Шансов у них не осталось. На детей-алкоголиков и наркоманов у чиновников нет ни времени, ни денег
Детской наркомании в Крыму почти не существует — так решили должностные лица, закрывая центр реабилитации в селе Садовом Нижнегорского района. Почему малолетним токсикоманам и наркоманам не нужно лечение, что станет с уникальным учреждением, аналогов которому в стране не существует, и кто «заказал» его ликвидацию?
Подробности выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Не надо нам такого счастья
Трое из четырех подростков, попадавших в Республиканский центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, после лечения начинали нормальную жизнь — без наркотиков, преступлений и бродяжничества. Однако высокие показатели не спасли учреждение от закрытия. В Минздраве было принято решение передать его кому-нибудь другому.
О трудной судьбе центра писали и рассказывали, кажется, почти все крымские СМИ, причем все они говорили о необходимости данного учреждения. Почему же все-таки дело не сдвинулось с мертвой точки и какие подводные камни существуют в этой истории?
Формальная причина в том, что юридически деятельность центра реабилитации существенно выходит за рамки, установленные для лечебных организаций. Да и вообще апробированная технология работы с алко- и наркозависимыми детьми оказалась на стыке полномочий сразу нескольких ведомств — службы по делам детей, милиции, Минздрава и Минобраза.
Евгений Менчик, главный вне-штатный специалист Министерства здравоохранения АРК по вопросам оказания наркологической помощи несовершеннолетним:
«Безусловно, такой центр нужен, и те методы реабилитации, которые имели место в этом учреждении, не имеют аналогов в Украине, но это больше психолого-педагогическая работа, нежели медицинская».
Разделяют эту точку зрения и в администрации «законсервированного» центра, поясняя, что в правовом поле здравоохранения не допускается привлекать пациентов к работе, в то время как трудотерапия, успешно опробованная еще при Макаренко, в реабилитации трудных подростков играет одну из ключевых ролей.
Александр Бондарь, заведующий отделением для несовершеннолетних республиканского наркодиспансера:
«Мы учили наших воспитанников, что только собственным трудом можно добиться в жизни успеха. За десять лет мы выпустили свыше четырехсот детей, и многие уже обзавелись семьями и нормальной работой. А сегодня в дебатах о том, кому должно быть подведомственно наше учреждение, чиновники, к сожалению, совсем забыли о детях».
И забыли, надо сказать, весьма надолго. Планы по переводу центра в структуру Министерства образования и науки, молодежи и спорта как наиболее уместного по специфике работы не встретили понимания у должностных лиц этого ведомства по той лишь причине, что у Минобраза и без того на балансе много интернатов.
Позже подготовили пакет документов для передачи учреждения под крышу Министерства социальной политики, однако и там, судя по всему, оказались не очень рады такому подарку судьбы — вот уже полгода этот вопрос находится на стадии рассмотрения.
Дети — это невыгодно
Однако, по информации сотрудников министерства, возобновление работы учреждения в сфере реабилитации алко- и наркозависимых несовершеннолетних не планируется.
Галина Сыромятникова, заместитель начальника управления социального обслуживания и стационарных учреждений:
«Вопрос о передаче этого центра планируется рассмотреть в конце февраля или начале марта. После оформления необходимых документов предусматривается перепрофилировать учреждение под интернат для людей с психоневрологическими заболеваниями, чтобы сократить число очередников в интернаты такого типа».
Проще говоря, чиновники заинтересованы создать еще одно предприятие, в котором будут зарабатывать на родственниках, которые не хотят ухаживать за своими психически нездоровыми близкими. А реабилитационный центр для малолетних алкоголиков и наркоманов — это, видимо, невыгодно, за них денег никто не дает.
Хотя, по словам руководства, утверждение весьма спорное — Севастопольская горгосадминистрация несколько лет назад готова была ежегодно перечислять четверть миллиона гривен за квоту в пятнадцать коек для маленьких севастопольцев.
Так что с учетом потенциала организации, которая десять лет находилась почти на полном самообеспечении, даже с экономической точки зрения выходит неплохой инвестиционный проект, особенно если иметь в виду депрессивное состояние дел в Нижнегорском районе.
Кому это нужно?
Стоит отметить, что центр реабилитации «прессовали» несколько лет подряд, подключая к этим процессам все мыслимые республиканские службы. Кому мешало учреждение, которое единственное в Украине занималось трудными детьми с улицы, в селе Садовом до сих пор не знают. А вот источник еженедельника «Крымский ТелеграфЪ» в управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков с ходу назвал сразу несколько версий.
Во-первых, от наркомании не застрахованы ничьи дети, в том числе и так называемые мажоры, подсадка на иглу или таблетку которых — отдельная «профессия», набирающая популярность на полуострове. В среднем всего за полгода-год в учреждении возвращали детей к нормальной жизни, избавляя не только от физиологической, но и психической зависимости. По одной из версий, центр реабилитации попал под удар, чтобы не составлять конкуренцию частным клиникам, которые за свои услуги берут просто астрономические суммы.
По другой версии, среди недовольных оказались представители сектантских организаций, в которых есть свои аналоги реабилитационных служб, формирующие паству в том числе за счет детей из неблагополучных семей. При эффективности лечения на уровне 75 процентов, что подтверждается данными службы по делам детей, центр составлял для них опасную конкуренцию.
Как бы там ни было, сегодня малолетних наркоманов и алкоголиков даже если и отправят на лечение, то только в психиатрическую больницу, методы реабилитации в которой сводятся к заключению под стражу на период ломки. После этого их выпускают обратно на улицу — и все возвращается на круги своя.
Выход из этой тупиковой ситуации пока существует. На приведение реабилитационного центра в готовность потребуется всего два дня. Но вот нужна ли эта готовность — неизвестно.
Автор: Юрий АНДОЧКИН, газета «Крымский ТелеграфЪ» № 216
Tweet