«Русский» криминал в Америке: клан Рубашкиных – нелегалы и финансовые махинации

В федеральном суде Сидар-Рэпидс, второго по величине города Айовы, должен быть вскоре вынесен приговор 50-летнему Шломо Рубашкину (на фото), бывшему управляющему «Agriprocessors Inc.» – одной из крупнейших мясоперерабатывающих компаний Соединенных Штатов и крупнейшего в стране производителя кошерных мясопродуктов. 

Как пишет нью-йоркское издание Rusrek, компания принадлежит отцу Шломо, 82-летнему Арону Рубашкину, который попал в США из бывшего СССР сразу после Второй мировой войны с женой Ривкой. В Нью-Йорке они поселились в бруклинском районе Боро-парк, уже ставшем международным центром хасидизма, и в 1953 году Арон открыл там кошерный мясной магазин.

В 1987 году Рубашкины купили заброшенный мясокомбинат в крошечном городке Поствилл в штате Айова у границы с Висконсином. Работой мясокомбината руководили два сына Арона, и вскоре в Поствилл, где жили от силы полторы тысячи человек, начали стекаться семьи хасидов. Туда же прибыла дешевая рабочая сила, и в городке появились новые жители – евреи из бывшего СССР, мексиканцы и гватемальцы.

В Поствилл зачастили журналисты, собирающие материал о разноликой Америке. Туда приезжали кинодокументалисты и фотографы журнала National Geographic. Профессор журналистики Стивен Блум написал книгу «Поствилл: столкновение культур в американской глубинке». И в гуще этого столкновения работал кошерный мясокомбинат компании «Аgriprocessors Inc. », продукция которого пользовалась успехом. К 2006 году Рубашкины в партнерстве с индейцами племени сиу купили второй мясокомбинат в Небраске, и годовой доход компании составил четверть миллиарда долларов.

Но не все шло гладко. Один из сыновей Арона, влиятельный бруклинский раввин Моше Рубашкин в 2002 году признал себя виновным в том, что выписал липовые чеки на общую сумму $325 тыс., и получил за это 15 месяцев тюрьмы. В 2008 году Моше Рубашкин снова признал себя виновным, на сей раз в хранении опасных отходов производства на принадлежащей семье и не работающей текстильной фабрике в Аллентауне, штат Пенсильвания.

Зять Арона – Менахем (он же Милтон) Балкани, собирал деньги для политиков и водил дружбу с мэрами и конгрессменами. В 2003 году его обвинили в злоупотреблении федеральным грантом на сумму $700 тыс., но дело было прекращено, когда Балкани согласился вернуть деньги. Недавно Балкани снова арестовали и отпустили под залог в $250 тыс., обвинив в преступном сговоре с целью вымогательства у хеджевого фонда в Коннектикуте. В обвинении поясняется, что Балкани «использовал свое религиозное влияние» на заключенного, чтобы тот не сотрудничал с полицией и не дал показания против фонда. За это Балкани попросил с адвокатов фонда $4 млн., но те обратились к властям.

Получив данные, что на заводе «Agriprocessors» незаконно работают иностранцы, к тому же несовершеннолетние, федеральная служба иммиграции 12 мая 2008 года арестовала 389 нелегалов, среди которых оказались 290 гватемальцев, 93 мексиканца, 4 украинца и 2 израильтянина. По данным федеральной прокуратуры Северного округа Айовы, куда попали материалы дела, на заводе Agriprocessors работали подростки, семерым из которых было меньше 16 лет. Подростков не только ставили у такой опасной техники, как циркулярная пила, но они подвергались воздействию опасных химикатов – хлора и сухого льда.

Помимо этого, компания закрывала глаза на то, что нелегалы обманывают власти, представляя ложные данные о своем статусе, возрасте и личности. Один из менеджеров «Agriprocessors Inc. » Хаим Эйбрамс, ставший свидетелем обвинения, показал, что «все несовершеннолетние врали о своем возрасте, чтобы получить работу. Когда их нанимали, все они предоставили документы и расписались, что им больше 18 лет. Они знали, что если скажут правду о своем возрасте, их не возьмут на работу».

Обвинения были предъявлены корпорации «Agriprocessors Inc. », ее владельцу Арону Рубашкину, его сыну и управляющему завода Шломо Рубашкину, менеджеру по кадрам Элизабет Билмайер и сотрудницам отдела кадров Лоре Альтхауз и Карине Фройнд. С учетом каждого рабочего дня установленных нарушений, прокуратура насчитала 9311 пунктов обвинения. За каждый пункт подсудимым грозило до 30 дней тюрьмы и штраф от 65 до 625 долларов. «Все названные лица знали, что работники Agriprocessors являются людьми без документов, – говорилось в обвинительном акте. – Очевидно, что все знали и о том, что многие из работников – несовершеннолетние». Том Миллер, генеральный прокурор Айовы, назвал это дело самым крупным за 26 лет его работы в органах юстиции.

Как отмечает Rusrek, 30 октября 2008 год Шломо Рубашкина арестовали по обвинениям в использовании труда нелегалов и так далее. В то же день его освободили под залог в миллион долларов, обязав носить на лодыжке электронный «сторож», не покидать район северной Айовы и сдать паспорт. Но через две недели Рубашкина снова арестовали по новому обвинению в банковской афере и, продержав в тюрьме два месяца, освободили под новый залог в полмиллиона долларов на прежних условиях. На сей раз прокуратура установила, что по указанию Рубашкина миллионы долларов «Agriprocessors», которые следовало положить на особый счет, как обеспечение полученного компанией займа, по указанию Шоломо Рубашкина попадали на совсем другой счет, незаконно повышая платежеспособность мясокомбината.

По ходатайству защиты, утверждавшей, что дело получило в Айове слишком большую огласку, чтобы присяжные могли быть беспристрастны, суд перенесли в соседнюю Южную Дакоту, но Рубашкину это не помогло. В ноябре прошлого года его признали виновным в 86 пунктах финансового мошенничества и отмывания денег. Слушания продолжались почти месяц, а присяжные совещались два с половиной дня. Чуть позже прокуратура отказалась от обвинений Шоломо Рубашкина в найме на работу нелегалов, так как приговор по уже вынесенному вердикту будет достаточно суровым, и нет смысла тратить народные деньги на второй процесс.

Вначале сообщалось, что этот вердикт грозит Рубашкину тюрьмой на срок до 30 лет, но затем прокуратура сменила милость на гнев. Помощник федерального прокурора Питер Диган написал судье Линде Рид, что подсудимый заслуживает пожизненного лишения свободы. «Это обычное дело, в котором идет речь об обычном преступлении, – написал Диган. – Но это дело о необычных способах, которыми банк и другие были обмануты на ошеломляющую сумму – $26 млн, и других преступлениях».

Обвинители пришли к такому выводу, исходя из этой суммы, а также с учетом роли Шломо Рубашкина как «организатора или вожака преступных действий». Однако Боб Тайг, представитель федеральной прокуратуры Северного округа штата Айова, завил, что предложение лишить Рубашкина свободы на всю жизнь носит «рекомендательный, а не обязательный» характер, и судья Линда Рид вольна в своем решении. Гай Кук, адвокат Шломо Рубашкина, настаивает, что его клиент не намеревался обмануть банк и заслуживает не более 6 лет тюрьмы. Единственная вина Рубашкина, по словам адвоката, в том, что он «брал в долг больше, чем было положено брать в компании его отца, брал деньги, которые компания возвращала с процентами».

Адвокат утверждал, что поставщики скота не пострадали, так как в итоге с ними расплатились. «Конечно, пострадали, – написал судье Рид прокурор Диган. – То, что в итоге им заплатили, совершенно не меняет сути преступления, состоящей в том, что поставщикам скота не платили вовремя». Из-за таких задержек, пояснил прокурор, компания-поставщик Waverly Sales потеряла почти $4 тысячи, не сумев пустить в оборот положенные им деньги.

Все это, конечно, страшный грех, но карать за него пожизненным лишением свободы? Профессор права Питер Хеннинг из Университета штата Мичиган в Детройте считает, что такие приговоры за преступления «белых воротничков» редки, но в последнее время их все больше и больше. «Не скажу, что это становится нормой, – заметил профессор в интервью газете «Des Moines Register», – но о них слышно». В тоже время Питер Хенинг «будет потрясен, если судья согласится с рекомендацией прокуратуры» по делу Рубашкина.

При назначении наказания, пояснил профессор, Линда Рид, может учесть разные факторы, включая те обвинения, которые с Рубашкина сняли, и те, что с него сняли. Судья мог учесть, что обвинения в нарушениях иммиграционных законов с Рубашкина сняли после того, как его признали виновным в банковской афере. Судья мог учесть религиозность хасида Шломо Рубашкина, его безупречную характеристику семьянина, и заявления уважаемых людей в его защиту. Судья много чего мог учесть и проявить гуманизм. Вон Берни Мэйдофф наворотил куда больше и получил не пожизненное заключение, а «всего» 150 лет тюрьмы!

А крупнейший в США кошерный мясокомбинат «Agriprocessors Inc. » не вынес бремени долгов, скандала и позора и в ноябре 2008 года объявил банкротство по статье 11, чтобы восстать из пепла под другим названием и обрабатывать исключительно курятину. Как тут не вспомнить слова из стихотворения покойного советского диссидента Николая Вильямса: «О, сограждане, коровы и быки! До чего вас довели большевики… »

You may also like...