Ужасная правда: из чего на самом деле готовят магазинные салаты
Корреспондент Вера Соколова поработала в подпольном цехе, где строгают оливье и селедку под шубой. И больше их не покупает – никогда!
– Тебе чего купить? – спрашиваю коллегу, отправляясь за едой. – Я чизбургер возьму.
– Не, я эту гадость не буду, это ж резина! Принеси мне оливье и селедку под шубой.
Итог – наслаждения от обеда я не испытала, зато сыта и здорова. А коллега два дня дома провалялась с отравлением. Нет, это не реклама чизбургеров. Это к тому, что и салаты не все одинаково полезны…
Селедка неделю «плавает» в ванне
…Номерок с объявлением о работе я нашла в газете. По телефону равнодушный голос назвал адрес и велел спросить Фаину. Сколько я буду получать и по какому графику работать, не пояснил. Так я оказалась в полуподвале с непробиваемой железной дверью. Кроме золотозубой Фаины, меня встретили Фархат, Буйлан и, как ни странно, Сашка.
– Надевай фартук, сапоги и топай в цех! – велит черноглазая Фаина, пока я с любопытством оглядываюсь по сторонам.
Зал один – похоже, бывший склад. Два мутных окна, засаленный пол в грязных подтеках. Из техники – плита, парочка бытовых холодильников, морозильная камера, два разделочных стола и посуда. Десяти-, двадцатилитровые кастрюли стоят на полу.
– Тут у нас замес, да, тут майонез, тут картошка, да, и яйца, да. Овощи и рыба в углу, но туда не надо ходить! – «позаботился» обо мне Фархат (он же Федя). Спасибо, я бы и так туда не сунулась. Там, в темном-темном углу, в страшной-страшной эмалированной ванне томится тухлая-тухлая селедка. Судя по запаху, суток эдак трое.
– Ее нельзя выкинуть? – интересуюсь я.
– А салат с чем делать? – искренне удивляется Фархат. – Там еще мяса полно, да. Отдираешь от костей и – в салат! Селедка под шубой – любишь такой?
Уже нет…
Оказывается, рыбу привозят с рынка по понедельникам, сдают по дешевке то, что не продали в выходные. Но если на базаре ее хранят в соленом растворе, то с водой в цехе возиться не будут. Кинул в ванну, разделал тут и оставил на неделю.
– Раньше ее уксусом заливали, да хозяин запретил: нечего продукты переводить! Теперь нюхаем эту вонь! – вступает в разговор Сашка. Глаза у него с похмелья цвета свеклы, которую он шинкует на допотопной машине-комбайне.
Майонез с запахом мяса
– Хорош на селедку любоваться! Тащи мясо с холодильника! – «включает начальника» Сашка.
Открываю морозильную камеру, а там… А там то, что моя деревенская бабушка называла обрезь. Неликвид мясокомбината. Салатных дел мастера покупают по дешевке у мясников то, что не ушло на колбасу. Сухожилия, части хвостов, обрезки шкурок… Если сварить это до консистенции холодца, а потом перекрутить, получится ингредиент салата «Нежный». Его мне и поручили сварганить.
– Куда столько валишь? Тонко ложи! – возмущается Сашка, глядя, как я выкладываю мясо в салат.
– Так даже пахнуть мясом не будет! – пытаюсь достучаться до его разума.
– А я в майонез чепухи насыпал, – ухмыляется Сашка. «Чепуха» – это ароматизатор такой кустарный, с того же мясокомбината. Ложка в любой продукт – и в воздухе повисает аппетитный запах свежепрожаренного бифштекса. Аж попробовать захотелось, но воспоминания о технологии производства меня остановили. А Буйлану все нипочем. Схватив со стола ложку с чем-то зачерствевшим по краям, он лезет ею в наш салат. Облизавшись, выдает:
– Нормально. Яйца режь быстрее, иначе им капут.
Яйца – не селедка, за их сроком хранения следят строго. Испортятся – вонь ничем не перебить. Салаты с ними хранят не больше двух суток в холодильнике. А вот овощные и корейские ожидают отправки у выхода, для них в морозилке места нет.
Хозяева договорятся
– А если заветрятся? – киваю я на накрытые у дверей кастрюли, когда мы дружной командой выходим покурить.
– Ну перемешают девки в магазинах, че, безрукие, что ль? – не перестает удивляться моей наивности Сашка.
– А проверка придет? – не унимаюсь я.
– Хозяева договорятся, – объясняет Саша, показывая большим и указательным пальцами, как именно договариваются хозяева. – Мы за полтора года только раз «попадали». Загребли всех в отделение, но быстро отпустили. А через два дня хозяин позвонил: выходите на работу. Уладил все.
«Из-за таких «улаживаний» мы и травимся!» – ухмыляюсь про себя еще раз.
– Ах ты, зараза! – прерывает наш перекур голос Фатимы. Залетаем внутрь. Кошка Фрося, любимица узбечки, опрокинула контейнер с селедкой под шубой. В салате сальный пол, ну и сама Фрося.
– Быстрей собирай, пока не разнесла, да. Кыш, дура! – берет ситуацию под контроль Федя. Ловким движением руки он утрамбовывает салат обратно в контейнер. Вторым – накладывает новый слой майонеза. Час спустя незаметно вытряхиваю салат в бадью с отходами. Придется что-то придумать завтра в оправдание. Надеюсь, когда-нибудь мне это зачтется!
Журналистка Вера Соколова: «Какая гадость эта ваша рыба! А также все остальные ингредиенты…»
Самые дешевые сосиски идут на оливье
Утро следующего дня получается суетным. Коля – водитель микроавтобуса, а заодно и грузчик – должен развезти продукцию по магазинам (мы ж предприятие солидное, поставляем продукцию почти во все супермаркеты города). Ношусь туда-сюда, как заяц из рекламы батареек. Прежде чем загрузить кастрюли и пластмассовые контейнеры с салатами, нужно забрать привезенные водителем продукты. Мне доверяют нести «колбасную коробку». Увидев «поплывшие» в упаковках сосиски, вспоминаю студенчество. Мы такие ели всей общагой, они самые дешевые.
– А сосиски зачем? – спрашиваю у идущего сзади Саши.
– На завтрак из Парижа прислали! – с юмором у неопохмелившегося с утра Сашки плохо. – В оливье построгаем вместо колбасы, они тоже с мясокомбината – дешевле, чем «Чайная».
Подсчитаем. В магазине сто граммов любимого новогоднего салата стоят 6 гривен. Студенческие сосиски – 12 гривен, на сто граммов идет одна, яйца – 9 гривен за десяток (в салат идет одно), картошка покупается раз в сезон по 4 грн. за кило (две штуки), огурцы непонятного происхождения и стоимости, майонез идет ко всем салатам из одного большого контейнера. Выходит примерно 3,5 грн. за 100 граммов, почти двойная прибыль. Неплохо! Что уж говорить про дорогие салаты с мясом или кальмарами, там навар вырастет в разы при минимальных затратах.
Беги, Вера, беги!
– Я не поняла, а где еще один контейнер с селедкой под шубой? – прерывает мои мысленные подсчеты Фаина.
– Э-э-э, не знаю… – теряюсь я.
– Федя говорит, ты вчера у холодильника вертелась! Куда дела? – Судя по ее грозному настрою, рассказывать о судьбе салата не стоит. – Стой тут, я позвоню хозяину!
– Я на улице покурю! – схватив сумку, я скрываюсь, как любят писать в сводках, «в неизвестном направлении». И, как подсказывает моя тонкая интуиция, правильно делаю. Думаю, штрафом бы я не отделалась… Меня мучает только один вопрос: рассказать ли о моих «кулинарах» милиции? С одной стороны, криминал налицо, с другой – помнятся слова Сашки, что у хозяина во всех структурах схвачено. А вы как думаете?
Фото Антона ПИКУСА.
ЗНАЙ!
Специями отбивают неприятный запах
Как правильно выбрать салат и отличить свежий от залежавшегося, советует Эльвира Клещева, мастер производственного обучения колледжа кулинарного искусства.
1. Обращайте внимание на то, как хранится салат. Он должен быть в стеклянной посуде и в отдельной витрине. Никакие горячие блюда и другие закуски храниться вместе с салатами не должны.
2. Оцените внешний вид салата. Если он заветрен, брать не стоит: наверняка он давно лежит на витрине. Часто в магазинах и кафе на блюде с салатиками можно увидеть много зелени – хозяева специально не жалеют укропа и петрушки, чтобы скрыть его несвежесть.
3. Салаты, заправленные подсолнечным маслом (например, винегрет, капустный), безопаснее, чем заправленные майонезом или соусами, содержащими уксус и лимонную кислоту. Даже если такой салат стоит на витрине больше положенного срока, вероятность, что он испортился, гораздо меньше.
4. Помните, что рыбные и мясные салаты портятся быстрее овощных.
5. Лучший способ определить, просроченный вам продали салат или нет, – попробовать. Если он неприятен на запах или вкус, сразу несите обратно и требуйте вернуть деньги.
6. Стоит насторожиться, если салатик сильно пахнет чесноком, в нем много перца или других специй. Нередко так пытаются заглушить вкус и запах подпорченного продукта.
Автор: Анастасия Тыняная, КП-Украина
Tweet