Украина и Молдова: дорога преткновения с… Румынией?

Президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что Молдова может войти в состав его страны в ближайшие 25 лет. Так это или не так, но развивая свои отношения с Молдовой, официальному Киеву придется учитывать позицию Бухареста. Каковы же украинские пассивы и активы – дипломатические и экономические?

В интервью газете Romania Libera румынский лидер отметил, что граница Румынии (и Евросоюза) прошла бы в таком случае по Днестру. При этом у Украины бы появился сильный стимул для дальнейшей демократизации и интеграции в Евросоюз.

Бэсеску подчеркнул, что Бухарест никогда не подпишет договор о границе с Молдовой, поскольку это "узаконило бы пакт Молотова-Риббентропа".

В беседе с журналистами он также сообщил, что не доверяет Москве, поскольку Россия держит свои войска в Приднестровье и продлила срок аренды базы ВМФ в Севастополе до 2042 года. При этом в России, считает Бэсеску, в равной степени нет доверия к Бухаресту.

Вывод же войск из Приднестровья румынский президент считает неким тестом, который Москва должна пройти. "Мы чувствуем себя неуютно, когда русские войска стоят у наших северных границ, в Приднестровье. Мы чувствуем себя неуютно, когда Российская Федерация заключила договоренность о продлении стоянки флота в Севастополе до 2042 года. Если Россия хочет выглядеть столь дружественной к государствам черноморского региона, зачем ей нужен такой большой флот в таком маленьком море?", – сказал Бэсеску.

Lenta.ru отмечает, что ныне румынские консульства активно выдают паспорта гражданам Молдовы. По оценкам самого Бэсеску, только в этом году жители Молдовы получили более 70 тысяч румынских паспортов. При этом процесс только ускорится в связи с открытием консульств в Бельцах и Кагуле.

Как известно, в 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, но в 1940 СССР вернул ее обратно вместе с Черновицкой и частью Одесской областей Украины. В Бухаресте, тем не менее, до сих пор очень популярны речи о восстановлении Великой Румынии.

Как сообщалось, в июне Траян Бэсеску внес на утверждение в парламент Национальную стратегию обороны – документ, в котором говорится о необходимости вывода российских войск с территории Молдовы. В нем отмечается, что "пребывание иностранных войск без согласия страны пребывания, вблизи границ Румынии, представляет собой угрозу национальной безопасности".

Учитывая настроения (и притязания) официального Бухареста, постараемся взглянуть на украино-молдовские отношения сегодня и возможные сценарии их развития.

Украина – Молдова: как стать добрыми соседями

Различные соцопросы демонстрируют, что только от 2 до 5% украинцев воспринимают соседние государства как врагов, в то время как в качестве друзей их оценивают стабильно не менее 50% граждан. Проанализировав отношения Украины с соседями, мы не можем с уверенностью причислить их ни к друзьям, ни к врагам нашего государства. Журнал  Власть денег  проанализировал ошибки и определил необходимые шаги, которые должна сделать Украина для выстраивания таких отношений с соседями, чтобы наши экономические интересы были реализованы в максимально полной мере.

Отношения Украины и Молдовы принято считать дружескими. Наши страны — партнеры по ГУАМ, одинаково стремятся вступить в ЕС и сохранить хорошие отношения с Россией. Имеют хотя и разных, но вполне последовательных адвокатов в Брюсселе. Зимой этого года даже появилась неофициальная информация, что в ЕС поодиночке не вступают и Украине предложено выбрать партнера, с которым она вместе перережет ленточку на входе в Евросоюз. И мы выбрали Молдову.

Потом эта информация официально опровергалась Брюсселем, но как-то вяло и неубедительно. Казалось бы, в таких условиях наши страны должны быть самыми близкими союзниками. Однако за 19 лет независимости Молдова сумела создать контролируемый клубок проблем в отношениях с Украиной. И их решение теперь целиком зависит от доброй воли Кишинева. Почему так случилось и как действовать Украине в этой ситуации.

Молдова, которая лишь немногим больше Одесской области и в 2,5 раза беднее Украины (являясь самой бедной страной Европы), практически всегда зависела от Украины. На советских картах Украинская ССР изображалась на одном листе с Молдавской, и даже новейшие карты и атласы Украины обязательно включают в себя территорию Молдовы — иначе все регионы нашей страны просто не проиллюстрировать.

Но, несмотря на это, Молдове удалось переиграть Украину по многим направлениям. Вступив в 2001 году в ВТО, Кишинев добился подписания с Киевом соглашения о свободной торговле без исключений. Вопрос о демаркации границ до сих пор находится в подвешенном состоянии, что также на руку Молдове.

В советские времена административная граница между союзными республиками наносилась на карту довольно условно, и когда встал вопрос об ее определении на местности, у Киева с Кишиневом возникли разногласия. Молдаване хотели иметь выход к Дунаю, Украина — получить 7-километровый участок дороги в районе села Паланка, без которого девять районов одесского Буджака находились в положении анклава. «Молдова маленькая, а Украина — большая и может уступить, вот такой была позиция Кишинева на переговорах по делимитации границы», — сообщил «ВД» украинский дипломат, пожелавший остаться неназванным. Интереснее другое: Украина де-факто последовала этому принципу.

По материалам делимитации украинско-молдавской границы оказалось, что обмен территориями произошел в пропорции 6 к 1 в пользу Молдовы. Став благодаря Украине морской державой, Молдова тут же приступила к строительству порта в Джурджулештах. В итоге же в 2009 году был построен современный порт, мощность лишь зернового терминала у которого в два раза превышала показатели украинского Рени. И теперь даже работающий на 50% своей мощности джурджулештский порт бьет по украинским конкурентам.

Вся продукция Рыбницкого металлургического завода (30 тыс. т) и 70% молдавского зерна (300- 400 тыс. т), шедшие через Рени, направлены в Джурджулешты. По оценкам руководства Ренийского и Измаильского портов, только за 2009 год они недополучили прибыль в размере 5,6 млн грн. из-за работы Джурджулештского порта. Грузооборот Ренийского порта упал в 2009 году на 55%. Если же совокупно подсчитать ежегодные потери Украины, то они приблизительно составят $50 млн — именно такую цифру доходов порта обнародовала в прошлом году молдавская сторона.

Впрочем, цифры потерь имеют тенденцию к увеличению, ведь за спором о принадлежности земли под 7-километровым участком в районе с. Паланка украинские власти забыли о другой дороге — железнодорожном участке Раздельная — Рени, который трижды заходит на территорию Молдовы. Контролируя тарифы на прохождение грузов по своей территории, Кишинев способен косвенно влиять на загрузку дунайских портов Украины. Фактически выгодные тарифы и высокая пропускная способность этого участка означают, что дунайские порты Украины могут быть реанимированы. Но это оптимистический вариант, пессимистический же заключается в том, что у Молдовы есть возможность превратить Джурджулешты в полноценный логистический центр, создав там железнодорожный узел. Что выльется в потерю грузов ренийского узла, после чего Рени превратится в город-призрак.

Где были раньше?

Когда в 1999 году Украина и Молдова устанавливали границу, де-факто проводя территориальный обмен, о железных дорогах речь не шла. Молдова просто передала Украине проходящую по нашей территории железную дорогу на участках Могилев-Подольский — Мамалыга (Черновицкая обл.) и Раздельная — Рени (Одесская обл.), которые в последние годы существования СССР находились в подчинении Молдавской ж/д (CFM). Пока Молдова и Украина взаимно зависели друг от друга, тарифы на железнодорожный транзит устанавливались на паритетных началах, но в 2007 году Молдова построила дорогу к порту Джурджулешты в обход Украины.

Была ли возможность изначально выстроить с Молдовой отношения иначе? Пример дороги Славутич — Семиходы, который частично проходит по белорусской территории, но по всей протяженности принадлежит Украине, показывает, что была. Но добиваться от Молдовы уступки на 30-километровый участок Болград — Этулия Украина не стала.

«Содержать дорогу на чужой территории дорого и неудобно, — говорит Дмитрий Подтуркин, руководитель экспертной группы «Менеджмент Консалтинг Групп». — Да и если говорить о железнодорожном ведомстве, то в 1990-2000 гг. до развития этой части Одесской области просто руки не доходили. Основной доход «Укрзалізниці» приносили грузы к портам большой Одессы, и смысла не было вести долгие переговоры с не желавшей идти на уступки молдавской стороной. Тем более что основная тяжесть платежей ложилась на грузовладельцев».

В итоге было решено не договариваться с молдаванами о долгосрочных тарифах или аренде Украиной железнодорожного полотна, а строить обходной участок. В 2002 году Верховная Рада приняла Закон «О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства на 2002-2010 гг.», согласно которому предусматривалось выделение бюджетных средств на строительство железной дороги Измаил — Рени. Но стал он руководством к действию для молдавских железнодорожников. Те быстро подсчитали, что потеря 5 млн т транзитного груза означает $15-16 млн ежегодных убытков. После чего быстро погасили долги перед «Укрзалізницею» и занялись сооружением собственной дороги — в обход Украины.

По Бессарабии с ветерком

Дорога Кагул — Джурджулешты обошлась молдавской казне в $70 млн, причем в эту же сумму вошло сооружение пассажирского речного терминала на р. Прут. Само по себе такое вложение средств было малоэффективным, но государственное строительство велось параллельно с сооружением порта — на деньги частного инвестора. $250 млн вложили Danube Logistics (собственник и оператор порта) и Trans Cargo Terminal (владелец зернового терминала). 80% акций Danube Logistics принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития, 20% — нидерландской компании EASEUR Holding BV. Поэтому, когда в январе 2010 года украинские парламентарии решили поиграть в защиту священных границ и поставили вопрос о денонсации соглашения об обмене территориями, их осадили даже не в Молдове — а в ЕС, попросив особо не заигрываться.

Все это время под боком у возводимых со временных терминалов стоял готовый порт Рени. Однако сакральность статуса отечественных портов, законодательно запрещенных к приватизации, помогла молдаванам утереть конкуренту нос. А отдельная железная дорога к порту — обеспечить его загрузку.

Пока в Молдове строили, в Украине считали. Аж в 2006 году (четыре года спустя принятия госпрограммы!) ПИИ «Одесазалiзнич проект» рассчитал стоимость железной дороги Измаил — Рени, она составила $727 млн плюс еще 875 млн грн. нужно было потратить на модернизацию участка Одесса — Измаил. Выходило, что при существующих грузопотоках дорога будет окупаться 109 лет, да еще нужно учесть, что само строительство займет почти шесть лет! Немудрено, что неоднократно всплывавший в кабинетах Минтранссвязи проект по возведению прямой ветки к железнодорожному узлу Рени почил в бозе. А вот молдавский заработал в 2008 году.

Теперь в Минтранссвязи не возражают против приватизации того же Ренийского порта. Вот только его привлекательность напрямую зависит от благосклонности молдавской стороны в вопросе тарифообразования. Министр транспорта и связи Константин Ефименко дал в августе с. г. поручение провести переговоры с руководством Молдавской железной дороги (CFM) о снижении тарифов для украинских грузов в порт Рени. Украинские дальше снижать некуда — они и так на уровне себестоимости.

«Перед железной дорогой стоит задача модернизации, и хотя это невозможно сделать без иностранных инвестиций, вкладывать придется и деньги CFM, — объясняет Виорел Киврига, экономический аналитик Института за демократию и социальные инициативы Viitorul. — В 2009 году тариф на перевозку украинских грузов в сторону Рени был снижен в среднем на 15%, вряд ли стоит ожидать дальнейшего снижения цен».

Подвязаться в артель

«В том, что Молдова на Дунае переиграла Украину, нет ничего удивительного, —говорит Владимир Горбач, политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества. — Там терминал был построен на частные деньги, управляет им частная компания, которая установила такие тарифы и условия операции грузов, что выгоднее работать через Джурджулешты». У нас же тарифы портов до сих пор устанавливает государство».

Существование порта в Джурджулештах и зависимость от CFM по доставке грузов в украинские порты теперь следует воспринимать как суровую реальность. И реализовывать в Придунавье такие проекты, которые будут выгодны и Молдове. В первую очередь это модернизация железной дороги, на которую молдаванам в течение 6-12 лет потребуется $1,2 млрд. Украина могла бы поучаствовать в модернизации тех путей, которые затрагивают украинские интересы, а взамен получить долгосрочные льготные тарифы на движение грузов.

Во-вторых, нужно найти новое предназначение для дунайских портов. «Оживить дунайские порты можно только одним способом: отказаться от конкуренции с портами Румынии и переориентироваться на транзит российских грузов на Балканы, — считает Дмитрий Подтуркин. — В этом случае выигрывает и молдавский порт Джур джулешты». А значит, в кои-то веки в Придунавье совпадут интересы Киева и Кишинева. К тому же Украине давно пора решиться на приватизацию дунайских портов, которые пока приносят одни убытки. Пример соседнего Джурджулешты — лишнее свидетельство неэффективности государства как собственника.

Сложность подобных решений в том, что Молдова также вошла в полосу политического кризиса и перманентных выборов. Идти на экономические уступки в такое время молдавские власти вряд ли решатся. Источник «ВД» в МИДе в качестве примера указывает на 2009 год, когда тогдашнему министру Петру Порошенко было дано поручение президента максимально быстро уладить разногласия с Беларусью и Молдовой. И вот с Минском все быстро уладили, а с Кишиневом — нет. Все дело в том, что разговаривать на равных с Молдовой Украине очень трудно. Еще в 1996 году хитрый российский дипломат Евгений Примаков предложил Украине другое искушение: стать гарантом будущего статуса Приднестровья в составе Республики Молдова. И Украина перед искушением не устояла.

С тех пор любое давление на Кишинев по экономическим вопросам представлялось соседней страной как политическое давление на одного из участников приднестровского конфликта. «Еще в 2005 году мы пошли на то, чтобы допустить европейских экспертов на приднестровский участок границы, — посетовал в беседе с «ВД» один из украинских дипломатов. — В мае этого года министр ино странных дел Константин Грищенко подтвердил, что Украина не будет препятствовать их работе. Любые попытки ослабить контроль над движением грузов через Приднестровье приводят к обвинениям в адрес Украины, что она теряет беспристрастность гаранта в данном конфликте».

Дипломаты признают, что это — следствие особых румынско-молдавских отношений. Румыния либо сама, либо устами ЕС блокирует любые попытки Украины оживить порты Придунавья в ущерб Молдове. Ну а Кишинев платит тем же, поддерживая Румынию в экономическом конфликте вокруг канала Дунай — Черное море. Молдове незачем форсировать события: ситуация в Придунавье ее полностью устраивает, а в случае давления в приднестровском вопросе вступится ЕС. Поэтому действовать придется самой Украине, крепко держа в руке те крохи от пряника, который еще 13 лет назад казался Молдове таким лакомым.

 

 За/При Днестровье

Конфликт в Приднестровье начался еще в 1989 году, когда в Молдавской ССР к власти пришел Народный фронт Молдовы. В августе 1991 года Молдова и Приднестровье с интервалом в два дня провозгласили свою независимость, а в 1992-м между ними вспыхнул вооруженный конфликт. Он закончился фактической победой Приднестровья, однако его независимость не признало ни одно государство. И в результате при посредничестве России и ОБСЕ, а с 1996 года — и Украины, стороны договорились, что будущее Приднест ровья — в составе Молдовы.

Активность Украины в урегулировании конфликта наблюдалась в 1997-2000 гг. Так, в 1998 году в Одессе удалось собрать за общим столом лидеров Молдовы и Приднестровья. Подписанный документ о создании общего экономического и правового пространства звучал обнадеживающе, но выполнен не был. В следующем году в Киеве стороны конфликта вновь договорились о строительстве общей экономики, правовой системы и обороны. Но на практике опять же ничего воплощено не было. Ну а с 2001 года между Тирасполем и Кишиневом начался новый конфликт — и Украина следовала в фарватере тех инициатив, которые выдвигал ЕС.

Где провести границу?

Дорога в районе с. Паланка имеет статус собственности Украины на территории Молдовы. Никаких таможенных процедур для пересечения ее не требуется: на въезде по граничник дает талончик, где обозначает время и количество пассажиров в автомобиле. Талон нужно вернуть при выезде не позже чем через десять минут, чтобы не вызвать подозрений. Останавливаться на дороге запрещено, но де-факто многие покупают молдавские товары, которые жители Паланки выставляют вдоль дороги. Теоретически можно купить не только яблоки и персики, а что угодно — хоть оружие или наркотики. Шансы нарваться на патруль пограничников невелики, фактически это самый простой способ контрабанды в нашу страну.

Украина претендует на гидроузел Днестровской ГАЭС, расположенный на правом берегу Днестра, а также на согласие Молдовы по затоплению 6 га ее территории при достройке ГАЭС. Молдова претендует на дополнительный участок на Дунае в районе Джурджулешты для сооружения подъездных путей к порту.

Автор: Александр Власенко, Власть денег

You may also like...