Мобильный лохотрон

Немногим более пятнадцати лет прошло с тех пор, как в продаже появились первые мобильные телефоны. За это время они из несомненного атрибута облика «нового русского» стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Появились и те, кто использует «мобилки» как средство наживы. Какие способы выкачивания денег из доверчивых людей используют так называемые «мобильные мошенники»? Можно ли себя от них обезопасить?

«На ваш счет поступили денежные средства в размере ста рублей», – с удивлением читаю я текст пришедшей мне эсэмэски. С чего это вдруг? Через несколько минут приходит разъяснение в виде очередного смс-сообщения. «Здравствуйте. Я только что случайно положила деньги на ваш счет. Перепутала номер. Если вам не трудно, перешлите их, пожалуйста, на номер…»

Ну вот все и разъяснилось. Таинственная незнакомка проявила рассеянность. Что ж. Мне чужого не надо. Нахожу ближайший терминал и «возвращаю» адресату деньги. С чувством выполненного долга и радостью от совершенного доброго дела продолжаю заниматься делами. Процесс осознания придет позже.

Я вдруг соображаю, что уведомление о зачислении денег на счет пришло не от моего оператора, а с какого-то непонятного телефона. Решив проверить догадку, заказываю детализацию счета. Оказывается, никаких ста рублей мне ни от кого не поступало. Ни явно, ни ошибочно. Выражаясь простым языком, меня «развели на сотню, как лоха». Попытка позвонить на указанный номер и выразить возмущение ничего не даст. «Абонент временно недоступен. Попробуйте перезвонить позже».

Поле чудес

Описанный выше случай – простейший механизм «честного отъема денег у населения». Классический случай так называемой «ложной ущербности или мнимой слабости» – так прокомментировала ситуацию психолог Ирина Сивоконева. Данный принцип манипуляции строится на том, чтобы показать кому-то свою слабость и тем самым добиться желаемого. Психика человека в такие моменты хуже фиксирует сигналы опасности.

Таким образом, информация, исходящая от манипулятора, проходит в подсознание, откладывается там в виде установок, и человек, не раздумывая, выполняет волю манипулятора. Недаром Дейл Карнеги учит: «Взывайте к благородным чувствам». Второй, не менее распространенный вариант развода, обращен к еще более прозаическому чувству – жадности. Радостная эсэмэска сообщает, что вы только что поймали за хвост птицу счастья.

Выиграли в небывалой мобильной лотерее какой-нибудь ценный приз – чаще всего ноутбук, телевизор или даже автомобиль. Вам также укажут номер телефона, по которому нужно позвонить, чтобы вступить во владение заветным выигрышем. По ту сторону (если вы все же рискнете набрать номер) вам подтвердят. Да, действительно, владелец телефонного номера 3(90…) выиграл в лотерею. Да, автомобиль. Забрать? Да хоть сегодня после соблюдения необходимых формальностей, сверки паспортных данных и т.д. Ваш собеседник будет компетентен, вежлив и обходителен. Как только вы получите все ответы на интересующие вас вопросы, он вскользь упомянет

о необходимости заплатить комиссионный сбор (либо налог). При этом обязательно сошлется на какой-нибудь закон или постановление правительства. Как уплатить? Можно, конечно, приехать в офис, но это вдали от транспортных артерий, и к тому же сегодня короткий день. Так что проще, удобней и надежней воспользоваться терминалом.

Вам дадут подробную инструкцию и номер телефона, на который нужно будет позвонить через пятнадцать минут после отправки денег. Сумма? Обычно около ста долларов. Но что такое сотня долларов перед яркой перспективой получить на халяву автомобиль? Тем более что вам и марку назовут, и цвет. Чтобы в течение всего разговора вы представляли его себе воочию.

– Это – заманивание в ловушку или мнимое признание выгоды оппонента, – комментирует такую ситуацию психолог Галина Крумова. – В этом случае манипулятор намекает на выгодные условия, в которых якобы находится оппонент.

Стоит ли говорить о том, что после того как отдадите деньги, дозвониться до лотерейщиков вы не сможете. Но на этом неприятности не заканчиваются. Звонок на номер «устроителей лотереи», как правило, влетит вам в копеечку. Кстати, эта же метода используется мошенниками, когда вы получаете смс-уведомление, что с балансом вашего телефона возникли проблемы и что он будет отключен за неуплату в ближайшие часы. Все необходимые вопросы вам предлагается разрешить, позвонив по телефону 8-800-…

В редком случае человек задаст себе резонный вопрос – почему уведомление не пришло непосредственно от оператора мобильной связи? Как правило, разгневанный гражданин тут же набирает номер, чтобы немедленно во всем разобраться. Далее простая схема «удержания человека на линии». Секретарь, специалист, менеджер… «подождите минуту»… «оставайтесь на линии»… далее следуют извинения. С вашим балансом все в порядке. А вот счет за телефонные переговоры в конце месяца вас неприятно удивит.

Шакалы

– Алло, папа? (голос в трубке звучал глухо и как-то издалека). У меня неприятности…

– Что случилось? Ты откуда звонишь? Почему с чужого номера?

– Сейчас. Я передаю трубку…

– Алексей Игоревич? (В трубке уже другой голос. Наглый и уверенный.) Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Старший следователь… Ваш сын только что задержан нами. При нем оказался героин.

– Как? Да быть не может. Мой сын? Он никогда….

– Может, как видите. Внимательней нужно следить за своими детьми (чуть сочувственно). Ведь видно сразу – парень хороший. Студент. Жаль такому жизнь ломать. Мы его еще пока не оформляли. Решили сначала с вами поговорить. Вопрос можно закрыть, но действовать нужно немедленно. Мы его тут вечно держать не можем. Или в камеру, или… пять тысяч долларов. Но в течение часа. Дольше ждать не сможем. Сможете найти?

– Конечно, конечно. Могу я еще с сыном поговорить?

– Нет. Вот деньги привезете – тогда и наговоритесь. Ждем от вас звонка. Как только найдете деньги – звоните. Я скажу, куда подъехать…

Трубка отключилась, а человек, на которого только что обрушилась неожиданная беда, начал лихорадочно обзванивать знакомых. Через десять минут он уже мчался к школьному другу за искомой суммой. По дороге вспомнил – жена еще ничего не знает. Подумал, стоит ли ей звонить? Решил – стоит. Пусть тоже поволнуется – в конце концов, это и ее ребенок тоже.

– Алло, Наташа? Где Ромка, знаешь?

– У него сегодня экскурсия с институтом под Тверь. Звонил мне около часа назад. Предупредил, что может быть недоступен. А что?

– Нет, ничего. Я перезвоню, – человек остановил машину и, пытаясь унять дрожь в руке, начал набирать номер.

– Алексей Игоревич, – вежливо ответил голос с той стороны, – деньги разыскали?

– Ах, ты… – он даже задохнулся от ярости, – ну попадись мне только… шакал…

Спасение утопающих

История эта произошла с моим хорошим знакомым. Другая моя знакомая, ошарашенная среди ночи звонком якобы от своего сына, который будто бы сбил на дороге человека, хоть и сообразила через несколько минут, что сын ее сейчас находится в Черногории и деньги для его освобождения собирать не потребуется, тем не менее слегла с сердечным приступом. Но, как ни странно, ни в первом, ни во втором случае мои знакомые в милицию обращаться не стали. Сочли, что это без толку.

Я поинтересовался у одного из сотрудников уголовного розыска города Москвы, часто ли обращаются к ним граждане с подобными вопросами?

– Очень редко, – ответил тот, – не припомню случая, чтобы дело дошло до суда.

– А насчет смс о зачисленных деньгах?

– Да брось, – снисходительно улыбается он, – ну кто из-за ста рублей будет в органы обращаться?

– Но ведь не в ста рублях дело, – не унимаюсь я, – «разводят» и на большие суммы. И где гарантия, что человек, которого ошарашат подобной новостью, не умрет в одночасье?

В ответ он пустился в рассуждения о несовершенстве российского законодательства, о самих мобильных операторах, которые всеми силами тормозят принятие новых законов, и т.д. и т.п.

Но, может быть, на страже интересов граждан стоят хотя бы службы безопасности мобильных операторов? Как правило, эти службы ограничивают свою задачу лишь предостережением клиентов. На интернет-сайтах мобильных операторов вывешивают распространенные схемы «развода», призывают не поддаваться на уловки, обращаться в правоохранительные органы по любому факту мошенничества. Но искать, выяснять, разбираться – на это у их служб безопасности нет ни времени, ни желания.

…Как-то я попытался обратиться с жалобой на смс-аферистов к своему оператору – меня выслушали по телефону с сочувствием и посоветовали быть бдительней. Получается, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

СОВЕТ

Если раздался звонок с незнакомого номера на ваш мобильный и голос звонящего похож на голос вашего родственника, который сообщает, что попал

в беду и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или активаци-ей карт оплаты):

• не впадайте в панику;

• обязательно задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут вам определить, точно ли звонящий является вашим родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого вам человека. Примеры вопросов: куда он ездил отдыхать в последний раз, как зовут других ваших родственников, номер дома, местоположение вашей дачи и т.п.;

• незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

Получив сообщение от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператором сотовой связи, о том, что вы выиграли приз, для получения которого вам необходимо активировать карты оплаты на определенную денежную сумму:

• не торопитесь активировать карты оплаты (передавать деньги);

• позвоните на радиостанцию в абонентскую службу оператора сотовой связи – уточните, проводится ли такая акция, о которой вам сообщили неизвестные.

Получив смс-сообщение с незнакомого номера, подписанное якобы знакомым вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:

• не торопитесь производить оплату;

• постарайтесь связаться с вашим знакомым по известному вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона;

• перезвоните на указанный номер, чтобы уточнить, на самом ли деле к вам обратился ваш знакомый.

А КАК У НИХ?

За границей тоже распространен обман с помощью смс, правда, там работают иные технологии. К примеру, если в США раздастся звонок от якобы родственника с просьбой «отмазать» от ДТП, в это никто не поверит. Но там работают схемы с призами. Еще одна схема широко прогремела в Европе относительно недавно.

Называется она «премиальные звонки». Абоненты от Испании до Норвегии стали получать смс с просьбой немедленно перезвонить. Те, кто поддался искушению, набирали номер спутникового телефона, звонок на который стоил в среднем около 10 евро. Схема раскрылась в связи с тем, что за короткий период времени от этого вида обмана пострадало огромное количество людей во всем мире.

Методики борьбы с мобильным мошенничеством, а равно и с кражами сотовых телефонов давно разработаны. Например, в Великобритании еще в 2005 году принят закон о так называемых IMEI-номерах (международных идентификаторах мобильного оборудования), согласно которому «перепрошивка» IMEI предусматривает тюремное наказание в несколько лет. Кроме того, операторов связи обязали ввести черные списки, в которые заносятся украденные телефоны и подозрительные звонки.

По сообщению владельца украденные телефоны блокируются, а все координаты новой сим-карты, с которой совершаются подозрительные звонки, вносятся в специальную базу данных. В России же сотовые компании в 2004–2005 годах торпедировали законодательные инициативы, направленные против краж телефонов, предоставив мошенникам свободу действий.

Действуют в Великобритании и меры против мобильных мошенников. Когда начинается подобного рода рассылка, служба безопасности оператора, получив жалобу и текст подозрительного смс, передает данные сообщения вместе с регистрационными данными его отправителя в полицию. Если это не британская сеть (т.е. оператор отправителя находится за рубежом), ее смс-центр вносится в черный список и блокируется.

Если номер мошенника, на который просят перевести деньги, местный, т.е. средства за пределы страны не уходят, их возвращают отправителю после его жалобы. Привлечь за мошенничество отправителей массовых рассылок в Великобритании сложно, т.к. мошенники зачастую пользуются зарубежными смс-центрами. Однако выявленным жуликам грозят крупные штрафы за, например, массовую рассылку нежелательной корреспонденции, в том числе и в мобильных сетях, кроме того, у мошенников блокируются оформленные на них банковские счета.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБМАНА

Как жулики обналичивают средства на своем счету? Либо с помощью компьютерной программы (ее можно найти в Интернете) мобильные деньги превращают в виртуальные и потом «обналичивают за откат» в одном из интернет-магазинов. Либо с помощью смс (есть такая услуга) отправляют деньги на другой («чистый») телефонный номер, оформленный непосредственно на афериста. Далее приходят в офис своего оператора и расторгают договор об услугах. Остаток средств на счету, за вычетом комиссионных, компания обязана по условию договора вернуть.

Автор: Антон ФИРСОВ, ТРИБУНА

You may also like...