Новый Налоговый кодекс Украины: ожидания и реальность

Ликвидация налоговой милиции, перевод общения с налоговиками в виртуальный формат, налоговые каникулы для нового бизнеса – это лишь некоторые из нововведений, которые планируют внести в Налоговый кодекс. Аналитики в большинстве положительно оценивают такие идеи, но не имеют однозначной уверенности, что они будут реализованы качественно.

Также возникает вопрос, почему изначально не приняли новую налоговую систему и уже по ней не разработали проект госбюджета. Вместо этого все было сделано наоборот, потому логика такой «реформы» остается непонятной.

В начале октября Кабмин утвердил и направил на рассмотрение Национального совета реформ проект изменений в Налоговый кодекс. Эти изменения касаются, в основном, не самих ставок налогов, а их администрирования. Итак, выделим самые заметные новшества, которые прописаны в законопроекте Минфина.

Первый важный шаг – это ликвидация налоговой милиции. Вместо нее предлагается создать финансовую полицию или Службу финансовых расследований, полномочия которой будут значительно меньшими. Как отмечает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, у нового органа основой должна стать не «карательная», а «аналитическая» функция, чтобы максимально уменьшить негативное влияние на бизнес. То есть «масок-шоу» и обысков на предприятиях уже быть не должно, а контролирующий орган будет анализировать рискованные операции, которые имеют признаки налогового мошенничества, а также собирать доказательства на основе информации из компьютерных налоговых баз.

При этом в новую службу должны набрать новых сотрудников на конкурсной основе – по аналогии с Национальной полицией. Напомним, министр финансов Украины Александр Данилюк ранее пообещал ликвидировать налоговую милицию уже до конца года.

Менять эту структуру действительно нужно, но все зависит от того, как эта идея будет реализована, считает и. о. президента Киевской школы экономики Тимофей Милованов. «Например, ликвидация ГАИ и создание патрульной полиции привели к позитивным изменениям, но на этом реформа застопорилась, и мы не видим изменений в высших звеньях правоохранительных органов. Так же и тут. Новая финансовая полиция может быть как хорошо, так и плохо сформирована. Если они действительно ликвидируют нынешнюю налоговую милицию, наберут новых нормальных людей в финансовую полицию, тогда мы, возможно, увидим какие-то положительные результаты», – говорит он.

Также законодательными изменениями предусмотрено сокращение полномочий Государственной фискальной службы (ГФС). В частности, планируется передача всех баз данных ГФС в ведение Минфина или же администрирование будет осуществлять специально созданное госпредприятие.

Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает это целесообразным шагом. «Я не вижу здесь каких-либо проблем. Это более корректно, когда у нас общее руководство осуществляется Минфином, а фискальные органы ему подчинены. Также в законопроекте прописывается более разумный подход к тому, как они будут выбирать те или иные организации для своих проверок», – отмечает он.

Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак зато сомневается в эффективности передачи части полномочий ГФС Минфину. «Это очередная имитация, когда службы передают под разное подчинение, переназывают, меняют вывески, но суть их работы не меняется. Это не более, чем борьба отдельных чиновников или политических сил за сферы влияния», – говорит он.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проверки будут проводиться на областном уровне, а районные налоговые инспекции будут выполнять исключительно сервисные функции.

Также среди основных административных новшеств можно назвать такие:

  • план-график документальных плановых проверок публикуется на сайте ГФС и публикуется в официальном издании ГФС;

  • отмена необходимости предоставлять документальное подтверждение вместе с предоставлением информации на запрос ГФС в ходе встречной сверки;

  • увольнение крупных налогоплательщиков от обязанности предоставлять в электронном виде копии документов по учету доходов, расходов и других показателей

  • установление 30 дневного срока, в течение которого может быть проведена камеральная проверка (без выезда на предприятие) – на сегодня такой срок установлен лишь по налогу на добавленную стоимость;

  • отмена права должностного (служебного) лица контролирующего органа, проводящего проверку, получать от налогоплательщика копии документов, относящихся к предмету проверки;

  • уточнение порядка исчисления сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему – со следующего дня, за днем получения акта (справки);

  • увеличение контролирующим органом срока отправки уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражения к акту проверки с 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения.

  • Для вновь созданных предприятий Минфин предлагает ввести налоговые каникулы на пять лет. Точнее, новые предприятия смогут выбирать, работать ли на общей системе налогообложения в условиях каникул, или на упрощенке с уплатой единого налога. По замыслу чиновников, это должно способствовать появлению нового бизнеса.

Впрочем, по мнению экспертов, чтобы достичь такого эффекта, нужны комплексные изменения, в том числе и правоохранительной системы.

«Здесь надо понимать, что налоговые каникулы – это не все налоги, а речь идет исключительно о налоге на прибыль. В целом это может несколько облегчить ситуацию для новых предприятий, но на сегодня если говорить о главных препятствиях для создания нового бизнеса в Украине, то мы увидим, что вопрос налогов не является основным. На самом деле в первую очередь есть вопросы защиты прав собственности, которые являются более важными, чем налоговые вопросы. Поэтому говорить о том, что когда мы создадим лучшие налоговые условия для нового бизнеса, у нас мгновенно появится его много – это несколько преждевременно», – считает Александр Жолудь.

Кроме того, есть риск, что результатом введения таких налоговых послаблений может быть только переоформление и создание новых юридических лиц, а не действительное открытие новых производств.

«У нас очень часто предприниматели используют подобные льготные режимы, просто перерегисрируя предприятия и выдавая их за новые. То есть будет трудно администрировать, какое предприятие является действительно новым, а какое просто перерегистрировано под другим именем», – констатирует Андрей Новак.

С 1 января 2018 года планируется введение полноценного электронного кабинета плательщика налогов. Этот сервис уже создавался ранее, но теперь, по замыслу авторов законопроекта, с его помощью можно будет получить доступ ко всей налоговой информации о плательщике, проведение сверки расчетов с бюджетом, заполнения и представления налоговой отчетности, управление переплаченными денежными средствами, регистрацией налоговых и акцизных накладных, информирование о проверках и предоставлении актов или справок проверок, переписка с контролирующим органом.

По мнению экономиста Ильи Несходовского, сейчас предприниматели не могут быть уверены в том, что всю налоговую отчетность своевременно приймут, а налоговая задолженность будет уплачена в полном объеме. Это приводит к случаям давления на предпринимателей и желание «пообщаться» в неформальной обстановке с целью решения часто несуществующих проблем. Тогда как внедрение электронного кабинета плательщика налогов позволит избежать таких ситуаций и «уменьшит коррупционные возможности налоговиков».

На устранение коррупционных рисков направлено и ссоздания единого реестра на возмещение НДС. Систему возмещения этого налога эксперты называют одной из самых коррупционных в Украине.

«Наличие двух реестров позволяет одним плательщикам получать средства вовремя, а другие должны ждать по несколько месяцев. Как следствие, все хотят попасть в первый реестр. Таким образом, два реестра делят плательщиков на своих и чужих. В общем, процесс возмещения НДС объясняет, почему к нам не идут инвесторы», – считает Илья Несходовский.

Надежды на то, что создание единого реестра на возмещение НДС поможет устранить коррупционную составляющую в этой сфере возлагает также и. о. президента Киевской школы экономики Тимофей Милованов. «Для всех должны быть одинаковые правила игры», – говорит он. В то же время в этом вопросе экономист ожидает особенно большое сопротивление системы, ибо «люди на этом зарабатывают».

Противодействию чиновничьего аппарата, по мнению Милованова, можно ожидать и в других аспектах реформы, в частности, касающихся упрощения администрирования налогов и введения электронного кабинета плательщика налогов. «Если все это сделать качественно – это, безусловно, будет шаг вперед, потому что чем меньше вмешательство чиновника, тем меньше вариантов для манипуляций. А возможность манипуляций ведет к коррупции. Но вопрос в том, как это будет реализовано. Думаю, здесь, как и во всем остальном, будет борьба, чтобы это не довести до конца. То есть будет сопротивление системы, как, например, с электронными декларациями», – говорит он.

«Понятно, что реформы у нас очень медлительные, и хотелось бы увидеть больше. Но хорошо, что хоть что-то делают – на четверочку», – добавляет эксперт.

Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак обращает внимание, что подача этой налоговой реформы, как минимум, нарушает логику экономической политики. По его мнению, надо было сначала принять на законодательном уровне новую налоговую систему, а затем по этой новой системе рассчитывать Государственный бюджет. А получилось так, что бюджет уже рассчитали и подали, а теперь предлагают налоговые изменения.

«Сейчас нужно было бы забрать из налоговой системы очень много мелких плательщиков, которые дают небольшие поступления в бюджет, но очень перегружают саму налоговую систему и затрудняют работу предприятий и их бухгалтеров. Также нам следует разобраться с четырьмя основными налогами – налогом на добавленную стоимость, налогом с прибыли предприятий, налогом на доходы физических лиц и единым налогом.

Надо разобраться с их ставками, установить их и не менять длительное время, потому что бизнесу нужно иметь прогнозируемую налоговую систему, чтобы можно было составлять прогнозируемые бизнес-планы на среднесрочные и долгосрочные периоды. А когда у нас каждый год вносятся изменения налогового и таможенного законодательства, то ни один бизнес не может написать реальный бизнес-план, даже на один год. А это хуже как для наших предприятий, так и особенно для иностранных инвесторов», – отмечает он.

Автор: Татьяна Штыфурко, ИА ZIK 

You may also like...