Хуже заключенных живут душевнобольные украинцы
По строительным нормам интернаты для инвалидов должны быть отгорожены от мира трехметровой оградой. Такова политика государства, которое не только практически ничего не делает для того, чтобы социализировать инвалидов, а наоборот – делает все возможное, чтобы отгородиться от них. Причем отгородиться и образно, и физически.
Журналисты издания «Комментарии» поговорили с исполнительным директором Коалиции защиты прав инвалидов и лиц с интеллектуальной недостаточностью Раисой Кравченко о проблемах людей с инвалидностью и отношению к ним государства.
Какую проблему в сфере борьбы за права инвалидов Вы бы назвали самой актуальной?
На самом деле проблем очень много. Одной из самых основных можно считать неприятие украинским обществом особенных людей, коими являются инвалиды.
У нас бытует такое мнение: если человеку нужен усиленный уход, значит, его необходимо изолировать от общества. Такое отношение усугубляется и политикой государства, которое не только практически ничего не делает для того, чтобы социализировать инвалидов, а наоборот – делает все возможное, чтобы отгородиться от них. Причем отгородиться и образно, и физически.
Забор, окружающий резиденцию президента в Межигорье, без преувеличения можно назвать самым высоким (на некоторых участках до 7 м) и длинным (тип: профнастил от производителя с ленточным фундаментом). Он огораживает массив площадью 129 гектаров. Изгородь, протянувшаяся на километры вдоль заповедных днепровских круч, собрана из качественного, особо прочного гофрированного железа. Видели ее немногие украинцы, зато слышали о ней наверняка все. Журналисты и общественные активисты пытались штурмовать эту стену и в лоб, и со стороны Днепровского водохранилища, и со стороны окрестных сел — и практически всегда безрезультатно. В ходе одной из акций движения «Стоп цензуре!» журналисты попытались заглянуть и через ворота резиденции, и даже вести съемку из-под них. Тоже без особого успеха.
Подзаборные политики Украины. Ограждая себя заборами, власть сама провоцирует граждан
То есть, интернаты для содержания людей с умственной отсталостью обносят колючей проволокой?
К счастью, до проволоки еще дело не дошло. Но есть другое: государственные нормы по постройке интернатов для людей с умственной отсталостью говорят о том, что помещение должно сооружаться за границей или на окраине населенного пункта (сейчас интернаты удалены от центральных частей города в среднем на 83 км – «Комментарии»), а вокруг него по периметру должен быть поставлен трехметровый забор. Это просто немыслимо: люди с особыми потребностями остаются просто отрезанными от нормальной жизни, они живут, как в тюрьме. Впрочем, даже хуже, ведь множество тюрем расположены в центральных частях городов. А так, аналогия волне очевидна: в интернаты людей помещают, не спрашивая их мнения, а потом еще и увозят куда-нибудь подальше, полностью изолируя от общества.
А что можно сказать о количестве этих интернатов? Их хватает?
Формулировка вашего вопроса подтверждает устоявшийся стереотип об изоляции умственно отсталых людей от общества. В Украине более 30 тыс. инвалидов по причине умственной отсталости содержатся в интернатах, хотя они имеют право жить дома наравне со всеми людьми. Интернаты убивают личность человека, они превращают их в узников, которые ничего в своей жизни не видят. В отечественных интернатах не существует даже такого понятия как собственная комната – есть понятие «койко-место».
Так что о личном пространстве человеку можно забыть. Кроме того, существующие интернаты не могут дать даже тот минимум, который прописан в законе: вместо 7 кв. м. на одного человека у нас в большинстве интернатов отводится в два раза меньше места. И очень часто у человека нет ни собственного стола, ни шкафа, ни тумбочки для личных вещей. Так что умственно отсталый человек в украинском интернате обречен на постоянную жизнь «на виду», без права побыть наедине.
Разве в других странах умственно отсталые люди живут не в интернатах?
Большинство таких людей в развитых странах живут дома. Единственное отличие от обычного человека в том, что они нуждаются в практически круглосуточном уходе. Для этого государство выделяет специального человека, который помогает родственникам присматривать и ухаживать за особым человеком столько времени, сколько нужно. Кстати, в Киеве тоже есть служба помощи по домашнему присмотру за людьми с психическими расстройствами, но нормативы там минимальные. Один соцработник может помогать не больше 4-6 часов в сутки и очень ограниченному количеству людей.
Но ведь не все родственники хотят или могут ухаживать за инвалидом дома.
Другой вариант гуманного и цивилизованного ухода за такими людьми – создание мини-общежитий, вместимостью до 20 человек. Об этом я могут рассказать из собственного опыта, поскольку на протяжении десяти лет занималась созданием и развитием маленького общежития для умственно отсталых детей.
Взялась за такое дело потому, что у меня самой ребенок 1 группы инвалидности по причине умственной отсталости. Добиться в нашей стране всего было очень сложно, но главное – результат. В данный момент у меня есть мини-общежитие на 18 человек, в котором у каждого есть своя комната. Кроме того, в здании есть свечная мастерская и даже маленькая тепличка, где все желающие могут выращивать цветы и овощи. Также у нас есть договоренность со школьным спортзалом, находящимся по соседству, в который мы можем ходить, чтобы заниматься спортом. Кроме того, мы живем в Киеве, можем свободно гулять по улицам и ходить в магазины, то есть, жить нормальной человеческой жизнью.
Недавно была утверждена государственная программа «Национальный план действий по реализации Конвенции про права инвалидов» на период до 2020 г». Можно ли надеяться, что до 2020 года жизнь инвалидов в Украине существенно изменится?
Если вы анализировали эту программу, то там есть интересный момент – цикличное выделение средств. Например, в этом году заложено 12 млрд. грн., а в следующем – в двадцать раз меньше. Потом через год, в 2014 г. – опять около 12-14 млрд. грн., а в 2015 г.– опять в два десятка раз меньше.
Прежде всего, от недофинансирования пострадают статьи, касающиеся усовершенствования защиты прав инвалидов, обеспечения приватности и улучшения содержания в интернатах, поэтому очень тяжело делать оптимистические прогнозы. Вообще инвестирования нужно вкладывать не в совершенствование интернатов, а в развитие новых форм содержания таких людей и уходу за ними. Для позитивных изменений, кроме стабильного финансирования, необходима политическая воля. А у нас ее нет.
Конвенция о правах инвалида, подписанная нашим государством, гарантирует сохранение целостности личности. А о какой целостности может идти речь, если человек обречен жить за высоким забором, в полной изоляции от всего мира на своем койко-месте площадью 3, 5 кв.м?
Автор: Ольга Москаленко, Comments.UA
Tweet