Дороги, которые нас обирают
Чтобы понять, как и, главное, СКОЛЬКО воруют чиновники на строительстве дорог в Украине, достаточно обратиться к опыту соседней России: беда-то общая! Итак, почему автотрассы в России строятся медленно, плохо и дорого.
В последнем рейтинге качества автодорог, составленном Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 118-е место из 133.
Позиция просто унизительная для государства, входящего в «Большую восьмерку». Ведь дороги в современном мире — это важнейший показатель развития страны. А для нашей державы — самой большой по территории на земном шаре — состояние магистралей важно вдвойне.
Корреспонденты The New Times испытали прелести отечественных автотрасс на себе, проехав от Москвы до Бреста , изучили особенности дорожного строительства от Новосибирска до Калининграда , а также сравнили наши дороги с автобанами Германии (5-е место в рейтинге качества автодорог), суперстрадами Италии (53-е место) и мотторите Финляндии (12-е место). Сравнение получилось далеко не в нашу пользу. О причинах этого — политик Борис Немцов.
Равнение на Лесото. О том, что дороги — это беда России, классик сказал еще в XIX веке. В XXI веке проблема усугубилась еще больше: протяженность отечественных автотрасс далеко не дотягивает до мировых стандартов, строятся они крайне низкими темпами, а качество не выдерживает никакой критики. Почему так?
Средняя скорость перемещения грузов в Европейском cоюзе равна 1000 км в день, в России не превышает 300 км. По нашим дорогам на автомобилях перевозится лишь 9% грузов, в Европе — свыше 76%. В результате себестоимость перевозок у нас в полтора раза выше, чем в Европе, а расход топлива превышает европейский аналог на треть.
Хитрая статистика
В России не хватает дорог, считает руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев: «С 1995‑го по 2007 год протяженность автомобильных дорог, по данным Росстата, практически не изменилась: если 15 лет тому назад она составляла 940 тыс. км, то в 2007-м – 963 тыс.км». То есть за 12 лет протяженность российских дорог увеличилась на еле заметную величину 0,02%.
Но даже эта смехотворная цифра при внимательном изучении данных Росстата оказывается искусственно натянутой: на самом деле протяженность дорог общего пользования за 1995–2005 годы в России не увеличилась, а сократилась на 9%. «Прирост протяженности в 2006–2007 годах произошел за счет чисто статистической процедуры — включения в расчеты дорог местного значения. Только этой операцией и объясняются «успехи» последних лет в сфере развития дорожной инфраструктуры», — поясняет эксперт.
До Китая далеко
Может быть, сравнивать огромную и относительно небогатую Россию с компактной и благополучной Европой не совсем корректно? Что же, посмотрим на третью по площади страну мира — Китай.* Площадь РФ — 17,1 млн кв. км, площадь КНР — 9,6 млн кв. км.
Согласно данным Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка, в 2008 году в России было построено 2,5 тыс. км всех типов дорог, в то время как в КНР — в 21,4 раза больше (53,6 тыс. км). * К 2030 году Китай планирует увеличить протяженность своих дорог до 3 млн км.
Общая протяженность дорожной сети в Китае — 1,9 млн км: почти в два раза больше, чем в России.* * К 2030 году Китай планирует увеличить протяженность своих дорог до 3 млн км.
Наша страна серьезно отстает не только по протяженности трасс. Лишь 40% федеральных автодорог соответствует нормам по качеству покрытия, ширине полосы. Мы уступаем даже тем странам, на которые привыкли посматривать свысока. По качеству дорог РФ занимает 118-е место * The Global Competitiveness Report 2009–2010.
из 133 возможных.* * The Global Competitiveness Report 2009–2010. Наши соседи по таблице — Мозамбик, Бурунди, Киргизия. А скажем, в Казахстане, Уганде, Мавритании и Лесото качество дорог повыше будет.
Золотые километры
Между тем на развитие дорожной системы каждый год бюджет выделяет сотни миллиардов рублей. В федеральном бюджете-2010, секвестированном в кризис по многим статьям, расходы на дорожное хозяйство составляют 263,4 млрд рублей, почти столько же, как и в докризисном 2008-м (271,1 млрд). Всего же за три последних года на эти цели правительство израсходовало 842,1 млрд рублей.
Чтобы понять, насколько эффективно тратятся эти миллиарды, достаточно сравнить стоимость строительства автомобильных дорог в США и России. Один километр хайвея Interstate Route 125 в штате Калифорния, эксплуатация которого началась в 2007 году, обошелся американскому налогоплательщику в €3,8 млн ($5,5 млн). (Данные из доклада В. Иноземцева «Принуждение к инновациям». М., 2009.).
Один километр дороги Краснодар — Новороссийск стоил российскому бюджету в 6 раз больше, чем американским налогоплательщикам: €22 млн; новой кольцевой дороги в Московской области — €28 млн; западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге — €103 млн. Километр дороги Адлер — Красная Поляна, по прогнозам, обойдется в €92–93 млн. Рекордсменом по затратам выступает Четвертое транспортное кольцо в Москве: здесь 1 км обходится налогоплательщику в €414 млн. Получается, что это транспортное кольцо стоит, как 10 Больших адронных коллайдеров!
Но не только строительство обходится российскому бюджету «в копеечку»: нормативный срок службы автотрасс в России составляет 10–12 лет, в то время как в Швеции, климатические условия которой схожи с нашими, этот показатель составляет 40 лет. По расчетам Иноземцева, затраты на содержание автотрасс в ЕС составляют €2,3 тыс. в год на 1 км, у нас — €11 тыс.
Дешевле — можно
«В России накоплен немалый опыт в области долговечных цементобетонных покрытий, позволяющих увеличить фактические сроки службы дорог с нормативных 20–25 лет до 30–40», — говорится в докладе Иноземцева «Принуждение к инновациям». Данные технологии активно применяются в дорожном строительстве в странах Европейского союза, США, Канаде. Порядка 65% автотрасс в Германии строится с применением укладки железобетонных плит, в Китае — 38%. Но в России дорог с таким покрытием упорно не строят.
Применение в дорожном строительстве современных технологий снижает себестоимость строительства, существенно увеличивает срок службы автомобильных дорог, кратно повышает производительность труда (в 8–10 раз) и обеспечивает загрузку заводов железобетонных изделий и металлургических комбинатов, утверждает эксперт. Но самое главное — новые способы строительства дорог повышают безопасность передвижения транспорта. По числу погибших в ДТП, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения ООН, Россия занимает второе место в мире — 25,2 смерти на 100 тыс. населения, уступая лишь Казахстану — 30,6.
По оценкам экспертов, примерная смета затрат на материалы, изделия и работу по строительству по предлагаемой технологии 1 км автомобильной дороги шириной 7,2 м (две полосы движения) в России составляет 27,3 млн рублей (меньше $1 млн), включая материалы и изделия, работы и транспортные расходы.
Вопрос напрашивается сам собой: почему не используются более экономичные технологии? Ответ, который единодушно дают эксперты: коррупция, которая взвинчивает цену строительства дорог в десятки раз. Чиновникам гораздо выгоднее «пилить» большие деньги, чем искать способы их экономии.
Дмитрий Докучаев, Дмитрий Крылов, The New Times
Tweet