Наколотые медали: допинговый скандал вокруг Олимпиады в Сочи

Россия вновь оказалась в центре допингового скандала. 12 мая издание The New York Times опубликовало расследование, в котором бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков рассказал, что на зимней олимпиаде в Сочи в 2014 году российские спортсмены принимали разработанный им «коктейль». 

В издании Rus2Web рассказывает самое важное из расследования NYT.

Что произошло

12 мая издание The New York Times опубликовало расследование. В нем бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков заявил, что по крайней мере 15 российских призеров Зимней Олимпиады в Сочи 2014 года принимали допинг. По его словам, «допинговая программа» планировалась несколько лет.

Григорий Родченков 

Она нужна была для того, чтобы обеспечить доминирование российских спортсменов на играх. В программу были включены несколько десятков спортсменов — 15 из них стали призерами Олимпийских игр в Сочи.

Кого из спортсменов назвали

В расследовании упоминаются фамилии бобслеиста Александра Зубкова (две золотые медали), лыжника Александра Легкова (золотая и серебряная медали) и скелетониста Александра Третьякова (золотая медаль).

Александр Третьяков 

Также допинг якобы употребляла женская сборная по хоккею — она заняла в соревнованиях шестое место.

Какие препараты применяли

Родченков рассказал, что разработал коктейль из трех запрещенных препаратов: метенолона, тренболона и оксандролона. Принимать его нужно было с алкоголем — так допинг быстрее попадал в кровь.

Как проходила подмена тестов

Кроме того, по словам Родченкова, российские антидопинговые эксперты и сотрудники спецслужб подменяли допинг-пробы российских спортсменов на «чистые» образцы, взятые за несколько месяцев до олимпийских соревнований. «Люди чествовали успехи олимпийских чемпионов, а мы сидели как сумасшедшие и меняли образцы мочи. Вы представляете, как устроен олимпийский спорт?» — рассказал экс-глава антидопинговой лаборатории. К концу Олимпиады было подменено не менее 100 допинг-тестов, которые могли дать положительный результат.

Какую роль в этом сыграл министр спорта

По словам Родченкова, Министерство спорта активно контролировало допинговую программу российской сборной. Непосредственное участие в ней принимал министр спорта Виталий Мутко.

Виталий Мутко

По этому поводу Мутко, по словам Родченкова, как минимум раз в неделю встречался с замминистра спорта Юрием Нагорных. В ответе The New York Times Нагорных заявил, что ему «нечего скрывать».

Кто такой Родченков

Григорий Родченков возглавлял Московскую антидопинговую лабораторию до ноября 2015 года. В ноябре Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) выступило с отчетом, в котором сообщалось, что Родченков уничтожил 1417 допинг-проб за три дня до проверки. После этого деятельность Московской антидопинговой лаборатории была приостановлена.

Сам Родченков подал в отставку. Его временно отстранили от должности и в медицинском комитете Международной федерации лыжных видов спорта (FIS). В январе 2016 года он уехал в Лос-Анджелес. Среди интересных деталей: в 2013 году сестра Родченкова была признана виновной по статье «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта». Ее приговорили к полутора годам колонии, но затем срок был заменен условным наказанием.

Реакция России

The New York Times запросила комментарий у министра спорта РФ Виталия Мутко. Как сообщает издание, после запроса Мутко выпустил заявление «о продолжении информационной атаки на российский спорт». «Это размышления человека, которого самого обвиняли. Обиженный человек может наговорить все, что угодно», — прокомментировал министр спорта заявление Родченкова. Тем не менее, от официальных комментариев Мутко пока отказывается.

«Мы изучим эту статью и посмотрим, как отреагировать. Я в этих спортсменах уверен. Работа уже идет, но от официальных комментариев пока воздержимся», — сказал министр. Также известно, что 12 мая Мутко уехал с матча чемпионата мира по хоккею между сборными России и Дании, не дождавшись его окончания.

Упомянутые в расследовании спортсмены также его прокомментировали. «Это полная клевета в отношении спортсменов сборной России и меня в частности. Я многократно сдавал допинг-пробы как в РУСАДА, так и в ВАДА», — заявил бобслеист Зубков. Лыжник Легков сказал, что «спокоен за себя на 300 миллионов процентов». Бывший исполнительный директор Федерации хоккея России Валерий Фесюк назвал сообщения о допинге в женской хоккейной команде «бредом». Он отметил, что Родченков мог разоблачить сборную еще во время Олимпиады.

«Об этом заявлении в первый раз слышу. Я шокирован, для меня это новость. Надо разобраться. Я не слышал, чтобы было что-то подобное (о «коктейлях» Родченкова). У нас перед Олимпиадой комиссия брала все пробы. И во время Олимпиады тоже брали все необходимые пробы. Допинг-офицеры могли приехать в любой момент и взять пробу у любого игрока», — прокомментировал президент Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также прокомментировал расследование NYT.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков

«Скажем так, они выглядят абсолютно голословными эти заявления, они не основываются на сколько бы заслуживающих доверие данных, не подкреплены какой-то аргументацией. Это просто выглядит как, знаете, такая клевета перебежчика, что-то типа этого. Я бы не стал бы доверять таким голословным заявлениям», — сказал Песков. 

Международная реакция

Международный олимпийский комитет призвал Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) немедленно расследовать опубликованные материалы. «Эти обвинения очень детализированы и вызывают большое беспокойство», — сказал бывший президент ВАДА Дик Паунд.

Глава ВАДА Крейг Риди заявил, что агентство немедленно приступит к изучению материалов The New York Times. «Новые данные указывают на то, что еще очень многие недочеты должны быть устранены. Тем не менее, теперь, когда ВАДА имеет в структуре организации двух независимых экспертов, я чувствую уверенность в том, что все вопросы будут решаться без промедления», — сказал Риди.

 

You may also like...