Криминальная связь. Самые распространенные виды мошенничества с помощью телефонов
Звонок другу. Он может обойтись вам дорого. Если бы сотовые телефоны появились примерно в одно время с «Антилопой Гну», Остап Бендер несомненно включил бы мобильную связь в свой перечень способов сравнительно честного отъема денег. Не так давно автору этих строк довелось принять участие в ток-шоу «Скандальная жизнь» на канале ТВЦ. Съемки этой программы были прерваны в полном соответствии с ее названием: приглашенные в студию чиновники из Федеральной антимонопольной службы и руководители трех крупных российских телефонных компаний (МГТС, «Ростелеком», МТТ) просто ушли, наотрез отказавшись продолжать.
Как заявил в кулуарах телестудии один из «невозвращенцев»: «мы же серьезные люди, а тут несерьезный разговор»… Программа была посвящена тому, как из-за мобильных телефонов россияне теряют деньги. Возможно, для боссов российской сотовой связи эта тема не слишком серьезна. Меж тем статистика свидетельствует: во всем мире ежегодные потери от телефонного мошенничества составляют около $25 миллиардов.
Мошенничество, связанное с телефонами, в последние пять лет вошло в список самых распространенных преступлений. Причем, только частично, поскольку многие телефонные «комбинации» вообще не подпадают под действие Уголовного кодекса. Между тем примерно 10% россиян так или иначе становятся жертвами телефонных мошенников.
Всю историю телефонного жульничества можно квалифицировать по нескольким основным приемам. Начиная с самого примитивного – кражи мобильного телефона. Один из самых популярных способов – «на рывок». Некое печальное существо обращается к вам с просьбой воспользоваться вашим мобильником. Поскольку «мама заболела». «девушка срочно ждет», а его собственный телефон «разрядился», «дома забыт» и т.п. Далее все зависит от быстроты ног. В Москве орудовало несколько подростковых шаек, специализирующихся на подобных кражах, причем их суточная добыча их составляла до двух десятков телефонов, то есть около 80-100 тысяч рублей в день.
Еще один вариант полностью заимствован на Западе, где он получил название wan-giri («один звонок»). Принцип действия прост: мошенник звонит жертве на мобильник, делает всего лишь один звонок и нажимает отбой, не дожидаясь ответа. Примерно 80% жертв, движимые элементарным любопытством, набирают высветившийся на их дисплее номер. А затем, естественно, получают счет за звонок на «платный» телефон. Традиционно плата невелика – от $2 до $20, то есть на сумму, ради которой жертва едва ли станет поднимать шум и обращаться в полицию/милицию.
Забавно, но в России wan-giri оказался менее эффективен, чем в Японии и Европе. Причина – в телефонной прижимистости россиян: большинство из них не торопится перезвонить на незнакомый номер. Руководствуясь принципом, «кому надо – тот сам позвонит».
Поэтому в России эту нехитрую комбинацию существенно модифицировали. Породив в итоге еще один вариант телефонного мошенничества – «прекрасная незнакомка». Используется в основном среди относительно молодого «контингента» и с помощью многочисленных анкет на популярных сайтах знакомств.
В своей анкете я как-то обнаружил послание от некой девицы, чье весьма сексапильное фото послужило дополнительным стимулом. Эпистолия была незатейлива: «Привет, Ян! Есть желание развлечься? Я исполню любые твои самые сокровенные желания… Отправь смс с текстом SSS111 на номер 3300! Я тебе сразу же отвечу! Если не отвечу, можешь отшлепать меня при встрече по попке. Жду, солнце!»
Далее технология все та же, что и при wan-giri – счет за звонок на платный телефон. Другой вариант такой же схемы: девица просит положить рублей сто на счет ее телефона. Любопытно, но хотя подобная схема известна, казалось бы всем, ежедневно находится хоть несколько простаков, решивших: «Сто рублей не деньги, а чем черт не шутит». В итоге подобная SMS-герл (впрочем, чаще всего в реальности эти занимаются SMS-бойз) за вечер зарабатывает 1-2 тысячи рублей.
В случае с моей собеседницей Настей нашла коса на камень: моим заветным желанием на тот момент было не шлепать по попке юных девиц, а собрать материал по проблеме телефонного мошенничества.
Несколько лет назад в Москве, а сейчас – во многих провинциальных городах остается популярным еще один способ телефонного надувательства – «звонок с радио». Жертве звонит некая девица и радостно лепечет: «Здравствуйте, вас беспокоит радио такое-то! Поздравляем, вы выиграли приз и можете забрать его в нашей студии. Но необходимо уплатить небольшой НДС, купите, пожалуйста, карты экспресс-оплаты на сумму 100-200 рублей и активируйте их на номер, который я вам сейчас продиктую». Как ни странно, статистика свидетельствует, что на подобную удочку попадается около трети россиян. Радиостанции «Европа Плюс» и «Эхо Москвы» одно время выпускали в эфир специальные предупреждения на сей счет.
Есть более сложные варианты. Например, имитация сервиса телефонной компании. Купив на Горбушке или в Митино базу данных абонентов той или иной сотовой компании, мошенники начинают обзвон, представляются менеджерами оператора и предлагают перейти на якобы появившийся более выгодный тарифный план, который стоит абоненту те же деньги, что и прежний. С одной оговоркой: для активации нового тарифа необходимо с помощью карты экспресс-оплаты пополнить свой счет на 100-500 рублей. Затем мошенники перезванивают тем, кто поддался на уговоры, убеждаются, что карта экспресс-оплаты абонентом куплена и якобы переадресуют звонок на автоматизированную систему пополнения счета (АСПЧ). А там механический голос автоответчика просит перевести телефон в тональный режим и ввести секретный код карты. Меж тем мошенники с помощью специальной компьютерной программы считывают, какие цифры набраны абонентом и вскоре зачисляют платеж по этой карте на свой собственный счет.
Мошенничество, жертвой которой становится сама сотовая компаний, – это фальшивый корпоратив. Года полтора назад такой случай стал предметом следствия в Самаре. Два предприимчивых горожанина явились в офис одной из телефонных компаний и заключили с ней договор на корпоративное обслуживание от имени несуществующей фирмы. Условия договора включали определенный кредитный лимит. Подключив к «корпоративу» свои телефоны самарцы обходили городские рынки. Предлагая многочисленным среднеазиатским, вьетнамским и украинским торговцам позвонить на родину всего лишь по цене 10 рублей за минуту. Казалось бы, мелкая добыча, однако схема безупречно действовала до тех пор, пока сумма долга по фальшивому «корпоративу» не достигла 5,8 миллионов рублей.
Куда более серьезная «схема» – афера под условным названием «ваш сын попал в ДТП». Суть проста. Поздно вечером или ночью в квартире жертвы раздается звонок и хозяевам сообщают, что их сын/дочь попал в ДТП/в пьяной драке ранил милиционеры и т.п. и т.д. Далее предлагается уладить дело миром и привезти в качестве отступного $5-10 тысяч. В большинстве случаев, когда испуганные родители не могли дозвониться до чада, афера успешно срабатывала. Впрочем. Для особо недоверчивых ее технически усовершенствовали: трубку на пару минут передают якобы задержанному сыну, который просит помочь. Голос отпрыска записывается заранее, под видом социологического опроса, а потом отдельные слова и фразы монтируются в нужной последовательности. Примерно как герои Конан Дойля монтировали письмо из отдельных заголовков лондонских газет: «Если рассудок и жизнь дороги вам – держитесь подальше от торфяных болот».
Во Владимире была задержана целая банда, орудовавшая таким способом. За несколько месяцев мошенники сумели заполучить около полумиллиона долларов.
Причем любопытно, что подобными аферами занимался заключенный, который звонил своим жертвам непосредственно «с зоны». А его сообщники забирали деньги.
В администрации колонии ситуацию прокомментировали весьма незатейливо: «Кто его знает, откуда у него взялся сотовый телефон. Попробуй, проконтролируй, их у нас даже через забор перебрасывают»… Понятно, что на фоне такого комментария заикаться о каком-то контроле за телефонными аферистами не приходится. Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Тем паче, что и сотовые операторы как-то нервно реагируют на тему телефонных мошенничеств. В «Вымпелкоме» и МТС попытки автора получить комментарии на сей счет успехом не увенчались. От разговора в телестудии топ-менеджеры «сотовиков» уклонились. Словом, в отношении мобильного аферизма они занимают примерно такую же позицию как товарищ Саахов из «Кавказской пленницы» в отношении традиции похищения невест: «Ну, может быть высоко в горах, но не в нашем районе».
Может быть, причина проста – многие мошеннические схемы вполне легально и в общенациональных масштабах используются самими «телефонистами». Мало кто в России не видел на экранах телевизоров девицу, заламывающую руки с возгласом: «Ну, кто, наконец, позвонит мне и назовет слово «табуретка»!» Предупреждение о том, что звонок платный, самым меленьким шрифтом маячит где-то в углу кадра и больше напоминает прилипшего к экрану таракана. Девице с табуретками вторит молодой человек, который убеждает, что за пару СМС можно получить симпатичный автомобиль. А в перерывах россиян уговаривают проголосовать по телефону за какого-нибудь косноязычного юношу из «Дома-2», который без наших звонков просто не выживет в каком-то там домике. Словом, легальное мошенничество поставлено на широкую ногу. И вполне убеждает, что в случае с телефонами старая истина «Язык мой – враг мой» может принять вполне конкретный абрис.
Самые распространенные виды мошенничества с помощью телефонов
Способы обмана | Размеры ущерба (в $) |
«На рывок» | От 40 до 700, в зависимости от цены аппарата |
«Один звонок» (wan-giri) | От 5 до 20 |
«Прекрасная незнакомка» | От 4 до 20 |
«Ваш сын – виновник ДТП» | От 300 до 30 тыс. |
«Звонок с радио» | От 5 до 200-300 |
Фальшивый корпоратив | До 200 тыс. |
Мошенничество с SIM-картами и/или оплатой услуг оператора телефонной связи | До 200 тыс. |
Легальные викторины и конкурсы | До 5 млн. |
Ян Арт, Россия, журнал «Office Magazine»