Чиновники заживут по-новому. А вы – по-старому

Закон о госслужбе: чиновникам разрешено быть партейными, запрещено бастовать, никаких родственников в подчинении, новая классификация и письменные указания руководства.

 17 ноября 2011 г. парламент принял новый ЗУ «О государственной службе». Правда, новые правила для чиновников вступят в силу лишь с 1 января 2013 г. Разумеется, при условии подписания закона Президентом страны. А в этом сомневаться не приходится, ведь субъектом законодательной инициативы выступал сам Глава государства Виктор Янукович.

Законопроект №8306 был зарегистрирован еще весной, за это время не раз дорабатывался с учетом замечаний и предложений, и на момент принятия парламентариям пришлось рассмотреть свыше 900 поправок.

Весной ныне принятый закон называли «прогрессивным шагом» в идее придания аполитичного статуса государственной службе – дескать, чиновник должен работать не на благо партии, а на благо народа. Речь идет об одной из концептуальных целей предложенного законопроекта: «создание политически нейтрального института государственной службы» – так значилось в пояснительной записке документа.

Кроме того, необходимость принятия новой редакции закона о госслужбе была вызвана желанием руководства страны повысить качество услуг, предоставляемых чиновниками, создать условия для прозрачной деятельности органов государственной власти. Удалось ли этого добиться, анализировала «Судебно-юридическая газета».

Напомним, проект закона «О государственной службе» был разработан в рамках административной реформы «для повышения качества государственного управления и снижения уровня коррупции». Документ содержит множество новшеств по сравнению с действующим законом – от новой классификации должностей госслужащих до создания специального контролирующего органа. При этом ключевой постулат – запрет на политическую заангажированность чиновников – с треском провалился еще во время подготовки закона ко второму чтению.

По словам Ольги Бондар, первого замглавы Комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, исключение нормы о политической нейтральности чиновников было условием депутатов при принятии законопроекта в первом чтении. Член профильного комитета Василий Демчишен тогда сообщил прессе о том, что норму, запрещающую чиновникам состоять в партии, они исключили: «Такого запрета уже нет, но при одном условии: госслужащий может заниматься делами партии, членом которой он является, только в свободное от работы время».

Действительно, согласно ст. 13 Закона, государственный служащий должен непредубежденно исполнять свои служебные обязанности независимо от партийной принадлежности и личных политических убеждений. Причем во время исполнения служебных обязанностей он не имеет права совершать действия, демонстрирующие его политические взгляды или свидетельствующие о личном отношении к определенным политическим партиям. К слову, этой же статьей чиновникам запрещено организовывать забастовки и принимать в них участие. В остальном же основные цели и задачи законопроекта в том или ином виде поддержаны парламентариями.

Кто на службу?

Итак, с 1 января 2013 г. госслужащим будет признаваться гражданин Украины, занимающий должность в государственном органе, органе власти АРК или их аппарате, получающий зарплату за счет средств госбюджета, кроме случаев, определенных законом, и осуществляющий установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с реализацией заданий и исполнением функций государственного органа.

Правда, под действие Закона не подпадают должности Президента Украины, членов правительства, народных депутатов; судей; работников прокуратуры, которым присваиваются классные чины; военнослужащих Вооруженных Сил Украины, лиц рядового и начальствующего состава ОВД и иных органов, которым присваиваются специальные звания, если иное не предусмотрено законом, а также некоторые другие.

Закон определил и ряд требований, предъявляемых к кандидату на должность госслужащего. Согласно ст. 15 Закона, правом на государственную службу с учетом требований об уровне профессиональной компетентности, направления подготовки (специальности) и ограничений, установленных законом, могут воспользоваться граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, свободно владеющие государственным языком.

При этом назначение лиц на должности государственной службы не допускается в случае, если они будут непосредственно подчинены близким лицам. Напомним, что термин «близкие лица» в новом Законе применяется в понимании, аналогичном ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» – таковыми являются супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также иные лица, совместно проживающие, связанные общим бытом и имеющие взаимные права и обязанности с субъектом ответственности за коррупционное правонарушение.

Кроме прочего, госслужащим запрещено заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте.

Ранги, группы, подгруппы

Новеллой законодательства стала классификация должностей госслужбы. Речь идет о том, что в пока действующем Законе предусмотрено 7 категорий государственных служащих, в новом же должности чиновников разделены на 5 групп, состоящих, в свою очередь, из 4 подгрупп в зависимости от характера и объема должностных полномочий.

К примеру, согласно ст. 16 Закона, лицо, претендующее на занятие должности госслужбы, должно отвечать таким минимальным общим требования образовательно-квалификационного уровня и опыта работы: для должностей подгруппы I-2 – полное высшее образование, стаж работы не менее 7 лет, опыт работы на руководящих должностях или на должностях государственной службы подгруппы I-3 или II-2 или на соответствующих должностях в органах местного самоуправления не менее 5 лет.

Законом вводится 9 рангов государственной службы (вместо существующих на сегодняшний день 13). К примеру, государственным служащим, занимающим должности госслужбы подгруппы I-1, присваивается 1 ранг, а чиновникам, занимающим должности подгруппы V-4 – 7, 8 и 9 ранги.

Работа и еще раз работа

Заслуживает особого внимания ст. 12 Закона, регламентирующая исполнение госслужащим поручений. Во время выполнения должностных обязанностей чиновник действует в рамках полномочий, определенных законодательством, и в соответствии с должностными инструкциями. При этом поручения руководителей, данные в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения подчиненными госслужащими.

Однако в случае возникновения сомнений касательно законности данного руководителем поручения госслужащий имеет право требовать письменного подтверждения этого поручения, после получения которого обязан его выполнить. Эту меру законодатель предусмотрел для целей освобождения от ответственности подчиненного работника, если поручение его руководителя будет признано незаконным в установленном порядке, кроме случаев выполнения явно преступного приказа.

Судя по всему, чиновникам придется трудиться, выходя за рамки рабочего времени, предусмотренного общими положениями КЗоТ. Разумеется, продолжительность и режим работы, время отдыха государственного служащего определяются законодательством о труде, но с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Такие особенности раскрыты в ч. 2 ст. 50 Закона: «Для выполнения неотложных и непредусмотренных заданий государственные служащие могут привлекаться к службе по письменному распоряжению руководителя государственной службы в государственном органе, органе власти АРК или их аппарате в выходные, праздничные, нерабочие дни, а также в ночное время с компенсацией работы согласно закону».

Заслуженное вознаграждение

Что касается оплаты труда должностных лиц госслужбы, их гарантий и компенсаций, то этому в Законе посвящено немало норм. Отметим лишь основное. Так, схема должностных окладов определяется ежегодно КМУ не позднее месячного срока до принятия ЗУ о Госбюджете Украины на следующий год путем установления минимального и максимального размеров должностных окладов для каждой подгруппы должностей госслужбы, исходя из ряда принципов.

Скажем, минимальный размер должностного оклада на должности подгруппы V-4 устанавливается на уровне не менее двух размеров МЗП, а минимальный размер должностного оклада подгруппы I-1 не может превышать 10 минимальных размеров должностного оклада подгруппы V-4. Причем для каждой подгруппы должностей разница между максимальным и минимальным размерами должностного оклада должна составлять не менее 30%.

Наконец, позаботились депутаты и о пенсионном обеспечении государственных служащих. Пенсия чиновникам, согласно ч. 2 ст. 49 Закона, будет назначаться в размере 80% суммы их зарплаты, в которую включаются все виды оплаты труда, с которой уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Комментарии

Начальник пресс-службы Министерства финансов Виктор Косарчук:

– Этого закона ждали, потому что нужно было поднять статус госслужбы, чтобы она была престижной, чтобы молодые люди стремились к ней. Принятие этого закона видится позитивным явлением. Например, мне как юристу ситуация с поручениями более чем понятна. Если приказ или поручение противоречат закону, его можно не выполнять. Теперь, когда прописано, что это требование может быть продублировано в письменном виде, такой документ может служить для обжалования давления, принуждения в судебном порядке. Я считаю, что это вполне обоснованная позиция. Как же иначе обжаловать незаконное поручение, если его не будет в письменном виде?

Представитель Президента в ВР Украины Юрий Мирошниченко:

– Служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей на госслужбе, он должен выйти из состава органов управления организации или предприятия. Если будут установлены факты, свидетельствующие об обратном, это должно стать предметом либо рассмотрения правоохранительных органов, либо внутреннего расследования. И в случае возникновения оснований для возбуждения уголовного дела такое уголовное дело возбуждается, а чиновник будет нести ответственность за коррупционные действия.

Министр юстиции Александр Лавринович:

– Мы выстроили четкую логику системы государственного управления. Теперь в одном госоргане нет противоречащих друг другу функций. Кроме того, один орган не может решать, что делать, как делать, а потом себя же контролировать и премировать. Есть министерства (определяют политику), службы (предоставляют государственные услуги), инспекции (осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства), агентства (управляют государственной собственностью) и регуляторы.

Главный консультант Комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Лидия Шкурина:

– Форма и содержание действующего закона о госслужбе более соответствуют советскому подходу, чем конституционному (был принят еще в 1993 г., т.е. за три года до принятия Конституции). И хотя в закон вносились многочисленные изменения, общая основа, обусловленная ним, слишком устарела и не отвечает требованиям времени. Теперь ситуация изменится. В частности, если классификация должностей в действующем законе построена согласно линейной системе, то в новом такое построение происходит в соответствии с системой двухмерной, с привязкой к качественной характеристике должности. Если в действующем законе, в соответствии со ст. 33, условия оплаты труда госслужащих, размеры доплат, надбавок и материальной помощи определяются Кабинетом министров, то в новом четко установлено, что должностной оклад на самой низкой должности должен составлять не менее двух минимальных зарплат.

Относительно политической нейтральности госслужащих, то снятие такой нормы было одним из условий принятия нового закона за основу. В то же время в ст. 3 нового закона содержится такой принцип госслужбы, как политическая беспристрастность.

Автор: Юлия Габдуллина,   «Судебно-юридическая газета»

You may also like...