Масштабная «туристическая» афера в Украине
Скандал вокруг крупной сети турагентств «Горячие туры» вспыхнул на прошлой неделе, когда люди не смогли улететь на отдых, за который уже заплатили. Кто-то собирался в Турцию и Египет, кто-то — в Закарпатье. Путевки были оплачены полностью: билеты, проживание, питание. По словам обманутых туристов, они не ожидали подвоха, ведь обратились не в первую попавшуюся фирму — сеть «Горячие туры» существует давно, и до сих пор большинство клиентов были ею довольны.
— Лично я пользовалась услугами этой сети турагентств трижды, — рассказывает одесситка Мария Худенко. — В этот раз мы планировали нашу самую дорогостоящую поездку. Долго собирали деньги, хотели отдохнуть в Турции всей семьей — четверо взрослых и четверо детей. Путевку взяли на семь дней, она обошлась в шесть тысяч долларов. В какое турагентство обращаться, знали заранее — «Горячие туры» нас вполне устраивали.
Сейчас многие говорят: мол, наверняка захотели сэкономить и поэтому попались на удочку аферистов. Ничего подобного — сеть «Горячие туры» предлагает далеко не самые дешевые туры, но успела хорошо себя зарекомендовать. Мои подруги и родственники тоже пользовались ее услугами. Теперь же нам кажется, что людей просто заманивали в ловушку, чтобы в какой-то момент обмануть на большие деньги.
— Когда вы заказывали путевки?
— Месяц назад. Сразу внесли половину стоимости. Но агент, к которому мы обратились, вскоре позвонил и посоветовал оплатить путевку полностью. Объяснил это нестабильным курсом доллара: дескать, лучше внести сумму в гривнях сейчас, чем потом переплачивать. Мы так и сделали. Лететь в Турцию должны были в первых числах августа. Отдых спланировали до мелочей.
Как вдруг 1 июля звонит наш агент: «Маша, возникли проблемы. 29 и 30 июня у меня не улетели люди. Приехали в аэропорт и узнали, что их билеты аннулированы как неоплаченные. И вы в такой же ситуации». Я была в шоке: как такое может быть? Ведь мы внесли всю сумму, в том числе и за билеты! Агент сказал, что сам ничего не понимает. Дескать, он все наши деньги перечислил в «Горячие туры», у него есть соответствующие выписки и квитанции из банка. То есть деньги на счет главного офиса «Горячих туров» поступили и… пропали.
— Я была одной из тех туристов, которых в последний момент поставили перед фактом, — говорит киевлянка Алина. — Мы с другом должны были лететь в Бодрум. Одновременно услугами «Горячих туров» решила воспользоваться моя мама — она хотела на три недели поехать в Закарпатье. Как и большинство других туристов, в эту сеть турагентств мы обратились потому, что раньше уже пользовались ее услугами. Мама планировала ехать в августе, а деньги заплатила еще в конце марта.
Предстоящая поездка обошлась ей в 19 тысяч гривен. Мы с другом заплатили больше 20 тысяч гривен и должны были улететь 30 июня. За два дня до вылета, когда у нас уже были собраны чемоданы, позвонила знакомая: «Вы еще не слышали? Говорят, турагентство обанкротилось и уже никто никуда не летит». Я позвонила агенту, которому отдавала деньги. Они работают с «Горячими турами» по франчайзингу. То есть агент выступает посредником: заключает договор с туристом, а деньги, которые тот платит, перечисляет в главный офис «Горячих туров». В свою очередь, «Горячие туры» должны перевести средства туроператору. По такой системе работают многие агентства. Так вот, я позвонила агенту. «К сожалению, вы никуда не летите, — услышала в ответ. — Возможно, сеть объявит себя банкротом. Где ваши деньги, никто не знает».
— Наш агент сам был в недоумении, — продолжает одесситка Мария Худенко.— Он посоветовал: «Пишите заявление в прокуратуру. Лично я уже это сделал». И показал нам квитанции, подтверждающие, что он перечислил деньги на счет «Горячих туров». Агент сказал, что люди из главного офиса на связь не выходят. Но я проявила настойчивость и все-таки дозвонилась туда.
Попала на заместителя директора. Разговор был долгим и абсолютно безрезультатным. На вопрос, где наши деньги, замдиректора так и не ответил. «Поймите, в стране кризис, — сказал. — Курс доллара скачет, мы в этом не виноваты. Поэтому вернуть средства пока не можем». А в конце концов признался: «Ваши деньги ушли на погашение наших долгов». Я чуть не задохнулась от возмущения: «И что мне теперь делать?» — «Ничего, — невозмутимо ответил замдиректора. — Если компанию кто-нибудь купит, возможно, вопрос решится». Попросила позвать к телефону директора, но мне ответили, что его нет и в ближайшее время не будет. На этом переговоры с «Горячими турами» закончились.
— Кто-то из туристов приезжал в главный офис компании?
— Это делали другие обманутые туристы, с которыми я общалась. Оказывается, мне чудом удалось дозвониться хоть кому-то из начальства. Сейчас в офисе вообще нет администрации. Менеджеры говорят, что ничего не знают. Но интересно другое. Мы узнали, что буквально за два дня до того, как вспыхнул скандал, «Горячие туры» сменили свой юридический адрес. Если раньше они числились в Киеве, то теперь почему-то «переехали» в Харьков. Директор тоже сменился. Куда делся предыдущий, непонятно.
Менеджеры говорят, что он уже полгода за границей. Возникает вопрос: неужели с нашими деньгами? Кстати, менеджер рассказал еще кое-что. Оказывается, 27 июня ему пришло сообщение из главного офиса в просьбой в срочном порядке собрать со всех клиентов полную предоплату. То есть, если кто-то внес половину стоимости, пусть как можно быстрее заплатит остальное. Такие же сообщение пришли и другим агентам. И когда туристы перечислили деньги, все средства исчезли. Зачем так сделали? Это явное мошенничество.
— Вы обратились в милицию?
— Конечно. Написали заявление в управление по борьбе с организованной преступностью. Наш агент сделал то же самое. Есть еще один вариант — подать в суд. Ведь у нас заключен официальный договор, по которому мы перечисляли деньги. Но судиться придется непосредственно с агентом, который нас обслуживал. А он, похоже, и сам пострадал.
— У нас вообще безвыходное положение, — говорит турагент Антон. — Мы, агенты, остались должны всем обманутым туристам. Но где взять деньги, если я в полном объеме перевел их на счет главного офиса «Горячих туров»? Да, есть квитанции, но это вряд ли поможет. Моих сбережений едва хватит на то, чтобы оплатить один недорогой тур. А клиентов десятки! Уже выставил на продажу свою машину, что делать дальше, не знаю. Ведь клиенты имеют полное право подать иск и отсудить все мое имущество.
— В такой ситуации сейчас оказались многие агенты, работавшие с «Горячими турами», — комментирует директор Центра развития туризма Украины Владимир Царук.— У туристов есть договор с агентом, а значит, они действительно могут подавать на него в суд. И имеют все шансы выиграть процесс. Случай с Антоном Захаровым, который уже продает машину, не единичный — сейчас многие агенты пытаются за свой счет оплатить путевки туристам. Чтобы подобной ситуации не возникло в дальнейшем, следует менять закон. Необходимо, чтобы в законодательстве были прописаны финансовые гарантии, а страховка покрывала риски в случае, если турфирма не может выполнить своих обязательств. Пока этого нет, мы видим результат — пострадали порядка четырех-пяти тысяч человек.
— Обманутые туристы уверены, что стали жертвами хорошо спланированной аферы. Ведь турагентство «Горячие туры» получило деньги, но путевки у туроператора всего лишь забронировало, но не оплатило. А накануне скандала клиентов зачем-то попросили заранее внести полную предоплату.
— В туристическом бизнесе существует правило: если туроператор не получает деньги от агентства в течение одного-двух дней, бронь снимается и агентству даже может быть выставлен штраф, — поясняет Владимир Царук. — Сейчас меня часто спрашивают: что должен сделать турист, чтобы не оказаться в подобной ситуации? Как перестраховаться? Нужно проверять, кто продает путевки.
Есть крупные туроператоры, которые имеют собственные сети агентств. И если человек покупает турпакет у этих агентств, он может быть уверен в том, что деньги сразу зачисляются на счет туроператора. Соответственно, такой ситуации, как произошла с «Горячими турами», не будет. Но, с другой стороны, в Украине достаточно надежных турагентств с хорошей репутацией, к которым вполне можно обращаться.
После того, как обманутые клиенты обратились в милицию, по факту мошенничества в особо крупных размерах открыли уголовное производство. По предварительным подсчетам, у туристов выманили общей сложности миллион гривен.
В турагентстве ситуацию по-прежнему не комментируют. Дозвониться до руководства невозможно — менеджеры отвечают, что никого из администрации на месте нет.
— Я просто сотрудник, — сказал корреспонденту «ФАКТОВ» мужчина, который взял трубку.— Не уполномочен ничего комментировать. А директор за границей. Поэтому не знаю, к кому вам обратиться.
Официальных заявлений так и не последовало. Между тем на сайте турагентства до сих пор продаются путевки. Также размещено приглашение для агентов — дескать, компания будет рада новым сотрудникам. В милиции говорят, что идет расследование.
Автор: Екатерина КОПАНЕВА, «ФАКТЫ»