«Однорукие бандиты» Украины: сто тысяч филиалов Страны дураков

Игровые заведения в нашей стране всегда являлись «филиалом» организованной преступности. О том, как функционирует эта система изнутри, и что имеет с этого оргпреступность и государство – читайте ниже.

Развитию игорного «бизнеса» в стране не мешают ни драконовские цены за лицензию на организацию игорной деятельности (150 тысяч евро за 5 лет), ни сложности в получении дополнительных лицензий у местных властей, ни стоимость почти в 1000 долларов торгового патента за каждый игровой автомат.

Не пугают участников рынка и широко разрекламированные планы различных горсоветов вынести игровые заведения за черту города – за долгое время обсуждений они так и остались всего лишь планами.

Видимо, игорные магнаты понимают: стремление срубить легких денег присуще в равной мере обычному человеку и государству, которое получает от игрового бизнеса солидные вливания в бюджет. И которое, в лице своих «выдающихся представителей», участвует в отмывании денег через салоны.

Но вернемся к нашим «буратинам». Большинство из тех, кто решил попробовать счастья в игровых автоматах, прекрасно понимают, что заведение пытается их облапошить. Но мало кто знает, что помимо, так сказать, «честного обмана» их ожидает дополнительный, не предусмотренный никакими правилами.

Согласно разным данным, в Украине процент денег, который должен отдавать автомат в виде выигрышей, составляет 85-92% (для сравнения, в США и Европе – 95-98%). Реально же посетителям достается гораздо меньше.

Нам удалось поговорить с аудитором одной из сетей игровых салонов, который рассказал о некоторых нюансах дополнительной выемки денег у клиентов.

Работа нашего собеседника, назовем его Станиславом, состоит в проверках игровых автоматов в салонах, разбросанных по всей Украине. В Киеве его фирме принадлежит несколько десятков игровых заведений – от небольших, до двух десятков автоматов, до серьезных игровых залов с рулеткой.

– Станислав, в чем особенность вашей работы?

– Я занимаюсь аудитом и ревизией региональных филиалов. Обычно проверяю кассиров: одно дело, если кассирша ошиблась на несколько десятков гривен, но есть случаи, когда цена ошибки – несколько тысяч. Последний случай – девочка ошиблась на 2 000 тысячи гривен. Нам, поскольку мы проверяем всю статистику игры автоматов, нужно найти, на каком именно этапе произошла ошибка.

Аудитор проверяет каждый аппарат: сколько денег за определенный период было поставлено, сколько он выдал выигрыша, какая сумма была снята кассирами.

Аудитор также отлавливает так называемые «прострелы». Ведь знающий менеджер в игровом салоне может вычислить, когда примерно аппарат должен давать выигрыш и поставить сам некую значительную сумму.

– Но ведь это, наверняка, запрещено? Кто должен следить, чтобы они не играли?

– У менеджеров, кассиров и охранников, вообще-то, есть должностные инструкции с запретом на подобную деятельность, но я уверен, что персонал салонов нередко их нарушает.

По идее, есть руководители филиалов, которые обязаны подобные случаи пресекать. Бывает, что директора просто плохо за этим следят. Но можно предположить, что «местные князьки» просто сидят на неком проценте и, соответственно, закрывают глаза на дополнительный заработок своего персонала, а то и поощряют его. Во всяком случае, я знаю, что это практикуется во многих игровых залах.

Если после плановой проверки у руководства фирмы появляется недоверие к директору салона – туда направляют в первую очередь службу безопасности. Ну и нас.

– Каковы обычные сроки выплаты выигрышей? Знаете ли вы случаи, когда салон попытался «съехать», уклонившись от выдачи выигрыша?

– В большинстве игровых залов нашей фирмы написано, что оплата выигрыша осуществляется в течение 3 дней. Я точно не знаю, как это регулируется законом, но у нас это – распоряжение по фирме. Правда, фирма оставляет за собой право увеличить срок, до 5 дней, например. Конечно, это зависит от суммы выигрыша. В моей практике был случай, когда клиенту пришлось ждать выигрыша неделю.

В других фирмах бывали случаи, когда неграмотному человеку начинают «пудрить мозги». Он, например, выиграл, отошел. А на фирме, если техник знающий – он может сбросить статистику по нулям. И ты уже ничего не докажешь. Обнулился автомат, неисправность какая-то произошла…

– Как еще фирма может обмануть клиента?

– Если фирма не хочет отдавать… Опытный техник может, например, сделать так, что сгорит плата в автомате. У нас такого не было, это я уже скорее из прессы знаю.

– А еще?

– Чтоб не отдавать выигрыш – ломается автомат, резко пропадает электричество. При этом в статистике выигрыш останется, а после появления света – комбинация на экране меняется. Понятно, куда пойдут эти деньги.

Салоны, кстати, страхуют себя от настоящих сбоев электроэнергии. Обратите внимание: в залах висят объявления, что при исчезновении электросети администрация ответственности не несет. Так что нечистоплотный техник, в принципе, может подобное провернуть. Конечно же, в сговоре с другими работниками салона.

– Сколько вы ловите более-менее серьезных нарушителей среди персонала в месяц?

– За месяц может быть 2-3 случая нарушений, которых мы, аудиторы, обнаруживаем. Если это просто ошибка – персонал может отделаться штрафом. Если преднамеренно – сами понимаете…

– А как, по вашему мнению, влияет на персонал работа с такими значительными деньгами, да еще когда их выигрывает народ?

– Конечно же, это зависит от человека. Есть определенные критерии, по которым люди отбираются на работу в салон. Люди проходят проверку – тестирование. У нас, например, есть специальный кадровый отдел, который этим занимается. Я уверен, что подобные отделы есть у остальных фирм. Конечно же, людей специально обучают.

– Сколько длится обучение?

– Опять же, это зависит от человека. Его учат в коллективе. Есть люди, которые могут работать хоть сразу. Конечно же, человек должен быть психологически устойчивым. Попадаются пьяные клиенты, просто «борзые», которых нужно успокоить.

К слову, у нас, кроме охранников и видеонаблюдения, в каждом зале есть «тревожная кнопка».

– А есть ли какая-то статистика нарушений по регионам? По районам Киева, например: где чаще всего обманывают? Или в какие города Украины приходится чаще всего ездить на нарушения?

– Таких тенденций нет. Что касается статистики вообще, могу лишь сказать, что ежедневно все данные по салону снимаются менеджером и передаются в центральный офис по интернету. Поэтому в Киеве могут следить за тенденциями во всех салонах. Если мы едем в регион на проверку, то берутся все данные за последние месяцы, и мы уже знаем, куда собственно, едем.

АВТОМАТОВ С ЖЕТОНАМИ НЕ ОСТАЛОСЬ

– Расскажите, какие бывают типы игровых автоматов, и каковы шансы выигрыша на каждом из них.

– Существуют сотни названий автоматов, все трудно перечислить. Из выигрышных… возможно – «Мегаджеки», у которых целый перечень, десяток и больше игр. У этих автоматов предусмотрены довольно неплохие ставки, где поднять можно в основном на дубляже (выигрыш, при котором сумма удваивается – ред.).
Сейчас в залах ставят электронные рулетки. Это полный аналог обычной механической рулетки, на которой также можно выиграть десятки тысяч.

– Или проиграть…

– Конечно, или проиграть. Рулетка пользуется достаточной популярностью у более-менее богатых игроков.

– А автоматы с жетонами еще где-то остались?

– Нет, уже исчезли с рынка. Даже не могу сказать точно почему. Может из-за налоговой, которая требует сводную отчетность? Вообще налоговая сейчас настаивает на том, чтобы все автоматы выходили на один компьютер. Я слышал, что отдельные региональные налоговые даже заставляют заклеивать купюрники. Кассир сам подходит с магнитным ключом и выставляет клиенту на автомате необходимую сумму. Или в некоторых салонах – вообще выставляет с рабочего места, через компьютеризированную систему. И при этом дает клиенту кассовый чек. Якобы, при этом исключается возможность махинаций.

– Производятся ли наши, украинские автоматы?

– В Украине – делают, по-моему, в Харькове.

Эти автоматы качественные, если сравнить их с зарубежными аналогами?

– По надежности они на уровне зарубежных. Основные поставки автоматов, насколько мне известно, из Польши. Но есть, конечно, поставки частями. Корпуса, например, производит Украина. Есть вроде даже мини-заводы, которые изготавливают «коробки» под требования заказчика. А электроника, мониторы, завозятся из других стран. Вспомнил, еще: из России точно привозят.

– Какой максимальный выигрыш был на вашей фирме, на этих самых «Мегаджеках»?

– На моей памяти человек выиграл 60 тысяч гривен, но бывали выигрыши и побольше. На подобные суммы сразу приезжает техник, приезжает аудитор, то есть я. Если нужно – приезжает и безопасность, мало ли. Проверяется вся статистика, по всем счетчикам. Есть три вида статистики, в том числе и так называемая «дальняя», куда имеет право заходить только техник или руководитель…

Со специальным паролем?

– Да, со специальным кодом и только лицо уполномоченное. Ближнюю статистику могут просматривать кассиры – обычно при передаче смены она переписывается. Плюс, в автоматах стоят механические счетчики. Точнее, в каждом автомате есть электронные или механические счетчики. Это дополнительный контроль, при помощи которого мы можем вычислить, как играл каждый конкретный автомат.

– Видеонаблюдение есть в салонах?

– У нас на фирме – по Киеву и в половине крупных городов – есть. Вообще-то, это дорогая процедура потому она пока есть не везде. С помощью видеонаблюдения можно вычислить и администраторов и кассиров.

– Это скрытые камеры?

– В основном их видно, но дополнительно есть и скрытки.

КЛАССИЧЕСКИЙ ВЫИГРЫШ – 20-30 ТЫСЯЧ

– А правда, что есть люди, которые ходят играть как на работу?

– Я сам лично видел таких несколько раз. Показывали ребята в салоне. Они не мухлюют, а как-то просчитывают эти комбинации, бог его знает как.

– Можете рассказать какие-то экстраординарные случаи?

– Был случай, когда человек вложил 5 тысяч гривен. И у него выпало выигрыша что-то около двухсот тысяч.

– Надо же! А на каких автоматах играл?

– На «Адмирале», на какой-то из карточных игр. Это потом было все проверено – и по камерам, и автомат сам – всё точно. Выиграл человек на дубляже. Очевидно, он наслушался передач, где говорят о нечестных салонах, обнулении статистики, вызвал каких-то своих знакомых, и вместе с ними ждал, пока не приедет руководство салона и проверяющие. Кстати, с этим человеком рассчитались в течение дня. Но это был единичный случай.

Классические же случаи, на которые мы ездим – 20-30 тысяч гривен. Тогда тоже едет аудитор, техник, все проверяем и даем заключение. Я смотрю, как шла игра, отзваниваюсь в оперативный отдел и уже потом автомат снова возвращают в игру, а с человеком, по возможности, сразу рассчитываются.

– Бывали ли случаи, когда человек поднял очень большую сумму и тут же ее «спустил»?

– На моей памяти человек выиграл под 50 тысяч, а на следующий день их же у нас в салоне «спустил».

– Существуют запреты на посещение салонов людьми, которые явно много выигрывают?

– А зачем? Везение не вечно – может поднять, может продуть несколько десятков тысяч. Большие суммы ведь в основном выигрывают люди, много вкладывающие.

В салонах как-то следят за «больными» игроками? Которые, как часто пишут, квартиры проигрывают?

– Ну… Игроков, которые проигрывают большие суммы, есть два типа. Есть такой, который придет в салон, вложит двадцатку (тысяч грн., -ред.) и выиграет 40 тысяч. Или все эти деньги спустит. Явно человек в деньгах не нуждается. А есть такие, за которыми нужно следить. Конечно, если человек последнее спускает, да еще и нервный – такого постараются выпроводить. Хотя отдельно политики такой нет. Вообще-то, это не моя компетенция, а службы безопасности салона. Те вполне могут отслеживать подобных игроков.

– Были у вас случаи, когда игрок ну совсем уж проигрался: то ли ту же квартиру «спустил», то ли из-за денег убил кого-то?

– У нас периодически мамы прибегают (смеется), скандалы устраивать. Мол «вы моего сына на автоматы присадили». А мы тут причем? Не хочет играть, пусть не играет. Вот убийств на моей памяти точно не было.

– А как в плане моральной ответственности? Вот вы, как человек в этой сфере работающий, не чувствуете ответственность за проигравшихся в пух и прах людей?

– Ну, работа ведь есть работа. Есть люди, которым просто хочется отвлечься. Есть деньги, он сел и расслабился. А еще и выиграл чего. Но есть и работяги, которые приходят и просаживают все. Конечно же, им нужно вовремя остановиться. Это зависит только от человека. Бывает, охранник или менеджер просто пожалеют человека. Видят, что много проиграл и тактично «попросят» его из салона.

НЕПРИБЫЛЬНЫЕ САЛОНЫ – И ТАКОЕ БЫВАЕТ

– Вы знаете примерную статистику автоматов по Киеву? Например, сколько их у вашей, как вы говорите, не самой крупной фирмы?

– Если посчитать все салоны – до 500 автоматов. А есть фирмы гораздо серьезнее.
Если брать оборудование, то новых программ у нас пока немного. А есть фирмы, у которых в салоне и по 100 автоматов – «Кинг», «Метро Джекпот»…

– Какой примерно процент отдачи от автомата? Скажем, с тысячи гривен сколько останется залу, и сколько «положено», чтобы унес человек?

– Автоматы выставлены все по единой системе отдачи. Если не ошибаюсь, он должен давать от 82% до 90%.

– А какая средняя дневная выручка, скажем так, со среднего салона в Киеве?

– Нормы как таковой нет. День на день не приходится. Итоги подводятся по результатам месяца. Могу сказать, что есть небольшой салон в Киеве, 15 автоматов, в «рыбном» месте. Так вот, если смотреть по месячной выручке, его среднедневная отдача – 25-30 тысяч гривен. Иногда и больше. Конечно, минус положенные расходы – зарплата, аренда и т.д.

В других городах, конечно, выручка обычно поменьше.

– А есть неприбыльные салоны?

– Конечно, бывают.

– Зачем их тогда вообще держать?

– На перспективу, в надежде на лучшее. Плюс, неплохую прибыль помимо автоматов дают букмекерские конторы. Я бы сказал, это даже более надежный источник прибыли, особенно если автоматы «не тянут».

Какова текучка кадров среди персонала салонов? Кассиров, менеджеров? Директоров?

– Ну, директора – самая устойчивая позиция. Они хорошо сели, отлично себя чувствуют, зарплаты очень хорошие…

– Еще, наверное, те самые проценты…

– Да. Плюс, для каждого салона есть определенный месячный план. Если зал отыгрывает эту сумму и большую – работники получают неплохие премии. Как директора, менеджеры, так и обычный персонал. Скажу откровенно: большинство салонов премии получают.

А каковы зарплаты у обычного персонала в салоне?

– Где-то до 200 гривен за смену, кто сколько дежурит. Получается до 700 долларов в месяц, плюс проценты, если зал хорошо отработал.

– В каком количестве салонов продают алкоголь?

– Что касается нашей фирмы, то не во многих, но есть тенденция: многие директора хотят открыть в салонах бары. Зачем человеку бегать на улицу за тем же пивом, если будет возможность попить его в тепле и уюте?
В некоторых салонах нормальным клиентам – кофе, чай, а иногда даже и пиво дают бесплатно.

ВЫСЕЛИТЬ САЛОНЫ ЗА КИЕВ? НЕ ДАДУТ!

– Какие слухи ходят в ваших кругах о том, что игровые салоны таки вынесут за черту города?

– Слухи то ходят, но народ особо не нервничает и не дергается, как работал, так и работает. Что касается нас, небольшой фирмы, то это одно. Но вот большие игровые сети – простите, за ними ведь стоят очень серьезные люди. Выселить их за Киев просто так? Не дадут.

В самой идее вынести салоны за город, есть смысл и рациональное зерно? Хотя бы по отношению к народу?

– Если говорить о людях – то, конечно же, есть. То есть –закрыть не все салоны в городской черте, а те, которые реально мешают людям. Ведь контингент среди игроков, сами понимаете, подчас бывает неуравновешенный. Да и спиртное. Я бы запретил открывать салоны в жилых домах. Ну и известную инициативу – закрыть игровые залы рядом со школами, детсадами тоже поддерживаю. Хотя детей сейчас нигде не пускают. До 18 лет, как положено.

Отдельно стоящие же салоны, или в нежилых домах – короче, те, на которые люди не жалуются – можно было бы оставить.

Говорят, что все эти салоны сделаны для того, чтобы отмывать незаконные деньги…

– Вполне может быть. Даже просто посадив своего игрока, который, зная комбинации, будет играть, можно протащить такую денежку!..

– Какие среди работников вашей сферы имеются мнения о том, кто контролирует игорный бизнес? В Киеве, в Украине?

– Затрудняюсь на этот вопрос ответить.

– Милиция? Городские власти? Криминал?

– Начнем с того, что государство контролирует этот бизнес через выдачу лицензий. А милиции официально платится за охрану.

– Ну а как вы думаете, приходится где-то взятки платить? За ускорение выдачи лицензии, за то, чтобы не замечались нарушения?

– Взятки явно на каких-то этапах платятся. Сами понимаете, в нынешних условиях без этого…

КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ

– Куда обычный игрок может пожаловаться, обнаружив нарушения в работе салона?

– Ну, конечно же, в первую очередь – в общество защиты прав потребителей. Адрес и телефоны висят возле каждой кассы в салоне. Плюс там же висят телефоны менеджеров салона и горячей линии.

– Эта информация обязательна для всех салонов, или все зависит от того, какой имидж салон себе хочет сделать?

– Конечно же, зависит от салона. В каждом нормальном салоне это есть.

– Вы хотите сказать, что на том конце провода будут работать в интересах клиента?

– Это выгодно в первую очередь самому же салону. Ведь придут ли в него люди, зависит от имиджа, который он себе создал. Все подобные обращения проверяются в обязательном порядке. В этом, кстати, часть и моей работы. Ведь человеку может не понравиться, например, как работает какой-то определенный автомат, как он выигрыши выдает. Реагируют техник, менеджер и мы, аудиторы.

– А как со случаями воровства в салонах?

– Бывают такие случаи. Не очень часто, но бывают. В основном народ мобильные оставляет, пересаживаясь с автомата на автомат, сумки. Если в зале есть камера, вычислить можно практически моментом.

– То есть, можно сразу разобраться с пропажей, не звоня в милицию?

– Конечно, нужно сразу обратиться к администрации.

– Если у салона на месте нет необходимой суммы, какой документ требовать игроку, чтобы гарантировано получить свои деньги?

– В салонах есть специальный бланк расписки, куда заносятся ФИО игрока, ФИО кассира, размер выигранной суммы. Сумма также фиксируется в журнале у кассира; игроку не помешает потребовать, чтобы кассир ее в этом журнале обязательно зафиксировал. На бланке расписки обязательно должен быть штамп предприятия.

Плюс, я бы посоветовал при наличии мобильного телефона сфотографировать выигрышную комбинацию на автомате. Что касается нашей фирмы, то у нас в каждом салоне на кассе специально есть фотоаппарат. Можно попросить менеджера или кассира снять выигрыш.

– Какие нарушения могут грозить салону со стороны контролирующих органов? Налоговой там, общества защиты прав потребителей…

– О налоговой знаю. При проверке налоговой, несоответствие заявленной суммы в кассе грозит штрафом в десятикратном размере. Т.е., ошиблась кассир на 2 тысячи, считайте, что влетел салон на все 20-ть.

– А расплачивается за ошибку?

– Да кассир и расплачивается. Я так считаю: кто ошибся, тот и должен нести ответственность. Все-таки, их работа как раз – не ошибаться.

Справка. Согласно данным Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса, ежегодно количество торговых патентов на игровую деятельность увеличивается на 20%. По данным ассоциации, на 1 июля 2008 года подобных патентов было выдано 136 822 (по одной игровой «точке» на каждые 335 украинцев).

 

Владимир Жураховский, проект NoBest,(24)

You may also like...