Отсудить долги за роуминг украинцы не смогут

Мобильные интернет-услуги за границей становится потенциальным источником многотысячных долгов для абонентов. Некоторые из них решаются отстаивать свои права в суде с оператором. Правда, практика показывает, что клиентам пока не удается «списать» долг. Что нужно знать, чтобы избежать долговой кабалы.

 В крупнейших мобильных сетях – «Киевстаре» и «МТС-Украина» – уже около 1,2 млн Android – смартфонов и 440 тыс мобильных устройств. Apple. life:) не дает точных данных, но количество этих устройств в этой сети растет на сотни процентов в год. Все они – общепризнанные пожиратели трафика благодаря удобному для браузинга интерфейсу, а также постоянным автоматическим обновлениям статусов абонента в интернете.

На территории Украины у абонентов не возникает с этим проблем. Ведь можно купить доступный интернет-пакет и не задумываясь о последствиях пользоваться услугами.

Почему «съедаются» деньги за не заказанный интернет?

Все приключения начинаются, как только абонент-контрактник пересекает границу Украины.

Смартфоны владельцев тут же подключаются к сети оператора-партнера «Киевстара» или «МТС Украина» или life:). Абоненту приходит СМС с местными роуминг-тарифами, а также в большинстве случаев с предупреждением, что при исчерпании лимита на счету образуется долг. При этом прекращение услуг, якобы, является технически не возможным.

Тарифы на мобильный интернет за границей «кусаются» – обычно начинаются от 100 грн на 1 Мб. Поэтому абоненты, как правило, откладывают смартфон в сторонку и ищут местные точки интернет-доступа. Но многие из них при этом забывают отключить услуги передачи данных. Обновления не прекращаются. А вместе с ним и списывание денег со счета. Бывали случаи, когда обновления происходили при подлете абонента к аэропорту, если те забыли отключить устройства. И деньги «съедались» еще до пересечения границы иностранного государства.

Некоторые пытаются зайти в Интернет со своего устройства через интернет в отеле или кафе. Но при нестабильном соединении их гаджет опять начинает незаметно пожирать мобильный трафик.

 

В связи с тем, что по-настоящему умных смартфонов в этом году стало очень много, участились и жалобы абонентов. На прошлой неделе «Комментарии» писали, что один украинец собирается подавать на компанию «Киевстар» в суд, так как после возвращения из Европы, ему выписали долг в 6,4 тыс грн.

Почему абоненты обречены на проигрыш в суде?

«Комментарии» выяснили, что в суде такие дела клиенты обычно проигрывают. Мало шансов, очевидно, и у упомянутого абонента. На своей страничке в Facebook он указывает на то, что, согласно договору, лимит отключения у него составляет «минус» 350 грн. И по идее долг не должен был превысить эту сумму.

Но на практике все иначе. Аналогичных дел в этом году уже десятки. Абоненты по своей же невнимательности «попадают» и на 100 тыс и на 200 тыс грн.. за одну поездку! При этом доказать, что должен действовать пункт договора с оператором о долговом лимите, не представляется возможным. Оператор, как правило, указывает на другой пункт того же договора (пример проигранного дела), согласно которому он только имеет право, а не обязан отключать сервис тогда, когда превышен лимит.

Кроме того, оператор ссылается на свое право выставлять счет абоненту за роуминговые услуги в течение трех месяцев после их оказания. Результат – телекоммуникационная компания без проблем выигрывает дело, а абонент – «сам дурак». Ведь не удосужился прочитать все условия договора.

Если у абонентов не установлен лимит отключения, в исках они иногда жалуются на то, что операторы предоставляют им не заказанный потребительский кредит. Ну и тут судьи обычно быстро «обрубают» все аргументы. Ведь по факту дополнительные деньги на счет абонента не начислялись. А значит это просто долг за оказанные услуги.

Казалось бы, проблему можно решить просто – обязать оператора сообщать абонентам о том, что «пошел минус».

Очень хитрая техническая возможность

В «Киевстаре» на это говорят, что его биллинговое оборудование не имеет технической возможности в он-лайн режиме фиксировать трафик абонентов в роуминге. Это, якобы, связано с тем, что роуминг-партнеры передают данные не сразу, а через некоторый промежуток времени, оговоренный в договорах с партнерами. «Отдельные мобильные операторы, например, из России, передают их оперативно – до 2 дней, с европейскими коллегами обмен данными происходит дольше. Задержка может составлять до 45 дней», отмечают в «Киевстаре».

При этом в «Киевстаре» заявляют, что операторы-партнеры не имеют данных о лимитах наших абонентов и оказывают услуги связи до получения ответного сообщения домашнего оператора. Но за время задержки передачи файлов размер долга абонента растет как снежный ком.

У МТС в аналогичной биллинговой системе почему-то больше возможностей. «Если у абонента выставлен лимит задолженности, он сработает и в роуминге. Услуги роуминга будут отключены до пополнения счета», – отмечают в компании. Это косвенно подтверждает отсутствие у этой компании судебных разбирательств в Реестре судебных решений, которые связаны с превышением лимита. Но вот иски об огромных счетах за заграничный Интернет имеются. В МТС отмечают, что ведут работу над решением, которое позволит абонентам контролировать свой счет в роуминге в онлайн-режиме. Но сроков ее запуска не называют.

А life:), контракт-абонентов у которого вообще не так много, по словам представителей, может контролировать все. «Наша биллинговая система позволяет осуществлять расчет стоимости услуг в режиме реального времени, т.е. плата за использование услуг происходит одновременно с потреблением услуги абонентом, всегда, включая услуги в роуминге. Соответственно абонент life:) располагает только доступными на его счету средствами.

При этом оповещение о перерасходе не пересылается, потому что перерасход возможен лишь для контрактных абонентов, и лишь при условии подачи ими заблаговременно официального запроса на предоставление возможности перерасхода», – отмечают в компании. Примечательно, что в Реестре судебных решений роуминговых споров с абонентами за этот год обнаружить не удалось.

В Европе творят чудеса?

По мере того, как выигрышных для операторов исков становится все больше, создается впечатление, что крупным компаниям и их партнерам попросту выгодно не менять условия оказания роуминговых услуг. Западный опыт указывает на то, что избавить абонентов от неожиданных долгов очень просто. В Евросоюзе норма оповещения четко прописана Еврокомиссией. Решение о защите абонентов в случае перерасхода в роуминге действует с лета 2009 года.

Операторы должны прерывать закачку контента на мобильное устройство при набежавшем счете в 50 евро. И биллинговые системы почему-то с этим отлично справляются. «Недавно немец, скачивая и просматривая телепрограмму в роуминге во Франции, получил счет в 46 тыс. евро»,— такой пример приводят в Еврокомиссии в качестве обоснования необходимости лимитов.

Есть и еще один способ избавить владельцев смартфонов от нежданных долгов – сделать доступной услугу роуминга не по умолчанию, а только через предзаказ. Приехал в другую страну, почитал расценки, отправил сообщение – «Нужен роуминг».

Но покуда в договорах можно писать все, что угодно, зная, что абоненты не всегда замеятят подводные камни, наших мобильщиков такие механизмы не очень-то интересуют. Да и строгой Еврокомиссии, заботящейся правах граждан, у нас тоже нет. Поэтому лучше взять в дорогу не контрактную SIM-карту, а prepaid. Он ни к чему не обязывает.

Автор: Станислав Юрасов,  Comments.UA

You may also like...