Откаты по болезни. В США раскрыта крупнейшая афера в сфере медстрахования
«Отсосай»-стори. Власти США проводят крупнейшую в истории полицейскую операцию против мошенничества в области государственного медицинского страхования: в девяти городах страны арестованы 111 человек, многие из них — выходцы из бывшего СССР. Все они обвиняются в предоставлении липовых счетов по оплате медицинских услуг на сумму $225 миллионов.
Фиктивные счета предоставлялись федеральным программам Medicare — ею пользуются американцы старше 65 лет, и Medicaid, предназначенной для неимущих. Вашингтон ввел эти программы задолго до Барака Обамы — несколько десятилетий назад.
Но сегодня стоимость обеих программ в десятки раз превысила прогнозы тогдашних реформаторов: государство тратит на них $800 млрд в год. По разным выкладкам, от 60 до 120 млрд из этой суммы ежегодно разворовывается мошенниками. А сейчас власти уже официально утверждают: десятки миллионов долларов пущены на ветер — государство платило за медпомощь, которая либо не была нужна, либо вообще не оказывалась.
«Иногда они ошибаются»
Деньгам в Америке знают счет. Но когда деньги — «ничьи», за их расходованием следят не так бережно, как за своими собственными. Однако дело не только в этом. Про махинации со счетами в США наслышаны давно. Но, во-первых, не пойман — не вор. А во-вторых, администраторы программы Medicare исправно оплачивают выставленные им счета в течение положенных 30 дней, опасаясь ущемить честных врачей и больницы, которых в стране большинство.
По этой же причине они часто продолжают исправно платить даже после того, как счета начали вызывать подозрение. «Иногда врачи просто ошибаются, и если приостановить им платежи, то пациенты останутся без медицинской помощи», — говорят в свое оправдание менеджеры Medicare.
Но бывает и так: администраторы продолжают оплачивать счета по просьбе правоохранительных органов — чтобы раньше времени не спугнуть мошенников, уже взятых на мушку. Злоупотреблений так много, что власти просто не успевают их расследовать. Пресса и общественные организации рады бы им помочь, но проблема в том, что еще 30 лет назад Американская медицинская организация через суд вынудила власти засекретить базу данных о том, какие суммы выплачиваются государством конкретным врачам и за какие именно услуги.
Medicaid и Medicare — это такой же костяк экономики Брайтон-Бич, как «Газпром» — костяк народного хозяйства России
Фигурантка «дела Medicare» Валентина Коваленко (справа)
Икра и откаты
За последние годы сотни врачей из бывшего Союза были привлечены за многомиллионные махинации. У следственных органов Нью-Йорка давно имеется бригада тайных осведомителей из числа наших иммигрантов, в прошлом арестованных за какие-то преступления и согласившихся помогать властям. Их оснащают цифровыми записывающими устройствами модели F-Bird и засылают к врачам, выставляющим государству несуразно большие счета.
Эскулапов арестовывают пачками, но и это не помогает: в некоторых иммигрантских районах участие в медицинских аферах приняло просто повальный характер. Пациентов заманивают в клиники деньгами, бесплатными массажами, педикюром или щедрым угощением. Это явление изобразительно описала в одном из своих фельетонов живущая в Нью-Йорке публицистка Таня Буйневич. Употребленное ею слово «отсосай» — глумливое прозвище выходцев из бывшего СССР, получающих социальное пособие SSI, по которому они имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
«Рабочий день» «отсосаев» стартует с визитов в медицинские офисы, массажные кабинеты, в бассейны с «сакской» грязью… Эти господа привыкли к уютам докторских приемных, где они проходят всевозможные тесты, которые им на самом деле нужны, как зайцу стоп-сигнал. Некоторые таким образом приноровились зарабатывать пусть мелкие, но вполне реальные денежки: ведь частные, но не вполне честные доктора, давно и успешно присосавшиеся к социальным программам, завлекают к себе не только бутербродами с красной икрой, но и мини-откатами наличными — за выставленные потом американскому государству счета. «Medicaid и Medicare — это такой же костяк экономики Брайтон-Бич, как «Газпром» — костяк народного хозяйства России», — сострил в разговоре с вашим автором нью-йоркский бизнесмен Григорий Винников.
Фигурант «дела Medicare» Варужан Амроян
Свежая партия
Картина была яркой и необычной: зал для первоначального оформления задержанных в здании суда нью-йоркского района Бруклин был забит русскоязычными эмигрантами, пришедшими подбодрить своих родных. «Свежих» русских арестантов, проходящих по «афере века», одного за другим выводили из боковой двери крепкие парни в куртках с надписью Police. Первой вывели знойную длинноволосую блондинку Валентину Коваленко.
Вместе с ней по делу проходят Эльдар Кадымов, Михаил Фарбер, Нисан Р. Рангини, Арутюн Менеджян, Эдуард Гендельман и Марк Наровлянский. В обвинительных документах фигурируют три бруклинские клиники и две транспортные компании, которым государство платило за доставку пациентов к врачам. Коваленко состояла в руководстве двух из трех клиник, черноволосый Кадымов был «медицинским директором» одной.
Пузатого невысокого Фарбера прокуратура называет «вербовщиком», который приводил в клиники пациентов. Рангини якобы был совладельцем одной из клиник, но, как и Фарбер, не чурался работы вербовщика. Остальные трое — Менеджян, Гендельман и Наровлянский — платили пациентам откаты. Во-первых, за то, что те разрешали пользоваться своими именами для представления государству фиктивных счетов; во-вторых, за то, что пациенты пользовались услугами именно их клиник. С февраля 2008-го по февраль 2011-го, уверяют нью-йоркские прокуроры, клиники обвиняемых представили Medicaid и Medicare к оплате фиктивные счета почти на $60 млн.
Фигурант «дела Medicare» Натан Пейсахов Земляк в помощь
После того как арестантов ввели в зал, судья-магистратор Мэрилин Го кратко изложила каждому из них суть предъявленных обвинений и назначила залог $500 тыс. А потом из зала выходил знакомый обвиняемого и предлагал в обеспечение этой суммы свой дом или квариру. Например, поручителем Кадымова оказался врач-анестезиолог Леонид Розин. «Кто вы?» — учтиво спросила судья. «Земляк я, потом вместе учились на медфаке…» — ответил Розин, тут же изъявив готовность поручиться за Кадымова своей квартирой в дорогом манхэттенском районе Ист-Сайд.
После чего улыбчивая Го столь же учтиво поинтересовалась оценочной стоимостью квратиры. «900 тысяч», — сказал анестезиолог, заодно поведавший судье о своем годовом заработке — $700 тыс., что почти в два раза превышает доход президента США* * Президент Барак Обама получает $400 тыс. в год. .
В итоге Кадымова отпустили под залог. Но перед этим судья Го предупредила Розина: если тот пустится в бега, «государство возьмется за него» — заставит продать квартиру, чтобы заплатить эти $500 тыс. Если стоимость квартиры к тому времени сильно упадет, Розин должен будет возместить разницу.
Бруклинского врача-проктолога Бориса Сачакова, владеющего специализированной клиникой, прокуратура обвиняет в обмане не только программы Medicare, которой он выставил липовые счета более чем на $6,5 млн, но и частных страховых компаний: c них Сачаков намеревался «срубить» более $16 млн. В сентябре 2010 года Сачаков уже привлекался по аналогичным обвинениям: он 85 (!) раз умудрился удалить геморрой у одного и того же пациента.
В 2008 году Сачаков, по данным газеты Wall Street Journal, был самым высокооплачиваемым проктологом в США. А вот среди врачей-физиотерапевтов в том же году больше всего подфартило Александру Харковеру, практикующему в том же Бруклине: тот получил по линии Medicare по меньшей мере $1,8 млн.
Всего согласно судебным документам с января 2005-го по июль 2010-го Харковер представил программе Medicare счета на $11,9 млн. Из них $7,3 млн государство уже успело выплатить. Комментируя предъявленные его подзащитному обвинения в мошенничестве, адвокат Харковера заявил The New Times, что тот «хороший человек и всеми уважаемый доктор и готов доказать свою невиновность в суде». К тому же, добавим от себя, у него наверняка окажется в собственности что-то весьма ценное — для залога.
«Это все политика»
В «афере века» оказались замешаны не только выходцы из бывшего СССР. Например, детройтский ортопед Эррол Шерман отличился удалением ногтей на ногах. Одного из пациентов он, согласно представленным счетам, 18 (!) раз подверг этой болезненной процедуре, хотя столько ногтей обычно не бывает. По крайней мере трое пациентов Шермана заявили, что ногти им не удаляли, а только подстригали…
«Это все политика», — заметил, комментируя «аферу века», судебный репортер нью-йоркской Daily News Джон Марзулли. Он имеет в виду, что проведенный Бараком Обамой закон о реформе здравоохранения предусматривает в числе прочего усиление борьбы с аферами в сфере медстрахования. Марзулли, пожалуй, прав: борьба с аферистами в последнее время резко усилилась. Слишком уж тяжело далось белодомовской команде продвижение медицинской реформы, чтобы сачаковы и шерманы по старинке «рубили капусту» и дальше.
Автор: Козловский Владимир Нью-Йорк, «The New Times»
Tweet