«Царица» львов Ирина Бугримова могла бы написать книгу «1000 и 1 травма»
«Уж если укрощать, то только царя зверей», — любила она повторять. Символ успеха советского цирка, первая в России женщина-дрессировщица хищников — все это харьковчанка, народная артистка СССР Ирина Бугримова, которой рукоплескал весь мир.
Родилась наша героиня 13 марта 1910 года в Харькове. Ее мать — столбовая дворянка — получила музыкальное образование, хорошо играла на фортепьяно, рисовала, увлекалась искусством фотографии. Почему же дочку так заинтересовала дрессировка львов?
Причину, наверное, стоит искать в генах. С одной стороны, она была внучкой легендарного моряка, бесстрашного контр-адмирала Иосифа Федоровича, участника обороны Севастополя. Его портрет, написанный его товарищем Иваном Айвазовским, хранится в этом городе. С другой стороны, ее отец был профессором ветеринарии, нередко лечил животных на ипподроме и в цирке. Маленькая Ирина часто сопровождала его во время этих визитов.
Отложило отпечаток на судьбу Бугримовой и воспитание. В детстве девочка была ужасным сорванцом. Как она вспоминала, родители хотели мальчика, а родилась она. «И вот стали воспитывать меня как мальчика. Не стесняли запретами, даже одевали в штанишки». Несмотря на то, что жила Ариша, как ее звали дома, в доме на углу Мироносицкой и Петровского, лето она часто проводила на даче. А здесь к ее услугам были площадка для игры в крокет, теннисный корт, качели, даже аттракцион «гигантские шаги».
Специально для Ариши держали пони. Однако до работы с животными в то время было еще далеко. В доме Бугримовых часто собирались друзья семьи — известные люди. И однажды кто-то, заметив пластичность девочки, посоветовал родителям отдать ее в балет. В семь лет она стала заниматься в музыкальной школе и в балетной студии при Харьковском оперном театре. Минуло три года довольно успешной учебы: выходы в спектаклях, приглашение в труппу театра…
Но, видно, не судьба была ей стать балериной. Девочка увлеклась спортом. Ее успехи впечатляют: бег, прыжки в длину, в высоту, в воду с вышки, русский хоккей, толкание ядра, метание диска и копья, бег на коньках, мотоспорт. Ирина Бугримова стала чемпионкой Украины, а в 1928 году — победительницей Всесоюзной летней и зимней спартакиад. Спорт и подготовил следующий этап в ее жизни. Она познакомилась с Александром Буслаевым, инструктором по мотоспорту. И неутомимая Ирина решила стать трюковой артисткой кино. По сути — каскадером. Но параллельно зрела и крепла еще одна страсть, которая со временем стала главной. С детства она неосознанно полюбила цирк.
Когда она поведала маме о своей привязанности, та ужаснулась: «Ирочка, на тебе же будет клеймо на всю жизнь — циркачка»… Но это ее не остановило. В обществе тогда царила особая атмосфера. В годы первых пятилеток народу нужны были герои — и они появлялись. Ореол героизма окружал знатных мастеров производства, полярников, спортсменов. И артистов цирка тоже.
Кстати, работать в цирк многие приходили как раз из спорта. Бугримова совместно с Буслаевым впервые в нашей стране подготовила цирковой аттракцион «Полет на санях под куполом цирка» (премьера состоялась в 1931 году). Затем — номер с дрессированными животными «Высшая школа верховой езды». А с 1946 она начинает работать со львами. На вопрос, почему именно львы, Ирина Бугримова всегда говорила: «Лев — царь зверей, красивый, могучий. Он не любит подчиняться, характер его сложен и противоречив. Но умен, сообразителен. Дрессировать льва, мне думается, труднее всего».
Вскоре в одном зверинце нашлось трое львят. Назвала Гаем, Юлием и Цезарем — в честь знаменитого древнеримского властителя. Дрессировщица долго искала к ним подход, изучала нрав. В то время в СССР не было хороших пособий, как растить и воспитывать этих животных. Поэтому ей все приходилось постигать путем проб и ошибок. И как впоследствии говорила Ирина Николаевна, она могла бы написать книгу «1000 и 1 травма».
Причем, когда она совала голову в пасть льву, ничего страшного не происходило. А ведь в безобидных ситуациях случались неприятности. Однажды в аттракционе «Воздушные качели» под куполом она коснулась ногой льва по кличке Таймур, и он вдруг впился клыками в ее колено. Это было неожиданно, потому что это единственный из львов, который не боялся высоты. Еле-еле закончила номер, но как ни в чем не бывало улыбалась, ведь цирковые артисты обязаны заканчивать номер улыбкой… Потом доктор сказал, что у нее начиналась гангрена, но все, к счастью, обошлось.
А однажды агрессию львов спровоцировал мужчина, бросивший в порыве восторга в клетку букет цветов… На гастролях в Польше лев по имени Гриф ударил ее лапой по лицу. Как она вспоминала: «Оркестр замолк, в зале наступила полная тишина. Кровь залила мне глаза, я потеряла сознание». Уже на четвертый день после операции она вышла на манеж, скрывая под гримом искалеченное лицо. К счастью, на родине наши врачи сотворили чудо…
В одном из интервью Бугримова отмечала: «Дрессировщик всегда должен быть начеку, слюнтяйство для него смерти подобно». В каждом своем выступлении она старалась показать маленький спектакль, а не только набор трюков: «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо», «Ковер» и др.
Ей рукоплескал мир. И в материальном плане она не испытывала проблем: в СССР заботились о талантах, щедро оплачивая риск на арене. Она справлялась с 80 львами, 8 лошадьми, 12 собаками. Но личная жизнь у дрессировщицы не сложилась. Два брака оказались неудачными. Детей у нее не было. В 1976 году, после того как лев покалечил ей ногу, она ушла со сцены. По-прежнему неутомимая, она вела активную общественную жизнь: была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом президиума ЦДРИ, Общества защиты животных. Она принимала госэкзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева и консультировала Российскую государственную цирковую
компанию.
Перестройку и последующие изменения в обществе она не приняла. «Сейчас у всех одна болезнь — доллары», — говорила она. Не одобряла Бугримова и современных артистов. «Сейчас артисты что делают? Завидуют друг другу, дерутся…» — сокрушалась она. Скончалась дрессировщица от сердечного приступа 20 февраля 2001 года в своей квартире, украшенной плюшевыми львами…
Дмитрий Колоней, Вечерний Харьков
Tweet