Главные источники чиновничьей роскоши в Украине
Давайте рассмотрим несколько самых прибыльных способов заработка чиновников местного масштаба. Известие о том, что заммэра Вишневого уличили во взятке, на прошлой неделе мало кого удивило – к подобному мы уже привыкли. Но сумма – 2,5 млн грн – заставляет задуматься: что же это за деньжищи крутятся на уровне местных советов?
Ведь таких городков, как Вишневое, вокруг Киева с десяток, и все они в разной степени привлекательны – живописными местами (Украинка, Ирпень и Буча), хорошим сообщением (Борисполь и Бровары) и прочими прелестями, которые городские власти давно научились конвертировать в материальные блага. Ведь города-спутники столицы – это отдельная каста в системе местного самоуправления, отличительные черты которой: близость к мегаполису, население со столичными заработками и земля на вес золота.
Пообщавшись с источниками в нескольких пригородах Киева, «Газета по-киевски» вывела главные источники чиновничьей роскоши.
Главное – доступ к бюджету
Доступ к бюджетным средствам – пуповина чиновника. Какой контролер разберется, сколько украдено при ремонте дороги, замене или ремонте в коммунальном здании? Деньги ведь закопаны в землю, закатаны под асфальт или просто грамотно запрятаны в смете.
Предприниматели знают: хочешь получить право на проведение капитальных или ремонтных работ за счет бюджета – откат в 15–20% обязателен (раньше брали 10). Поскольку дело это рисковое (а вдруг заявят в органы), то круг таких доверенных лиц узок, давно уже определен, и эти предприятия и их разномастные «дочки» (с одними и теми же учредителями) получают заказы год за годом.
Ремонт улиц – за чужой счет
Наличие «доверенных» предприятий (оформленных зачастую на родственников) позволяет чиновникам проворачивать разные махинации. Скажем, из бюджета выделено 50 тыс. грн на благоустройство улицы. В то же время некий бизнесмен, который уже год безуспешно пытается выкупить участок, находящийся у него в аренде, но всякий раз получает отказ от мэрии и земельной комиссии.
В итоге предпринимателю, желающему выкупить участок, предлагают за свой счет благоустроить ту самую улицу в обмен на право заполучить землю. Бюджетные деньги тем временем вполне законным порядком поступают на счета предприятия-подрядчика по ремонту улицы.
Подписываются липовые фактуры, акты приемки выполненных работ, а бюджетные деньги изымаются и попадают в карман чиновнику, если подрядчик-«призрак» фактически принадлежит ему либо его родным (а чиновник часто требует доли в бизнесе). Довольны все – и предприниматель, выкупивший землю, и горожане, думающие, что «отцы города» работают, не покладая рук.
Аналогичная схема работает при замене теплоцентрали. Там уж точно не докопаешься – в прямом смысле слова, разве что придется эксгумировать трубы.
Тянуть резину с разрешениями уже не в моде
Затягивать выдачу разрешения (например, на перевод недвижимости в нежилой фонд) и требовать при этом вознаграждения – занятие опасное, можно нарваться на заявление о вымогательстве. К тому же современный чиновник уже понимает разницу между единоразовой выплатой и постоянным потоком дивидендов. Поэтому в ход идут более изощренные и современные способы изъятия денег из казны и отъема их у граждан.
Прибыль – с каждой сотки
Только чиновник, да еще землеустроитель, знают юридический статус и особенности каждого куска земли во вверенном им населенном пункте. Это кладезь информации, за доступ к которой готовы платить бизнесмены, желающие получить землю для ведения бизнеса или просто «законные» десять соток отхватить.
Выдача разрешений на жилищное строительство – отдельная тема, сладчайшая для чиновников и депутатов (по крайней мере, пока кризис не обездвижил башенные краны). На первых порах чиновники скромничали и брали себе по одной-две квартиры в домах, на которые выдавали разрешение на стоительство. На пике цен на недвижимость, как откровенничают сами строители, некоторые отводили себе (или покупали по цене значительно ниже себестоимости) целые этажи и по сотне квадратных метров офисных помещений на первых этажах.
Пустующие квартиры в новостроях, за которыми часто числятся огромные долги по коммуналке – вероятнее всего, фактически принадлежат отцам города. Они получили их в награду за свои услуги и рассчитывали повыгоднее продать, а тут кризис.
Бабушки умирают, квартиры остаются
За квартирами, принадлежащими одиноким гражданам, налажен особый учет, и совсем не из соображений социальной опеки. После смерти владельца, если у него нет наследников, на кратчайший миг жилье становится коммунальной собственностью, чтобы затем обрести нового владельца. Как правило – очередника, который не ждет милости от местного самоуправления, а вовремя предоставляет определенную сумму.
Кладбища: для «чужих» покойников – платные
Многие киевляне согласны на дополнительные расходы, чтобы их усопшие родственники обрели покой на кладбище поближе к Киеву. Ухоженные погосты городов-спутников соответствуют этому критерию, и практика захоронения на них жителей столицы весьма распространена – за соответствующую мзду, ведь разрешение на захоронение дает чиновник не ниже уровня заместитеся председателя горисполкома.
Кому фирму «под ключ»?
Модным и самым прибыльным поветрием является подготовка проекта «под ключ» с последующей продажей его клиенту. Создается фирмочка, под которую отводится земля, и самим же чиновником оформляются все разрешительные документы. Затем корпоративные права этой фирмы продаются третьей стороне.
Судя по сообщениям МВД, именно эта схема и была задействована в Вишневом. Дельцы зарегистрировали фирму «Технопарк Вишневый» с соучредителями на Виргинских островах, тремя голосованиями отвели на нее 10 га земли вблизи Окружной и затем почти что продали права на эту фирму неким предпринимателям из Донецка за 5 млн грн.
И продали бы, если бы эту схему не отслеживали правоохранительные органы.
«Чти милицию, прокуратуру, суды и КРУ»
Похоже, чиновник из Вишневого настолько уверовал в собственную непогрешимость, что попрал главное из правил выживания в этом серпентарии. Баки милицейских машин должны быть залиты бензином за счет местного бюджета, прокуратуре беспрепятственно отводится земля под строительство дома для работников, судьи должны вне очереди получить квартиры, а заодно и КРУ подсказать, на какие огрехи обратить внимание в своем отчете.
Вот так и наживается капитал бюрократа.
Топ крупнейших местечковых взяток
$25 млн заплатил киевский предприниматель председателю поселкового совета Партенита Николаю Коневу летом 2008-го. В такую сумму было оценено содействие чиновника в аренде 17 га крымской земли.
$1,3 млн, по подозрениям милиции, стоило выделение земли председателем сельсовета Новых Петривцев на Киевщине под коттеджный городок в марте 2008-го. Схема получения денег выглядела так: 10% от общей суммы претенденты на землю платили сразу, 40% – при получении договора аренды, а остальные 50% – после подписания госакта о праве собственности на землю.
$400 тыс. якобы требовал председатель Козелецкой райгосадминистрации Черниговской области Владимир Француз за выделение 12 га земли.
1,7 млн грн должны были дать мэру Балаклеи Александру Кияниченко (причем передача первого транша в 900 тыс. грн проходила прямо на улице Харькова) в январе этого года. Городской голова требовал деньги за оформление документов на пять земельных участков под жилищную застройку и столько же участков под личное хозяйство. В этом месяце Апелляционный суд должен огласить приговор Кияниченко – прокурор просит дать мэру 11 лет с конфискацией имущества.
Станислав ГОЛУБЕНКО, «Газета по-киевски»
Tweet