков дома часто занимает до 6 часов.
Гигиенисты настаивают на том, что необходимо вернуться к вопросу о целесообразности 12-летней системы обучения и приема в школы шестилеток.
Оказывается, что 32% нынешних первоклашек даже по физическим показателям не готовы к учебе в школе (среди мальчиков — 44%). У 73% «школьно незрелых детей» недостаточные функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, у 50% — нервно-психические отклонения.
Кроме того, медики обнаружили, что у детей, которые пошли в школу в 6 лет, в сравнении с семилетками выявлена большая распространенность гастроэнтерологических патологий (в 2—4 раза).
По данным ученых, оптимальные условия для обучения первоклассников есть лишь в 31% школ, большая часть не имеет специальных площадок на земельном участке, необходимого набора помещений, эргономичной мебели, неудовлетворительны параметры микроклимата и освещения.
P.S. Что же до поощрения рождаемости, которым любят козырнуть кандидаты в президенты, то, увы… За последние 4 года, по данным официальной статистики, численность детского населения в Украине сократилась на 17%. А многим школам на организацию одного бесплатного завтрака для ребенка в 2008 г. выделялось 1 грн. 50 коп., в 2009-м — 1 грн. бюджетных средств.
Совершенно верно — чтобы раздавать тысячи, нужно уметь считать копейки.
Роман Барашев, 2000
Tweet