Получат ли гражданам Украины оружие в руки?
Чего же, собственно, хотят авторы «оружейных» законопроектов? Многие скептики полагают, что речь идет о бесконтрольном наводнении Украины огнестрельным оружием, однако это далеко не так. Каждый из законопроектов, зарегистрированный в Верховной Раде или размещенный на веб-страницах для публичного ознакомления, не только уточняет и расширяет список терминов, но и предусматривает процедурный механизм получения подобного средства защиты.
21 марта с. г. на веб-сайте Всеукраинского объединения «Свобода» был размещен законопроект «О гражданском оружии и боеприпасах» (он не зарегистрирован в парламенте, но условно назовем его законопроектом – прим. ред.).Проект поддерживается рядом народных депутатов, уверенных в том, что принятие подобного закона обеспечит защиту суверенитета и территориальной целостности государства, жизни и здоровья граждан, собственности, а также охрану общественного порядка и общественной безопасности, природы и природных ресурсов, укрепит международное сотрудничество в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия, урегулирует правоотношения, возникающие при обороте в Украине огнестрельного оружия и боевых припасов.
Следует отметить, что попытка достижения перечисленных целей отнюдь не нова. Проекты закона об оружии периодически регистрируются в Верховной Раде со дня провозглашения независимости Украины. Очевидно, это обусловлено международным опытом применения «оружейного» законодательства.
Безусловным лидером по вооружению населения являются США. Право каждого гражданина этой страны на владение и ношение огнестрельного оружия гарантировано ее Конституцией. Сегодня на руках у американцев около 200 млн единиц огнестрельного оружия, что приблизительно составляет по два «ствола» на каждую семью. Из них около 30 млн единиц – полуавтоматическое оружие и 3–4 млн – современное автоматическое самострельное огнестрельное оружие армейских образцов типа М-16, АК-47 и др.
Солидарны с позицией США страны Прибалтики, Грузия и Молдавия. Их опыт убеждает в том, что предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 50–70%.
Вместе с тем, статистика в перечисленных странах свидетельствует, что официально зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от общего количества преступлений. Следует полагать, что в этом аспекте слова главы наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгия Учайкина о том, что осознание факта наличия оружия у оппонента является сдерживающим фактором для применения оружия против него, вполне справедливы.
Вооружать мудро
Чего же, собственно, хотят авторы «оружейных» законопроектов? Многие скептики полагают, что речь идет о бесконтрольном наводнении Украины огнестрельным оружием, однако это далеко не так. Каждый из законопроектов, зарегистрированный в Верховной Раде или размещенный на веб-страницах для публичного ознакомления, не только уточняет и расширяет список терминов, но и предусматривает процедурный механизм получения подобного средства защиты.
Например, авторы проекта «О гражданском оружии и боеприпасах» готовы предоставить оружие лицу, получившему разрешение на оружие соответствующей категории. В разрешении предполагается указывать информацию о владельце, а также категорию (категории) оружия, которое лицо имеет право приобрести в собственность. Разрешение будет выдаваться сроком на 4 года. Вместе с ним лицу будет выдаваться оружейная карточка, содержащая информацию о приобретенном оружии – его номере, марке, модели и калибре.
Право на получение разрешения на оружие предлагается предоставить всем без исключения дееспособным, психически здоровым, несудимым гражданам Украины. При этом, учитывая особую ответственность, которая возлагается на владельца оружия, для получения разрешения на оружие гражданами авторы законопроекта намерены уполномочить КМУ устанавливать особый порядок прохождения медицинского освидетельствования для получения справки (заключения) учреждения здравоохранения.
Граждане, которые намерены приобрести оружие впервые, должны будут пройти курсы по подготовке владельцев оружия, и по их окончанию предоставить соответствующую справку органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере государственной регистрации прав на оружие.
Курсы должны включать в себя теоретическую часть по знанию основ законодательства об обороте гражданского оружия, правил безопасного обращения с ним, изучение материально-технической части оружия, а также практическую часть. Прохождение курсов предполагается заканчивать экзаменом, который будет принимать представитель органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере госрегистрации прав на оружие, и представитель организации, которая проводит курсы.
Безопасность и самозащита
Подобная процедура позволит не только отсеять лиц, которые, став владельцами оружия, могут представлять опасность для общества, но и предоставит правоохранительным органам возможность создать реестр огнестрельного оружия, в который будут внесены все легальные единицы.
Практический аспект этого заключается в том, что, как не раз говорил г-н Учайкин в своих интервью, если огнестрельное оружие было применено во время совершения противоправного деяния, по пуле можно будет в короткие сроки установить его владельца. Это невозможно в случае применения травматического оружия, поскольку идентифицирующих следов на резиновой пуле просто не остается.
Еще одним фундаментальным новшеством законопроекта «О гражданском оружии и боеприпасах» является попытка конкретизировать ст. 36 Уголовного кодекса Украины, указав, что «не будет превышением мер необходимой обороны применение оружия или любых других средств и предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, или (в действующей редакции «а также») для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище или иное помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного тому, кто посягает». Впрочем, замена «а также» на «или» скорее ограничивает право гражданина на применение оружия, поскольку представляет собой исчерпывающую вариативность.
Среди аргументов, которые звучат против вооружения, наиболее весомыми являются следующие:
-
фактор коррупции, который предполагает, что документы, требующиеся для получения разрешения на владения оружием, могут быть приобретены нелегально;
-
фактор психологической неготовности населения Украины к массовому вооружению.
«Поскольку надлежащим образом организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право людей хранить и носить оружие не должно ограничиваться»
Вторая поправка к Конституции США
«Забрать у меня оружие потому, что я могу кого-то застрелить – это все равно, что вырезать мне язык, потому что я могу закричать «Пожар» в переполненном театре»
Питер Венетоклис
«Благодаря одному мечу другие не покидают ножен»
Джордж Герберт
Факты и цифры:
По данным организации Small Arms Survey (Женева, Швейцария), которая исследует вопросы оборота нелегального огнестрельного оружия в мире, в Украине в нелегальном обороте находится более 3 млн единиц огнестрельного оружия.
Введение в Великобритании жестких правил и ограничений относительно владения гражданским оружием привело к стремительному росту количества преступлений: за 5 лет стало на 88% больше преступлений с использованием насилия, на 101% – вооруженных ограблений, на 105% – изнасилований и на 24% – убийств.
Опыт Прибалтики, Грузии и Молдовы показывает, что предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 50–70%.
Мировыми лидерами во владении населением огнестрельным оружием являются США, Швейцария и Финляндия с показателем от 88 до 45 единиц гражданского огнестрельного оружия на 100 человек. В Украине этот показатель составляет 5,5 единицы.
Словарь юриста
Огнестрельное оружие – устройство или предмет, сконструированный или приспособленный для использования в качестве оружия, из которого под воздействием силы давления, создаваемой продуктами горения химических веществ, могут быть выброшены пули, метательные элементы (снаряды) или вредные, раздражающие вещества для механического, термического, химического или иного поражения цели на расстоянии, или подачи звукового или светового сигнала.
Автор: Катерина Беляева, «Судебно-юридическая газета»
Tweet