Наркомания: кого в Украине лечат принудительно
До тех, пор пока законодательство о принудительном лечении от общественно опасных видов зависимости не создано, окружающим приходится дожидаться, пока больной не станет невменяемым. Ждать, а затем наблюдать за происходящим – серьезное испытание для близких.
За год один наркоман подсаживает на наркотики еще 5-6, а по некоторым данным, и 10-15 человек
Количество тяжелобольных людей для некоторых из нас – строчка в статистическом отчете. Мы сочувствуем их горю, сокрушаемся о том, как скупо финансируют медицину и как дороги нынче лекарства. Но отстраненное сочувствие – удел людей, которым эти проблемы не слишком близки. А что делать, если рядом с вами живет человек с тяжелым заболеванием, пустивший свой недуг на самотек и при этом представляющий угрозу для вас и ваших детей? Например, алкоголик с белой горячкой или больной с открытой формой туберкулеза. Тут, помимо сочувствия, рано или поздно задумаешься о возможности принудительного лечения.
Туберкулез – медицинская тайна
СИТУАЦИЯ
Минздрав констатирует, что эпидемия туберкулеза в Украине идет на спад. Но это не значит, что проблема отсутствует вовсе – в прошлом году на каждые 100 тыс. украинцев заболело 75 человек. А умерло от этой болезни в 2009 г. 7 675 человек.
Человек с открытой формой туберкулеза за год может заразить от 5 до 20 человек. Риску подвержен каждый из нас, в Украине это заболевание уже давно стерло все социальные границы и перестало быть болезнью неблагополучных граждан. При этом бороться со своей болезнью люди хотят не всегда: ведь это так долго и утомительно. О том, что вы живете по соседству с больным туберкулезом вы можете и не догадываться. Но как быть, если вы знаете или подозреваете о том, что такой человек, например, работает с вами или живет по соседству?
ЧТО ДЕЛАТЬ
Норму о принудительном лечении больных открытой формой туберкулеза прописывает сразу несколько законов. При этом ни одним из нормативных актов не предусмотрено, что обычный гражданин может за руку привести другого в закрытое лечебное учреждение. Но если у вас закрались небезосновательные подозрения, вы можете обратиться в ближайший тубдиспансер, и медики обязаны будут отреагировать на сигнал. По нормам Гражданско-процессуального кодекса, к заявлению об обязательной госпитализации прилагается мотивированный вывод врачебной комиссии. Если больной отказывается от госпитализации, хотя врачи установили, что туберкулез имеет угрожающую форму, медики должны подать заявление в суд в течение суток.
Если же вы подали соответствующий сигнал, но реакции от медиков не последовало, значит, вы имеете право подать заявление в местную прокуратуру. С халатностью врачей будут разбираться уже правоохранители. Медики, которые пренебрегают своими обязанностями, совершают уголовное преступление.
НЮАНСЫ
Вся процедура принудительного лечения и обязательной госпитализации больного открытой формой туберкулеза, так или иначе, упирается в решение медучреждения. Однако при уровне коррупции в Украине никто не застрахован, что действительно больной человек не решит с медиками «полюбовно» вопрос своей свободы. Плюс препятствием для принудительной госпитализации может стать банальная нехватка койко-мест в тубдиспансерах. А учитывая, что врачи не имеют права разглашать медицинскую тайну, заявитель так и не узнает – обоснованы ли были его подозрения. Выходит, что целый перечень законодательных норм стопроцент-ной безопасности не гарантирует.
Психическая атака
СИТУАЦИЯ
По статистике, количество психически больных людей в Украине составляет 4-5% от всего населения. Всемирная организация здравоохранения пророчит, что в нашей стране к 2015 году в структуре заболеваемости психические болезни займут первое место. Причин тому множество – начиная от стремительного темпа жизни и заканчивая экономическим кризисом. До определенного момента можно жить бок о бок с больным человеком и не догадываться о проблеме. Но когда-нибудь он может стать неадекватным. Проявиться это может где угодно: дома, на работе или же просто на улице. Причем в самой непредсказуемой форме.
ЧТО ДЕАЛТЬ
Украинское законодательство предусматривает возможность изоляции людей с психическими расстройствами. Существует закон «О психиатрической помощи», позволяющий медикам, в случае вызова бригады «скорой», на месте определять состояние человека. Решение о госпитализации – большая ответственность, но если оно принято, санитары наденут смирительную рубашку и доставят больного в медучреждение. Его состояние далее определяет врачебная комиссия, и если человека признают неадекватным, материалы направляются в суд. По закону, решение об изоляции и лечении должно быть принято в течение двух суток. Впрочем, родственники имеют право провести альтернативное обследование. Но последнее слово о том, отправлять человека в лечебницу или нет, остается за судом.
Наркоманам закон не писан
СИТУАЦИЯ
За год один житель Украины, по мнению экспертов ВОЗ, выпивает около 6 литров абсолютного алкоголя (то есть чистого 100% спирта). Отечественные эксперты считают, что эту цифру нужно умножить на два. Пристрастие к алкоголю у одного человека создает невыносимые условия для других. Пьяные дебоши, «белая горячка», психозы, деградация – все это удар по семье, а также по окружающим.
Проблема с наркоманией не менее тяжелая и еще более пугающая. ВОЗ утверждает, что в Украине около 300 тыс. только инъекционных наркоманов, и с каждым годом их становится на 10% больше. Наркомания не заразна, но на определенном этапе многие из тех, кто сидит «в системе», становятся дилерами, то есть реализуют дозы другим людям. За год один наркоман подсаживает на наркотики еще 5-6, а по некоторым данным, и 10-15 человек. Выходит, что в лечении от этой зависимости заинтересована не только семья наркомана.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Главный нарколог Киева и области Геннадий Зильберблат утверждает, что в Украине законы о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов на сегодня, увы, отсутствуют. Хотя еще несколько лет назад эти нормы были прописаны. В нашей стране даже не осталось лечебно-трудовых профилакториев. Тем не менее, выход есть.
Дело в том, что наркология – это часть психиатрии. Соответственно, лечить наркоманов и алкоголиков принудительно можно по тому же принципу, что и психически больных. Тем более что человек зависимый часто ведет себя на людях неадекватно. Это может быть поводом для вызова бригады медиков.
Вот и получается, что до тех, пор пока законодательство о принудительном лечении от общественно опасных видов зависимости не создано, окружающим приходится дожидаться, пока больной не станет невменяемым. Ждать, а затем наблюдать за происходящим – серьезное испытание для близких.
СПРАВКА
Согласно Единому государственному реестру судебных решений, за 2009 год суды разных инстанций рассмотрели 1912 дел относительно принудительного лечения (за исключением уголовных и хозяйственных дел). Из них:
87 – о принудительной госпитализации больных туберкулезом, которые уклоняются от лечения,
36 – о принудительном лечении наркомании,
156 – о принудительном лечении алкоголизма,
477 – о принудительном лечении психических заболеваний.
(Печатается с сокращениями)
Анжелика Липовецкая, АиФ-Украина
Tweet