Закарпатца на пять лет упрятали в чешскую тюрьму за ограбление, совершенное другим
Жителя села Малый Раковец, что на Закарпатье, 37-летнего Петра Терпая знает почти вся Чехия. Летом 2002 года мужчину без доказательств на 7 лет упрятали в одну из местных тюрем. Доказали невиновность украинца местные журналисты и священник. Безработица завела на чужбину
Петр Терпай родился в селе Рокосово Хустского района Закарпатья. Закончив школу, пошел в училище, отслужил в армии. После службы вернулся в родной колхоз. Вскоре женился и переехал к молодой жене Оксане в соседнее село Малый Раковец. С работой пришлось распрощаться, ездить за несколько десятков километров стало не с руки, а в семье подрастали двое сыновей — Сергей и Александр. Несколько лет Петр перебивался временными заработками. Денег в семье катастрофически не хватало, еле-еле сводили концы с концами. В это время жители горных сел Закарпатья начали массово выезжать на заработки в Чехию, Венгрию, Италию. Терпай тоже решил: «А чем черт не шутит? Семью кормить и содержать надо».
Ему повезло, в их селе жил так называемый «клиент» (человек, подыскивающий работу за границей. — Прим. авт.). Миша, выслушав просьбу, тут же предложил ехать в Чехию, работать на песчаном карьере в Лисе-над-Лабем, что в 50 километрах от Праги. Собрав нехитрые пожитки, мужчина отправился за границу.
Дела продвигались неплохо — хозяин попался хороший. Единственное, что не устраивало работодателя, так это частые отъезды наемного работника в Украину. Тому приходилось раз в три месяца возвращаться на родину и продлевать туристическую визу. В конце концов хозяину Мирославу Цоубалу это надоело, и летом 2002-го он выдал Терпаю 500 долларов, чтобы тот открыл легальную рабочую визу. Петр обрадовался и начал подыскивать попутный транспорт.
А подвел-то «клиент»
— Я подошел к Мише и спросил, не собирается ли он ехать в Украину, — рассказывает Петр. — Тот объяснил, мол, подожди несколько дней — и поедешь «микриком». Но микроавтобуса я так и не дождался. Пришлось ехать с Мишиными знакомыми Васей и Славиком.
22 июня Петр встретился с ними в условленном месте в Праге, познакомился, договорился о цене, и тронулись в путь. Но на чешско-польской границе во время таможенного контроля автомобиль «Форд Мондео», на котором ехали украинцы, вывели из общего потока.
— А спустя несколько секунд подскочили вооруженные полицейские и надели на всех наручники, — вспоминает мужчина. — Потом, ничего не объясняя, долго везли в обратную сторону от границы.
Еще через три дня задержанным предъявили обвинение в вооруженном ограблении почтового отделения. Оказалось, что 17 июня в селе Смечне неподалеку от города Кладно двое вооруженных преступников вынесли 104 тысячи 850 чешских крон (больше 4 тыс. долларов). Кроме того, во время нападения была ранена кассир.
Опознали… по бровям
Как оказалось, незадолго до ограбления в почтовое отделение Смечне заходил подозрительный мужчина. Он разговаривал с русским акцентом, купил несколько марок и уехал. Сотруднице его поведение показалось довольно странным, и она записала номер автомобиля. После ограбления полиция начала искать подозрительного владельца и транспортное средство, а им оказался тот самый «Форд Мондео». Как выяснилось, машина принадлежала чеху, но украинцы нередко арендовали ее.
В отношении задержанных возбудили уголовное дело, началось следствие. Главным доказательством вины послужили показания потерпевших и свидетелей. Петр, как один из подозреваемых, проходил все процедуры наравне со взятыми под стражу земляками. Во время следствия одна из сотрудниц почтового отделения начала утверждать, что именно он стрелял в ее коллегу. Уж больно похожи были брови Петра на брови грабителя. И следствие приняло эту деталь во внимание.
У Терпая было безупречное алиби. Его работодатель, коллеги и даже посторонние люди подтвердили, что в момент ограбления он находился на работе в 110 километрах от места происшествия. Но эти факты не приняли к сведению. Не придал значения суд и тому, что во время процесса почтальон сильно путалась в своих показаниях. Украинца приговорили к семи годам лишения свободы.
Идеальный подозреваемый
Петр Терпай не сдавался. Он подал на апелляцию, но потерпел неудачу. С жалобой в Европейский суд не успел по срокам. Спустя два года украинец познакомился с тюремным священником Павелом Кочнаром. Заключенный посещал все его проповеди. И как-то рассказал свою историю. Священник пообещал помочь, но изначально сам проверил полученную информацию. Он поехал в песчаный карьер на прежнее место работы осужденного, встретился с хозяином и его коллегами. Выслушав их рассказ, Кочнар приступил к решительным действиям.
Отец Павел обратился к чешскому телеканалу «Нова», и тот провел журналистское расследование, наняв для этой цели профессионального гонщика. Последний сумел доказать, что даже вертолетом Терпай не успел бы в день преступления добраться из Лисы-над-Лабем в Смечне. Получасовую передачу показывали по чешскому каналу.
После этого в защиту нашего соотечественника активно выступили религиозные, общественные организации, а также Хельсинкский союз Чехии. Все они просили правительство освободить невиновного украинца. Но президент страны так и не смог подписать указ о помиловании. Хотя после этого отношение к заключенному резко изменилось.
— Они понимали и принимали мою невиновность, но не могли ничего сделать без согласия президента Чехии, — вспоминает бывший заключенный. — Мне выделили отдельную камеру, а со временем Павел устроил мне свидание с женой, которая все это время жила с детьми на пенсию брата-инвалида.
Еще через некоторое время случилось настоящее чудо — просьбу рассмотрел окружной суд и принял решение: «Освободить и немедленно депортировать из страны». Петру дали 500 крон (около 25 долларов) и выпустили на улицу.
За пять лет тюремной жизни он многое увидел, а главное — понял: украинец в Чехии — идеальный преступник.
— Нас там не любят, — признается он. — Если происходит преступление, каждый раз стараются обвинить именно украинцев. Да, я не спорю, очень много наших живет в Чехии по своим законам — могут запросто ограбить ювелирный магазин, обворовать или еще что-то придумать. Но большинство честно трудятся в поте лица, чтобы заработать для семьи копейку. В следственном изоляторе я познакомился с двумя сотнями соотечественников. Уверен, что большинство из них невиновны.
В феврале 2007 года Петр Терпай вернулся в Украину. Сейчас он работает на стройках Киева и планирует нанять профессионального адвоката. Мужчина никак не успокоится после стольких тяжб и испытаний. Он хочет подать жалобу в Европейский суд на правительство Чехии за причиненные ему обиды в чужой стране.
Лариса Свалявчик , Вечерние вести