4 мошеннических способа изъятия денег у населения и 9 советов, как избежать соблазна
У пенсионерки Елены Сергеевны мошенники выманили 600 000 рублей, накопленных на черный день. Преступникам удалось раскрутить пожилую женщину по одной из схем, благодаря которым полиция ежедневно принимает десятки заявлений на действия мошеннического характера в отношении пожилых людей.
СХЕМА ПЕРВАЯ: БАДЫ ПОД ВИДОМ ЛЕКАРСТВ
Елене Сергеевне, маме Инны, 76 лет. Она услышала по радио рекламу чудо-аппарата, который лечит все, и купила его примерно за 40 000, затем к нему еще чудо-капсулу за 60 000. Но и это не все. «Убедившись, что мама проглотила капсулу, мошенники сказали ей, что если капсула не выйдет через 10 часов естественным путем, то ее смерть будет такой мучительной и страшной, что черти в аду содрогнутся, — говорит Инна.
— И предложили купить еще одну, которая нейтрализует первую, за 700 тысяч! Мама ответила, что у нее только 500, они были милосердны, сжалились и согласились. Мама пошла в Сбербанк, сняла деньги и отнесла их в другой банк на счет какого-то физического лица».
В полицию мама Инны и ее родственники обращаться не стали. Во-первых, маму запугивали, во-вторых, надо было бы водить маму в полицию, чего Инна тоже очень хотела избежать.
Чтобы продать бесполезные препараты под видом жизненно необходимых лекарств, преступниками разработана целая «цепочка». Сначала пенсионерам звонят из некоего «статистического центра», «медицинской организации», просят ответить на невинные вопросы: как ваше здоровье, довольны ли качеством обслуживания в районной поликлинике? Установив контакт, мошенники сообщают: в нашем центре специально для пожилых разработана программа, для начала к вам бесплатно приедет специалист и проведет диагностику.
Получив согласие клиента, «врач» приезжает к нему на дом. «Врач» в полной экипировке: белый халат, ноутбук, какие-то приборы. Основная его задача, разумеется, не диагностика, а анализ обстановки. Выслушав жалобы, он звонит с отчетом в колл-центр, и через некоторое время из этого центра перезванивает другой «врач». Он говорит, что медики проанализировали жалобы и пришли к выводу, что пациенту необходим новый препарат, который они готовы продать со скидкой. Препарат привозят (как правило, это БАД). Но втюхивание препарата в одном экземпляре не означает, что мошенники остановятся: некоторые жертвы обмана платят им за «новые» препараты в течение года.
Обычно в состав мошеннической группы входит 3–6 человек: «врач», «курьер», «оператор на телефоне»… В одном «колл-центре», снимающем помещение где-нибудь в офисном центре под видом, например, рекламного агентства, может сидеть по 3–4 таких бригады, которые контролирует «бригадир». Бригада получает 30–40% выручки, «бригадир» — 60%. Из этих денег он оплачивает аренду, связь, расходные материалы. Информацию преступники берут обычно из купленных телефонных баз, где указаны имена и даты рождения абонентов. Срок жизни такого «колл-центра» — 2–3 года.
СХЕМА ВТОРАЯ: МОШЕННИКИ С ИКОНАМИ
Такие истории тоже начинаются с телефонного звонка, на этот раз — из «эзотерического», «парапсихологического» центра. Они предлагают бесплатное собеседование, чтобы получить представление о проблемах человека. Спустя какое-то время перезванивают и предлагают «лечение» — необходимые обряды.
Телефонный разговор строится по определенной схеме: жертву вводят в состояние транса. Например, на заднем фоне во время разговора поют молитвы, вдруг какая-то женщина начинает кричать, что икона плачет, что пациента надо «отмаливать». Жертва соглашается, к ней на дом приходят несколько женщин с иконой или — с хрустальным шаром, кадилом и т.д. Они поют молитвы, обходят квартиру и начинают «доить» жертву до последнего.
Предъявить мошенникам нечего: жертва вызывает их добровольно.
СХЕМА ТРЕТЬЯ: ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ВОДЫ
Маму Ирины мошенники, почувствовав, что она колеблется, замучили звонками и визитами, предлагая купить у них фильтр. «Я потом искала этот фильтр в интернете, но ничего о нем не нашла, — говорит Ирина. — Уверена, это расчет на то, что пожилые люди не пользуются интернетом и не могут проверить информацию».
Преступники представляются сотрудниками Роспотребнадзора, ЖЭКа или коммерческой фирмы и предлагают жертве провести анализ воды из-под крана. Используя электролизер, мошенники добиваются впечатляющего визуального эффекта: вода становится неприятного цвета, на дно посуды выпадает грязный осадок.
Продемонстрировав жертве, какую гадость она пьет, преступники показывают принесенную с собой чистейшую воду и предлагают купить за огромные деньги чудо-фильтр. Возможно, этот фильтр действительно будет исправно очищать воду, вот только цена… В интернете фильтр можно заказать за 3000 рублей, а мошенники просят за него 50 000, а то и 70 000. В качестве «бонуса» могут согласиться на рассрочку и взять часть суммы (например, 10 000), но если вдруг бабушка передумает ставить фильтр, она должна будет заплатить за расторжение договора еще 5000.
СХЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: ЗВОНОК ОТ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В БЕДУ
Дедушке Ване позвонили на мобильный, когда он был один на даче. Звонивший представился его взрослым сыном, слышно было плохо, «сын» звонил из полиции, у него якобы нашли наркотики, поэтому он просит срочно перечислить 70 000 рублей, чтобы не было неприятностей. Важная подробность: все это время дедушку держали на связи, пока он ехал на машине в село, где был платежный терминал, — чтобы не мог перезвонить сыну. Когда старик доехал до терминала и перевел 50 000 (все, что у него было), преступники потребовали, чтобы он порвал квитанции возле микрофона: «Рвите так, чтобы мы слышали».
— Мы обратились в полицию, — говорит невестка Лена. — У нас было три телефонных номера: тот, с которого звонили, и два номера, на которые надо было перечислять деньги (на один номер перечислять больше 50 000 нельзя). И еще — квитанция, которую дедушка порвал, но не выкинул. Ничего это не дало. Поразительно, что дедушка во все это поверил: где его сын и где наркотики?
Вариант того же сюжета: звонят от имени вашего сына или дочери, говорят, что сбили человека, врезались в чужую дорогую машину… Или звонит ребенок, плачет в трубку: «Мама, я сломал руку другому мальчику, надо срочно заплатить, чтобы у нас не было неприятностей, сколько у нас дома денег?» (Обратите внимание на вопрос.)
Жертвам могут звонить еще раз от имени правоохранительных органов: мы знаем, что вы пострадали от действий мошенников, государство готово возместить вам часть суммы (жертва называет сумму), но для этого надо заплатить налог, вот реквизиты, номер карточки, на которую надо перечислить деньги. Эта «компенсация» называется «компотом». «Компотить» — значит, под видом компенсации кидать пострадавших на деньги.
Полезные советы
— Не открывайте двери незнакомым людям, с какими бы целями они к вам ни шли.
— Учтите, мошенники обычно действуют днем, чтобы не сталкиваться с работающими родственниками пенсионеров.
— С опаской относитесь к любым «панацеям», в том числе и к таким, которые рекламируются в крупных изданиях, на телевидении, на радио, — обычно под видом чудодейственных приборов скрывается обыкновенное шарлатанство.
— Не участвуйте в телефонных опросах, целью которых является получение информации о вас, вашей семье или вашем благосостоянии.
— Не давайте «представителям городского методического центра» и прочих невразумительных организаций никаких данных о себе, даже если они предлагают позвонить по какому-то номеру, по которому их полномочия подтверждают.
— Обязательно советуйтесь с родственниками, прежде чем платить кому-либо значительные суммы или подписывать какие-либо документы в отношении квартиры или имущества.
— Не стесняйтесь говорить: «Мне надо подумать, я вам перезвоню» — а если на вас продолжают давить, решительно прекращайте общение.
— Категорически не подписывайте пустые листы, куда «потом впишут» что нужно, якобы экономя ваше время.
— Обязательно проверяйте фирму, которая делает предложение, связанное с квартирой, — например, запишите их контакты и данные и потом позвоните вашему участковому или в ваше отделение полиции, чтобы проверить тех, кто к вам приходил.
Автор: Ксения Кнорре-Дмитриева, Новая газета
Tweet