Как выбрать подержанный автомобиль
Это рассказ про то, как покупать машину на авторынке, – от лица покупателя и от лица продавца. Он не является точной инструкцией, но некоторые выводы сделать позволяет.
Позвонил недавно товарищ и попросил помочь выбрать машину. За ту сумму, которой он располагал, гнать автомобиль из Германии смысла не имело, поэтому решили поискать на базаре. Позвали знакомого кузовщика и в ближайшую субботу отправились на авторынок.
Приятель до этого собственной машины не имел и пребывал в наивной уверенности, что мы вот так сразу и найдем что-нибудь классное за две с половиной тысячи – машин ведь полный базар. Так-то оно так, да вот однажды приличную «Джетту» удалось купить только с четвертого или пятого базара, хотя заказчик, вернее заказчица, особо не ограничивала по цене, а цвет, комплектация и объем двигателя вообще значения не имели, главное, чтобы машина не была «убитой». История эта приятеля удивила, на что мы посоветовали потерпеть и убедиться во всем на собственном опыте.
Забавное дело – байки продавцов про автомобили, которые они хотят вам продать. Через полчаса хождения по рынку я мог спорить с кем угодно на любые деньги, что в Германии живут только бабушки, дедушки и врачи, которые их лечат. А как же, все продавцы в один голос уверяли нас, что до этого у машины был один хозяин, старая бабушка (дедушка, врач – нужное подчеркнуть), которая купила машину только для того, чтобы держать ее в гараже и раз в полгода гонять на сервис, потому что потом приедет русский (беларуский, украинский) перекупщик, и специально для него машину нужно содержать в порядке.
К тому же, вся автопромышленность Германии работает только один месяц в году – декабрь. Не верите? Спросите у продавца, какого года машина, и в ответ неизменно услышите: «Конец 92-го (или любого другого), ну то есть практически 93-й.» А ничего удивительного, ведь, как мы уже знаем, в Германии живут только бабушки и дедушки, представляете, как им трудно работать, да еще в таком темпе, вот больше месяца и не выдерживают. Нелегко за месяц закрыть всю годовую программу германских автоконцернов. После такого Стаханов бы ласты склеил, а германским бабушкам с дедушками ничего, они одиннадцать месяцев у тех самых врачей быстренько полечатся, а потом снова месяц ка-а-ак поработают!
– Не сомневайтесь, машина не бита, не крашена, а что стекла не того года, так вы ж должны знать, что в Германии буквально каждые три-четыре года стекла меняют, на них ведь царапинки появляются, и хуже видно дорогу.
– Откуда царапинки, ты ж говорил, машина в гараже стояла и не ездила совсем?
– Да там царапинка совсем маленькая была, а у бабушки болезнь глаз какая-то, что даже врачи не могли вылечить, и ей эта царапинка сильно мешала, вот она стекло и поменяла.
«В самом деле, – подумали мы, – как бы эта машина дальше с царапинкой нашего перекупщика в гараже дожидалась бы, ведь даже хваленая немецкая медицина бессильна.»
Ну еще большинство выживающих из ума от непосильной работы один месяц в году бабушек и дедушек прямо перед продажей делают машине ТО по полной программе, мало ли что, машина столько стояла, нельзя же людям вот так отдавать, не проверив.
Отдельная фенька, это пресловутые ZZZ в номере кузова автомобилей концерна «Фольксваген». В любом руководстве по ремонту, которых прямо здесь же на базаре продается великое множество, русским по белому написано, что три Z – это три пустых места, три «зеро», не содержащих никакой информации и присутствующих в номере лишь потому, что он должен иметь семнадцать знаков, а фирма обходится меньшим количеством. Но среди продавцов, а уж тем более среди покупателей книжки читать не принято, поэтому и появляются на ржавых двадцатилетних «Гольфах» и «Пассатах» таблички «ZZZ – чистый цинк!». Интересно, а железо там хоть есть?
Вам покажут всякие разные брифы и другие документы, подтверждающие слова продавца, правда, бывает так, что, судя по предъявленным бумагам, машина была продана аж в октябре текущего года, хотя на дворе только август.
Ничего удивительного, ведь поскольку в Германии живут только бабушки, дедушки и врачи, которые их лечат, то в полиции работают они же (за исключением врачей, вероятно), причем, здоровье их подорвано непосильным трудом на германских автозаводах, поэтому зверски эксплуатируемая германским империализмом бабушка, вынужденная подрабатывать в полиции на полставки и не успевшая как следует долечиться у врача, да еще страдающая редкой глазной болезнью, недоглядела, и просто неправильно оформила документы.
А другая такая же бабушка на границе (там ведь тоже только они и работают) документы как следует не проверила, вот и все. Но сомневаться нечего, документы нормальные, все по честнухе, без базара, за базар отвечаю.
А если серьезно, то поражает та легкость, с которой большинство покупателей готовы расстаться с тысячами долларов. Идти покупать машину, не имея ни малейшего представления о ее устройстве – это наш национальный спорт, но таких «спортсменов» на базаре большинство! Когда в одной из машин мы вывернули свечи, чтобы посмотреть их состояние, вокруг собралась толпа любопытных. Надо же, какое событие! А что вы хотите там увидеть? А зачем вы это делаете?
И вопросы ведь задавали те, кто пришел покупать машину. В магазине за рубль сдачи будет полдня из продавщицы кровь пить, назавтра за этим рублем придти не поленится, а на базаре готов пять тысяч отнюдь не рублей засунуть сами знаете куда, при этом позвать человека сведущего не удосужится, ему же придется пару копеек заплатить. Вот и живут на базаре байки про бабушек, дедушек, врачей, чистый цинк и прочее.
Есть спрос, есть и предложение, еще кот Базилио с лисой Алисой говорили: «Покуда есть на свете дураки…». А продавцы на базаре просто хорошо чувствуют конъюнктуру рынка и стараются удовлетворить запросы клиента, которому надо очень хорошо и очень дешево. Поэтому в той же Германии набирается целый автовоз того, что очень дешево, здесь делается вид, что все очень хорошо, и на базар, в люди.
Потому что те деньги, за которые там можно взять что-то хорошее, здесь никто, как правило, платить не станет, ведь разницы на глаз не видно, и лучше купить дешевле (а потом ввалить в ремонт еще столько же), поэтому продавцы стараются не рисковать и берут «ходовой» товар.
«Джетту» приятелю мы все же нашли. Не без изъянов, битую в заднее крыло, но относительно неплохо отремонтированную, с подгулявшими передними амортизаторами, что не является большой проблемой: заменил – и катайся. Машина была на двести долларов дороже, чем человек рассчитывал, но выбор был простой – или эта машина, или через неделю опять на базар, и не факт, что мы найдем хотя бы такую же.
Продавец прекрасно понимал, что за машину он продает, и несмотря на то, что цена была баксов на четыреста выше, чем аналогичные по возрасту и комплектации предложения, больше сотни не уступил. Но это был единственный достойный внимания экземпляр на всем огромном базаре. А вот «японца» еще одному знакомому мы так и не купили: при всем богатстве выбора выбирать оказалось нечего – или сильно битые, или с конченными моторами. В следующую субботу придется опять идти на базар сказки слушать.
Что касается рекомендаций, то здесь может быть два варианта. Если вы хотите помучиться при выборе машины, возьмите с собой знающих людей, зато не будете потом мучиться при эксплуатации. А если вам по душе другой вариант, то идите на базар самостоятельно и покупайте, не мучаясь, первое, что понравится. Не волнуйтесь, мучиться вы потом будете. И ни в коем случае не читайте никаких книжек про машины, тогда может повезет купить «трижды чистый цинк» если не у бабушки с дедушкой, то уж точно у врача, который добросовестно вас вылечит.
В прошлый раз я писал о том, как друг покупал автомобиль и о том, какие интересные вещи он для себя открыл. Однако не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось однобокое впечатление о рынке подержанных автомобилей, да и элементарная этика обязывает дать возможность высказаться обеим сторонам извечного спора продавцов и покупателей.
Поэтому представляем вашему вниманию собирательный образ человека, много лет торгующего автомобилями. Вот ты смеешься со всех этих баек про бабушек, дедушек и врачей. Но большинство ведь не только верят им, они же именно это и хотят услышать. Ну кто станет рассказывать, что машина была битой, что он ее сделал, покрасил, и теперь выставил на продажу? Никто ж не купит. Им же всем подавай из автохаусов, и чтоб пробег был небольшой, и чтоб предпродажная подготовка в Германии.
Да такая машина будет стоить на штуку-полторы дороже других того же года и модели, выставленных на базаре, и к ней никто не подойдет. А ты думаешь, большинство покупателей способны отличить свежую машину от «уставшей»? Им главное, чтобы блестела, особенно капот и салон.
Причем, чем меньше у покупателя денег, тем он вреднее. За свои полторы тысячи он хочет машину лучше, чем новая. По мне, так лучше всего продавать машины примерно за три-пять тысяч, обычно их покупают более-менее здраво рассуждающие люди, понимающие, что чудес не бывает. Слишком дорогими машинами я не торгую: там свои заморочки, да и денег таких у меня нет, чтобы их покупать.
Раньше было лучше, на базар ходил, как за зарплатой. Можно было в субботу утром прямо на базаре купить машину, не съезжая с места оформить ее, тут же переставить ценник баксов на семьсот-восемьсот больше, с покупателем поторговаться, и свои четыре «сотки» в карман положить. Иногда за день по две машины удавалось перепродать, главное, конъюнктуру чувствовать. Теперь все больше по объявлениям машины выискиваешь, несешься иной раз и в другой город, покупаешь, марафетишь, если надо, то красишь, устраняешь видимые и слышимые дефекты, а чаще просто прячешь симптомы, а не лечишь болезнь – и на базар.
Люди – как сороки, попадаются на все блестящее. При этом разбираются в машинах считанные единицы. Таких кадров, как ты, которые на базар ходят со свечным ключом, почти нет, а чтобы кто-то измерял на рынке компрессию в моторах – так это вообще событие. Но все с умным видом тупо смотрят под капот. Задают часто дурацкие вопросы, приходится давать на них дурацкие ответы.
Зачем спидометры скручиваем? А ты попробуй продать машину, у которой больше двухсот тысяч на спидометре – шарахаются, как от прокаженного. Назавтра открутишь, чтоб было нормально, те же кадры подходят, смотрят, могут и купить. Сервисную книжку им покажи, бриф, можно подумать, они знают, как все эти документы в оригинале выглядят. Я, когда сам машины гонял, в Польше себе любые документы делал, какие хотел. Да что Польша, сам же знаешь, как тут литовцы прямо на рынке техпаспорта на заказ делали россиянам, типа машины уже два года в Беларуси, и их в России растамаживать не надо. Всех делов два часа, вот они бабки тут отстригали.
Отдельная тема, когда женщины машины покупают. Вот ей нравится «вон та салатовенькая», и все. Мужик ее рядом стоит, мысленно прикидывает, сколько еще придется отдать, чтобы эта «салатовенькая» могла ездить, и у него у самого на глазах крыша едет. А то еще родственников в советчики позовут, наверное потому, что толпой не страшно, и, главное, самому думать незачем.
Сам теперь машины не гоняю, смысла нет, да и риск большой. А ради сотни рисковать не хочется, тем более что опыт есть. Один раз в Польше попались мы, машину за десять штук забрали у нас с напарником, ладно сами живыми остались. Правда, возле самой украинской границы польская полиция ее перехватила, но поляки сказали, что таких случаев один на тысячу. Можно считать, отделались испугом, а то бы все, что годами зарабатывали, разом бы потеряли, да еще в долгах бы остались.
Здесь, на месте, спокойнее. Хлопот тоже хватает, но если постоянно этим занимаешься, ситуацию на рынке отслеживаешь, извилинами шевелишь, можно жить. А байки про машины, так сам подумай: все вокруг говорят то, что ты писал, а тут я, такой честный, начну рассказывать, что машина была стукнута, что в Беларуси она уже два года и пробег у нее под триста тысяч. Во-во, впору психбригаду вызывать.
Ничего подобного, запомните, один хозяин, машина почти не ездила, только из Германии, в авариях не была, сам купил у знакомого немца, хозяина автохауса, который ее держал специально для меня. Под этот фуфел даже дизельные «Мерсы»-такси продаются, хотя все они характерного цвета и отличить их может любой, кто хоть раз был в Германии. Видел, сколько их по Минску бегает? А спроси у любого владельца, так он рубашку на себе готов порвать, доказывая обратное. Мол, это ему друг пригнал, под заказ, или еще какую ерунду расскажет.
Так что сам понимаешь, люди слышат то, что хотят услышать, и ничего другого слушать не хотят. А как там в твоей умной книжке по маркетингу написано: «Кто полнее удовлетворит запросы покупателей, тот и на коне». Поэтому байки эти будут жить, пока живы те, кому они нужны, а значит всегда. И неча на зеркало пенять…
Источник: Autonews
Tweet