Телевидение в роли «кидалы». Как телевикторины высасывают деньги и как не стать их жертвами

«Угадайте слово из трех букв и гарантированно заработаете тысячу гривен». Такой или похожей завлекаловкой начинается любая телевикторина, которая предлагает зрителям, не прилагая особых усилий, достойно обогатиться. На самом же деле все не так: богатеют организаторы телеигр, операторы и телеканалы, забирая кровные у наивных игроков. 

Наверное, у нас нет таких людей, которые бы хоть раз не видели по телевизору одну из четырех интерактивных игр: «Набор букв» (на экране — несколько литер, из которых игроку предлагается составить задуманное слово), «Угадай картинку» (на экране — фрагмент лица известного человека, а игроку предлагается назвать его имя), «Змея» (на экране — разбросанные буквы соединены линией. Игроку предлагается правильно задать направление чтения, чтобы определить слово) и «Отгадай слово» (ведущий рассказывает о сути загаданного слова, которое нужно угадать, что игрокам и предлагается).

Каждому победителю одной из викторин предлагают выиграть от 200 до 5000 гривен. Даются ненавязчивые подсказки, после которых лишь ребенок не сможет отгадать слово. Это завлекает и… игроки в итоге теряют свои деньги. Причем законно. Конечно, есть и те, кто выигрывает, но с прибылью организатора эти выплаты не сравнить.

Сотрудник одного из мобильных операторов Игорь Чепурко рассказал нам технологию обдираловки людей. «На самом деле в этих играх ничего незаконного нет, — говорит Игорь Витальевич.

— Вся прибыль организаторов интерактивных игр строится на телефонной связи, то есть на прибыли оператора. А схема такая: организатор игр заключает с мобильным оператором или с «Укртелекомом» договор и бронирует себе телефонный номер. Как правило, тарифы этого номера очень большие: от 6 до 12 грн. только за соединение (у мобильных операторов, поскольку за соединение звонка со стационарного телефона плата не взимается), а потом за каждые 12 секунд к оплате «капает» в среднем по 7—10 грн. Итого, если игрок дозвонился на номер телепрограммы (не дозвониться, мы выяснили, нельзя. — Авт.), то он сразу теряет, скажем, 10 грн. и слушает автоответчик, который рассказывает о правилах игры, спрашивает ваши данные и предлагает подождать. А денежки все это время начисляет оператор связи. Номера телефонов подобных телепередач, как правило, начинаются на 8-900-119, 8-900-118, 8-900-307.

Несложно подсчитать, что если звонящий ждет на связи 5 минут, то ему такой звонок обойдется минимум в 150—180 грн. И это только с одного игрока. Обычно забронированный номер телефона «вешают» на мини-АТС, которая за раз может принять до 4000 одновременно звонящих абонентов. То есть, если один игрок реально прорвался на студию, правильно ответил и выиграл 200 грн., то остальные 3999 звонящих просто расстаются в это время со своими кровными, слушая автоответчик. По договоренности, прибыль от поступивших звонков между оператором и организатором делят 20% на 80% соответственно, поскольку организатору еще нужно делиться с телеканалом. Там дележ прибыли идет 50 на 50%. В итоге получается: все в выгоде, кроме, конечно игроков».

Эксперт по экономике предприятий известного в Украине концерна, куда входит и телеканал, Алексей Щербец сказал нам, что в среднем чистая прибыль организатора телеигры составляет 1,2 млн грн в месяц (часовая программа выходит 5 раз в неделю). «Организатором телеигр является не канал, а юридическое лицо, которое заключает с каналом договор. Но, как правило, эту фирму организовывает руководство телеканала, и чужаков к такому прибыльному бизнесу не подпускают, хоть и шифруются под иностранные фирмы. В доходном деле всегда есть уловки», — сказал эксперт.

В КИЕВЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ТЕЛЕВИКТОРИН НЕТ, ОНИ — ЗА РУБЕЖОМ

Главный спец уголовного розыска МВД по мошенникам Николай Рощин утверждает, что, несмотря на то, что ответственности за проведение телевикторин (кроме как за неуплату налогов) законодательством не предусмотрено, транслируют такие программы из-за рубежа.

«Многим кажется, что они звонят, скажем, в киевскую студию на известный телеканал. На самом деле это не так. Как показали мои исследования, сигнал идет, как правило, из-за границы. Очень многие телевикторины транслируются из Венгрии. Там работают наши ребята и зарабатывают деньги (иногда, если приглядеться, можно увидеть элементы национального венгерского костюма). Зачем — непонятно. Так поступают мошенники, чтобы запутать следы, но ведь ответственности за эти игры они не несут… Есть, правда, несколько украинских контор, которые официально тут зарегистрированы, но и они действуют по такой же схеме — зарабатывают на телефонных разговорах.

А вообще организаторы викторин — это жулики, которые работают легально. Ведь человек звонит совершенно добровольно, хотя и не всегда знает, сколько за это платит, поскольку организаторы стараются завуалировать информацию о стоимости звонка. Например, одна женщина из Кривого Рога наговорила на 12 тысяч гривен, а выиграла всего тысячу. Так ей за долги отрезали телефонную линию и пытаются отсудить сейчас квартиру. Я сам, например, как-то три раза позвонил в студию. Один раз дозвонился, но через полминуты разговор сорвался. Больше звонить не стал, а в конце месяца за эти три звонка получил счет в 60 гривен. Пришлось заплатить.

Или вот пример: киевлянка выиграла 500 гривен, но 300 гривен она проговорила. Долго потом мучилась, чтобы получить эти деньги: пошла по указанному в программе адресу, а фирмы-организатора там не оказалось. В итоге, потеряв кучу времени и нервов, она получила свой выигрыш, заплатила налоги и на руках у нее осталось 70 гривен. Разве стоит овчинка выделки?»

ОРГАНИЗАТОРЫ: «НАМ НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА МУХЛЕВАТЬ — ЗРИТЕЛЬ САМ ОТДАЕТ ДЕНЬГИ»

Несмотря на то, что этот телебизнес — законный, найти организаторов телевикторин все же очень сложно, поскольку ни адрес, ни прямой телефон (кроме того, что находится в «эфире») в передаче не указаны. Бывали, правда, случаи, когда в конце игры мелькал на несколько секунд адрес, но его запомнить физически невозможно. Несколько таких фирм «Сегодня» нашла за границей. А в одной, офис которой находится в Украине, с нами отказались разговаривать, сославшись на то, что вся информация о телеигре является коммерческой тайной. Но все же нам удалось разговорить нескольких сотрудников телевикторины, правда, они пожелали остаться неизвестными.

«Вероятность выигрыша в нашей игре очень мала, — признает сотрудник телевикторины Алексей. — В студию за время эфира поступает несколько тысяч звонков и за каждый дозвон оператор снимает 8 гривен. А выигрывают не более 500 гривен. Часто бывает, что когда сумма выигрыша переваливает за несколько тысяч, выигрывает эти деньги наш сотрудник, который «дозванивается» из соседнего кабинета. Приз он, конечно, не получает, его вообще никто не получает.

Кроме того, есть такая уловка, как обрыв связи. Когда телезритель к нам дозванивается, автоответчик говорит ему: «Здравствуйте! Вы стали участником телевикторины», после чего связь искусственно обрывается, а 8 грн. за дозвон со звонившего уже сняли. Были случаи, когда человек дозвонился, попал в эфир и назвал правильный ответ. Но… ему говорили, что это неверно, и клали трубку. А доказать, что зрителя обманули — очень сложно. Разве что писать на видео всю передачу. А кто это делает в три часа ночи?»

Наша собеседница Алла из другой телевикторины сказала нам, что они подкованы также юридически. «На нас работают 18 юристов из 26 членов команды.

Самое главное не продолжительность звонков, а их количество, поскольку основной заработок — на телефонном соединении, а не на тарификации разговора. Мы не мухлюем. Нам нет смысла. Ведь мизерный выигрыш игрока многократно перекрывается громадной прибылью. И о вопросах. У нас, в отличие от конкурентов, сложных вопросов больше, нежели легких. Но и с ними мы не перебарщиваем. Ведь если задавать легкие вопросы, зритель решит, что желающих ответить будет очень много, и звонить не имеет смысла. А если будут вопросы сложные, то игроки тоже звонить не будут из-за сомнений в правильности ответа».

Сами же телеканалы благосклонно относятся к телевикторинам. Например, Дмитрий Джангиров, и. о. директора ТРК «Киев», сказал нам, что это дополнительный доход, который необходим телеканалу. «Телевикторины законны и доходны. Они позволяют кормить 270 человек нашего штата. Людям нужно платить, а викторины — прекрасный источник денег». Вице-президент НТКУ (УТ-1) Роман Недзельский сообщил, что «сейчас мы ведем переговоры с партнерами и надеемся, что в ближайшее время на нашем канале появятся телевикторины, поскольку на данный момент на них большой спрос и ажиотаж. Я и мои коллеги позитивно относимся к викторинам и будем крутить их ночью и днем. Ничего незаконного в этом нет — люди вольны в своем выборе — звонить или не звонить», — сказал Недзельский.

КАК НЕ ПРОГОРЕТЬ НА ТЕЛЕВИКТОРИНЕ

Со стационарного телефона звонить дешевле и играйте, только если твердо знаете ответ на вопрос.

1. Вы звоните в эфир игры на номер 8-900-ХХХ-ХХ-ХХ. Это значит, что после первого гудка с вас уже снимается 6—12 грн.

Совет. Если вы все-таки решились играть, звоните со стационарного телефона, а не с мобильного, где оператор снимет с вас деньги еще и за соединение.

2. Звонок переадресуется на компьютер мини-АТС, и автоответчик просит вас подождать.

Совет. Лучше бросить трубку, поскольку, как правило, связь после первых слов автоответчика обрывается, а звонящий заплатит деньги за разговор. На этом этапе небольшие — несколько десятков гривен.

3. Одновременно с вами на этот номер звонят тысячи потенциальных игроков (до 4000 абонентов). Компьютер сам выбирает одного «счастливчика». Остальные теряют деньги.

Совет. Если вы дошли уже до этой стадии и услышали желанное: «Вы прошли в игру, ждите ответного звонка», — значит, заготовьте правильный ответ на вопрос (часто звонят, чтобы просто передать привет) и ждите звонка. Но помните — ваши шансы 1 к 4000.

4. Компьютер набирает номер телефона «счастливчика», и он — в эфире. За звонок вы уже не платите, а вот за время разговора деньги с вас снимаются по «бешеному» тарифу.

Совет. На этой стадии, как можно быстрее, ответьте на вопрос. Желательно правильно. Ведите видеозапись на диск или кассету, чтобы потом можно было доказать правильность вашего ответа.

5. И счастливчику, и всем недозвонившимся в конце месяца приходит немаленький счет за разговоры с автоответчиком.

Совет. Обязательно оплатите счета, поскольку ваши жалобы в милиции не примут, а оператор связи отключит вам телефон и подаст на вас в суд за неуплату.

6. Если вы все-таки выиграли денежный приз. Сразу езжайте на телеканал, который транслировал викторину. Так вы быстрее узнаете адрес организатора.

Совет. Приезжайте на телевидение и к организатору со всеми мыслимыми документами, удостоверяющими вашу личность (обязателен идентификационный налоговый код) и желательно с видеозаписью вашего ответа. Это уменьшит время на «выбивание» выигрыша.

7. Получая денежный приз, считайте деньги. Вам могут выдать неполную сумму выигрыша, сказав, что вычли налоги. Не ведитесь. Налоги платит организатор телеигры, поскольку он — налоговый агент.

Совет. Если организатор снимает с вас налоги, смело звоните в милицию и заявляйте о мошенничестве.

Источник: эксперт А. Щербец

«ИГРАЮ 50 ЛЕТ, НО САМЫЙ КРУТОЙ «РАЗВОД» — ТЕЛЕВИКТОРИНЫ»

В милиции говорят, что пострадавших от так называемых телевикторин достаточно много. И это только те, которые набрались смелости об этом заявить. Но основная масса проигравшихся никому ничего не говорит. «Сегодня» нашла несколько таких игроков и узнала, как с ними обходились лотереи и телевикторины. Один из, пожалуй, самых заядлых игроков в стране — 84-летний Виктор Борисович.

— Я играю в лотереи и всякие телеигры уже более полувека, — говорит он. Денег на это потратил уйму, а самый мой большой выигрыш за все время — это 80 гривен в одну из лотерей. Когда появились телевикторины, то решил поиграть и в эти игры. Начал звонить… Но ни разу не попал в эфир. Постоянно либо связь обрывалась, либо приходилось слушать долгую речь на автоответчике. В итоге — ничего. И как-то после таких звонков мне пришел счет за телефон с астрономической суммой. Я ветеран войны и живу со своей женой на наши пенсии. Для меня это было ударом. Конечно, я заплатил, но больше в эти игры не играю. Позже я разобрался, что элементарно не просчитал стоимость разговора. За эту ошибку и поплатился. Сам виноват, поэтому в милицию идти смысла нет.

А вот другой игрок, Елена Шаповал, даже главе МВД Юрию Луценко писала и просила разобраться с обидчиками. По ее словам, она звонила в телеигру «Узнай свою судьбу». Там экстрасенс по телефону рассказывает о жизни звонящего и его близких. «Я пыталась узнать о моем без вести пропавшем муже. Позвонила и слушала минут 5 автоответчик, который задавал вопросы якобы для полноты информации. И когда прозвучал последний вопрос, связь оборвалась. Больше дозвониться и даже услышать автоответчик я не смогла… Но, как оказалось, все-таки дозвонилась. Об этом я узнала из присланного мне счета за телефон. Мне предлагалось заплатить 700 грн. за разговоры! Я написала заявление в милицию, но там мне сказали, что все законно — виноваты сами. Где же справедливость?»

НА ТЕЛЕИГРЫ НЕТ УПРАВЫ

Законодательством телевикторины никак не урегулированы. Нардепы от БЮТ Елена Кондратюк и Николай Баграев в начале года уже представляли проект изменения закона «О телевидении и радиовещании», который предусматривал уведомление телезрителей о стоимости звонков большими буквами на площади, не менее 20% от кадра и запретить основным телеканалам транслировать эти игры. Но ничего пока не сделано.

Другого регулирующего рычага нет: телевикторины не подпадают ни под закон «О лотереях», ни под закон «Об игорном бизнесе». Это подтвердила Татьяна Мокриди из Нацсовета по телевидению. По ее словам, это «лохотрон», рассчитанный на доверчивых людей (страдают старики и родители подростков, которые играют). А поскольку нет закона, то это приводит к отсутствию контроля за тем, может ли зритель дозвониться в студию или получить свой выигрыш.

Поскольку организаторы игр никакой ответственности не несут, поэтому нет смысла даже жаловаться в милицию. В возбуждении дела игроку откажут. В милиции лежат тысячи заявлений, но ответ, как правило, один — отказать в возбуждении дела из-за отсутствия состава преступления.

Единственное преступление, за которое могут понести наказание организаторы викторин, — это неуплата налогов. Киевские налоговики в прошлом году оштрафовали организатора, который на ведущих телеканалах вел передачу «Классики». Поскольку предприятия, которые организовывают розыгрыши денежных призов — налоговые агенты, именно они должны платить налог с выигрыша игрока. Оказалось, что эта фирма за прошлый год выплатила 1,362 млн. грн. денежных призов, а налоги не заплатила. Можно только представить, сколько теледельцы заработали.

Вадим Корчинский, «Сегодня»

You may also like...