Накажи кондуктора! Как обжаловать штраф за безбилетный проезд

Украинское законодательство по части правил проезда в общественном транспорте являет собой довольно интересный пример победы буквы закона над духом права. Украина, пожалуй, единственная страна, в которой была воспета профессиональная деятельность контролера. И не потому, что Верка Сердючка – беспрецедентное явление в шоу-бизнесе, а потому что сама профессия «контролер» в современном мире – явление беспрецедентное.

 Безбилетный проезд

В Киеве в рамках реконструкции линии скоростного трамвая по случаю подготовки к Евро-2012 устанавливаются специальные турникеты. Вставляешь билет в отверстие, и автомат выбивает на нем время и дату, а на следующий день билет уже недействителен. Прогресс, как говорится, налицо, вот только не все станции пока оснащены турникетами. А на тех, которые оснащены, люди сначала проштамповывают билет в турникете, после чего еще и компостируют в салоне трамвая. Почему?

Украинское законодательство по части правил проезда в общественном транспорте являет собой довольно интересный пример победы буквы закона над духом права. Чего стоит только термин «безбилетный проезд», который является поводом для применения к пассажиру штрафных санкций!

А вот еще перл: «Незакомпостированный талон права на проезд не дает». При этом поиск исправного компостера по салону зачастую занимает немало времени. Или следующая распространенная ситуация: салон переполнен, пассажир не в состоянии сунуть руку в карман, не говоря уж о том, чтобы извлечь оттуда деньги или талон и куда-то там передать, но не успеет толпа схлынуть, как контролер уже рад стараться исполнить свои служебные обязанности.

И ему нет никакого дела до того, по какой причине пассажир не закомпостировал талон: он имеет право оштрафовать безбилетника в любом случае. А какое право имеет в данном случае безбилетник? Подать в суд иск на оператора перевозок в порядке регресса? Но, например, в Португалии штраф за безбилетный проезд достигает 500 евро, и за такую сумму судиться рационально.

В Украине же речь идет о 30 грн. За эти деньги на работу можно приехать на такси. Видимо, нашему гражданину проще считать, что так и было – тогда не придется брать отгулы и бегать на судебные заседания, т. е. терять в деньгах ради торжества справедливости. Возникает закономерный вопрос: как защитить свою собственность и не остаться при этом в дураках?

Закон гласит

В абз. 2 п. 4 ст. 6 Правил пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины, утвержденных приказом №329 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.10.2006 (далее – Правил), говорится, что в случае отказа пассажира оплатить штраф он может быть высажен на ближайшей остановке.

В динамик об этом никто, конечно, не кричит (а следовало бы!), но если внимательно вчитаться в выдержку из правил, которую легко обнаружить забранной в рамку в салоне подвижного состава, можно даже ткнуть контролера носом в эту строку – для наглядности. Правда, в той же ст. 6 оговаривается, что в случае злостного сопротивления безбилетник может быть доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия мер, поэтому насильно к выдержке должностное лицо тащить крайне нежелательно. Лучше вообще не раздражаться, аргументируя свою позицию, ведь это может быть превратно истолковано – как то же злостное сопротивление, например.

Если вы сопротивления не оказывали, для доставки вас в компетентные органы оснований нет. Если вам угрожают чем-то подобным – это не более чем попытка взять на испуг. Не поддавайтесь на провокацию!

Лучше всего продемонстрировать свою юридическую грамотность и сразу предупредить, что подобные действия со стороны контролера подпадают под злоупотребление служебным положением – такое заявление, как правило, охлаждает пыл.

Если вы оказались в незавидном положении из-за неисправного компостера или нерасторопного кондуктора, контролеры вам непременно расскажут, что это – ваши проблемы, и будут неправы. В п. 13 ст. 4 Правил говорится, что абонементный талон, на котором код компостера неразличим по причине неисправности последнего, не может являться недействительным. На практике же попытки пассажира доказать свою законопослушность обычно выглядят весьма унизительно: робкий протест против категоричного заявления контролера о том, что талон закомпостирован не впервые, не заканчивается ничем, кроме обвинения пассажира во лжи.

Что же касается кондуктора, то, согласно абз. 2 п. 10 ст. 4 Правил, это должностное лицо обязуется продавать пассажирам абонементные талоны, а согласно п. 1 ст. 4 Правил – обеспечивать качественное обслуживание пассажиров и создавать для них необходимые удобства. Т. е. никто не обязан бегать за кондуктором по салону. Но попробуйте-ка использовать этот аргумент в качестве оправдания за безбилетный проезд при общении с контролером, на момент появления которого в салоне вы должны «обилетиться»!

Кстати, исключение из этого правила составляет пассажир, который не проехал одной остановки от места посадки, т. е. физически не имел возможности оплатить проезд. Именно эта оговорка и дает основания полагать, что наличие/отсутствие намерения оплатить проезд все-таки является приоритетным перед отсутствием/наличием билета, но это уже вопрос разъяснений Пленума Высшего административного суда (как вариант). И если кто-нибудь когда-нибудь нашел бы время добиться таковых разъяснений, возможно, термин «безбилетный проезд» утратил бы свою актуальность раз и навсегда. А заодно актуальность утратило бы и правовое искажение, сопровождающее столь опрометчивый термин.

Самозванцы

Прежде, чем сойти с контролером на ближайшей остановке, как того требуют Правила, убедитесь, что он действительно тот, за кого себя выдает. В СМИ неоднократно появлялись материалы о мошенниках, обманным путем вымогавших у пассажиров деньги в уплату штрафа. Кроме того, нередки случаи превышения полномочий, когда контролеры обвинялись в грабеже, нанесении телесных повреждений различной степени тяжести и даже в попытках изнасилования.

Контролер обязан иметь служебное удостоверение и нагрудный знак, прикрепленный к верхней одежде. Почему-то контролеры предпочитают носить свой знак отличия исключительно в кармане, что является прямым нарушением предписания министерства.

Также проверяющий обязан по первому требованию предъявить свое служебное удостоверение, сообщить место работы, телефон и местонахождение предприятия. Вы имеете полное право записать их на случай конфликта – на самозванцев такая бдительность произведет впечатление. Кроме того, контролер, согласно Правилам, должен сообщить водителю о начале проведения контроля, поэтому, если вы сомневаетесь в том, что перед вами действительно контролер, смело можете обратиться с вопросом к водителю.

Бывает и так, что контролер устраивает «облаву на зайцев» на чужом маршруте. Если ваш проездной документ проверяют не в первый раз, вы вправе усомниться в правомерности таких действий и потребовать предъявить маршрутный лист, в котором будут указаны номера маршрутов, на которых контролер имеет право осуществлять проверку проездных документов. Самозванцев такой вопрос повергает в замешательство – редкий из них удосужится подделать маршрутный лист. Однако этот документ – обязательный атрибут контролера, и отговорки о том, что подобные документы содержатся в трамвайно-троллейбусном управлении, являются обманом.

При взыскании штрафа не забудьте потребовать квитанцию (п. 4 ст. 6 Правил): в противном случае ваши деньги могут отправиться не в бюджет, а контролеру в карман. Кроме того, квитанция является документом строгой отчетности и может быть использована в качестве основания для возмещения понесенного убытка (в случае, если вы решите все же отправиться в суд).

И контролер, и кондуктор, согласно п. 1 ст. 4 Правил, должны быть аккуратно одетыми, вежливыми с пассажирами и одновременно требовать от них неукоснительного исполнения правил проезда в общественном транспорте. Т. е. если кондуктор вас не «обилетил», он тем самым нарушил свои должностные обязанности. Кстати, согласно п. 13 той же статьи, контролер имеет право проверять не только пассажира, но и кондуктора, однако в случае с кондуктором это право почему-то им не используется.

Более того, ситуация, когда пассажир, находящийся на передней площадке, обделен вниманием кондуктора – далеко не редкость. И если он, не дай Бог, обратится к контролеру с жалобой на такого кондуктора, то узнает, что находится в непосредственной близости от водителя, у которого тоже может приобрести талон, еще и заплатит штраф за то, что сам до этого не додумался.

В этом случае не стоит забывать, что пассажирам запрещается отвлекать внимание водителя во время движения приобретением абонементных талонов (п. 6 ст. 5 Правил). Покупка билета у водителя во время остановки не только создаст неудобства, прямо противоречащие вашему праву на качественный проезд (ваше место могут занять, а оставшиеся без присмотра вещи украсть), но и помешает другим пассажирам воспользоваться их правом на то же (п. 7 ст. 5 Правил).

Таким образом, то обстоятельство, что водитель имеет право «обилечивать» пассажиров, попросту противоречит здравому смыслу, точно так же, как и существование контролера, с учетом того, что кондуктор также наделен полномочиями проверять проездные документы и высаживать пассажиров. Однако это аргументы для суда, а не для диалога с контролером.

Автор: Катерина Бутовченко, «Судебно-юридическая газета»

Зарубежный опыт 

Контролеров либо нет вовсе, либо они ведут себя не в пример более цивилизованно

Если бы в Украине вдруг исчезли контролеры, число безработных в стране увеличилось бы, поэтому рассчитывать на государство в урегулировании этого вопроса бессмысленно. Особенно, если учесть, что время от времени эти специалисты все-таки выдают квитанции и пополняют бюджет. Однако уже сейчас ясно, что такая система контроля безнадежно устарела, ведь эти сотрудники получают заработную плату из того же бюджета. Установка автоматической системы контроля обойдется дешевле и выгоднее. Россияне уже поняли это: в Москве общественный транспорт оснащен турникетами, и необходимости в услугах контролеров не возникает. В белорусском общественном транспорте разовый проездной документ действителен исключительно в день покупки, что освобождает пассажира от необходимости доказывать его единовременное использование.

В Португалии контролеры до сих пор существуют. При входе в общественный транспорт пассажир прикладывает проездную карту к автомату, который считывает с нее штрих-код. Контролер же может удостовериться в том, что штрих-код был считан, при помощи специального устройства, сканирующего проездную карту на предмет такого считывания. И никто никому не обязан доказывать, что все сделал правильно – система всегда исправна (за этим тщательно следят), и обмануть ее невозможно.

Даже в Китае, культурные традиции которого частенько повергают украинцев в шок, с пассажирами обходятся более уважительно: тамошние контролеры проверяют наличие билетов на выходе. Если билета нет или он утерян, пассажир оплачивает стоимость проезда – и дело с концом.

You may also like...