Насильно мил. Как дать отпор шантажисту
Друзья и недруги, как известно, познаются в кризисных ситуациях, но цена такого «знания», порой, велика. Как противостоять действиям шантажистов?
Один студент-заочник юридического факультета, устроившись промоутером в крупную компанию, решил своеобразно закрепить знания трудового права на практике. Проработав около четырех месяцев, он стал шантажировать руководителя предприятия возможным обращением в суд, налоговую и прокуратуру.
Так как не был трудоустроен официально, а зарплату получал «черным налом», то потребовал взамен двукратного повышения заработной платы. Другая неприятная история произошла в украинском представительстве одной иностранной компании, где бухгалтер в течение трех недель беспричинно не появлялась на рабочем месте. Появившись, молча прочитала приказ об увольнении, а на следующий день подала исковое заявление в суд с требованием восстановить ее на работе и компенсировать моральный ущерб, поскольку, дескать, беременна.
В последнее время количество подобных ситуаций, судя по опросу «ВД», существенно возросло. «Кризис стал причиной не только злоупотреблений со стороны работодателей, но и крайне нечистоплотных действий сотрудников. А учитывая традиционную презумпцию виновности работодателя, возможностей совершать подобные манипуляции у работников значительно больше», — сообщила Лариса Шкурка, юрист, управляющий партнер консалтинговой компании «Компас» (штат — 11 чел.).
Как реагировать и в какой последовательности действовать, если сотрудник угрожает «слить компромат» или шантажирует другими способами, разбиралась «ВД».
Черная метка
От обычного искателя справедливости шантажист отличается тем, что выдвигает свои требования исключительно в форме ультиматума. Его нежелание идти на диалог и конструктивно решать проблемы чаще всего связано с желанием почувствовать себя круче начальника. Нередко шантажистами становятся люди, в характере которых высокий дух соперничества сочетается с неадекватной самооценкой и завышенным уровнем притязаний.
«Чаще всего случаи шантажа возникают в компаниях, где руководитель, с одной стороны, не выстраивает дистанции между собой и сотрудниками и допускает панибратские отношения, а с другой — злоупотребляет штрафами и прочими «дисциплинарно-материальными» взысканиями, — ссылаясь на собственный опыт, отметил Семен Кродий, HR-консультант.
— Но особенно раздражает подчиненных свежий загар, запах дорогущего одеколона и новенький Lexus директора при отсутствии заработной платы для работников». Все это приводит к тому, что личные комплексы подкрепляются коллективными и даже «классовыми», а весь этот коктейль будоражит умы и сердца и толкает на необдуманные поступки.
Впрочем, в глубине души каждый шантажист знает — даже если в экстренной ситуации начальник и пойдет на уступки, то все равно напомнит об этом при первом же удобном случае. И тогда удача вряд ли окажется на стороне вымогателя. Но желание хоть ненадолго почувствовать себя хозяином ситуации нередко перевешивает благоразумие.
Без меня тебе, любимый мой…
Казалось бы, на сегодняшний день, когда на рынке достаточно квалифицированных специалистов, пугать работодателя увольнением по меньшей мере глупо. Однако немало компаний попадают в собственноручно устроенную ловушку. «Сократив значительное число сотрудников и переложив их обязанности на плечи одного работника, топ-менеджеры таким образом делают его незаменимым. Такой человек может легко диктовать свои условия, ведь подыскать ему замену будет тем сложнее, чем большее количество функций он выполняет», — утверждает Оксана Семяк, менеджер по персоналу ООО «Комет-Про» (дистрибуция бытовой техники, штат — 60 чел.).
Чтобы обезопасить себя от подобной ситуации, Вячеслав Панкратьев, бизнес-тренер Moscow Business School, советует распределять работу таким образом, чтобы один человек, выполняя смежные функ ции, вместе с тем не замыкал на себе бизнес-процессы: «Когда один человек ведет какой-то процесс своими силами от начала до конца, то возникает угроза зависимости и возможных злоупотреблений. Но если клиента будет обслуживать не один менеджер, а два или три (они могут чередоваться) — его уже не «уведут». Клиенты должны работать не с конкретными менеджерами, а с компанией. Точно так же можно разбить на части практически любой бизнес-процесс и не допустить сговора или «откатов».
«Кроме того, желательно иметь кадровый резерв, чтобы в случае необходимости быстро привлечь к работе запасного игрока. Да и сам по себе факт наличия такого резерва почти к нулю сводит желание шантажировать работодателя своим увольнением», — считает г-жа Семяк (подробнее о создании кадрового резерва — см. «Звезды про запас», «ВД» №6, 2009 г.).
Без последствия
Неприятным сюрпризом может обернуться для руководителя склонность не уделять достаточного внимания формальностям. С одной стороны, устные договоренности, отношения «один на один» между руководителями и подчиненными хотя и формируют систему персональной зависимости и ответственности, которая имеет неоспоримые достоинства — гибкость, возможность учесть ситуативные обстоятельства и личностные особенности участников, но с другой — делают обе стороны уязвимыми, если дело доходит до суда.
В случае если подчиненный грозит обращением в различные инстанции, Лариса Шкурка советует работодателю использовать те же методы. «На самом деле руководство компании всегда может привлечь свидетелей и найти доказательства своей правоты.
Так, к примеру, в описанной ситуации, где речь шла о женщине, скрывшей факт беременности, лучше всего было побеседовать с этой сотрудницей и напомнить, что никто не знал о ее состоянии. Ведь медицинских документов она не предоставила. Чтобы доказать это, можно привести свидетелей — сотрудников бухгалтерии и отдела кадров. А на будущее — при подписании приказа об увольнении — можно посоветовать брать с работников расписку о том, что у них нет больничного листа и справки о беременности, что тоже может стать весьма весомым доказательством», — считает собеседница.
Впрочем, в некоторых случаях самозабвенная борьба шантажиста «за справедливость» может быть вызвана очень специфическими причинами. «Если человек вступает в бесконечную войну за свои якобы попранные права, это может быть симптомом психического заболевания. В психиатрии есть такое понятие — «кверулянтство» или «бред сутяжничества». Такие больные подают бесконечные жалобы во всевозможные инстанции, затем оспаривают принятые по этим искам решения.
Поэтому в тех случаях, когда человек излишне увлечен идеей кого-то «наказать», «отомстить» и т. п., когда он с трудом способен переключаться на другие темы и заваливает судебными исками, я советовал бы требовать назначения судебно-психиатрической экспертизы», — сказал врач-психиатр Константин Дидковский. Но г-жа Шкурка считает, что все же гораздо лучше изначально работать по КЗоТу и не допускать распространения компрометирующих сведений или информации, которая может представлять коммерческую ценность.
Утрата тайны
Не избежать «бюрократии» и в том случае, если компания хочет минимизировать риск утраты важной коммерческой информации. Впрочем, как отмечают эксперты, шантажисты, обещающие «выдать все секреты», не так уж часто приводят свои угрозы в дейст вие. «Чаще всего люди говорят такое в сердцах, не до конца понимая всех последствий. Если злоумышленник действительно собрался передать конкурентам важные сведения, то обычно делает это тайно. Ну а если существует реальная угроза того, что важная информация окажется у конкурентов, можно провести работу по дезинформированию руководства конкурирующей организации относительно достоверности этих сведений», — предложил Семен Кродий.
Еще одной мерой, позволяющей избежать искушения шантажировать руководство, Вячеслав Панкратьев считает формирование соответствующей корпоративной культуры: «Если человек знает, что получает свою заработную плату, в частности и за то, что сохраняет информацию в секрете, то, как правило, не оглашает ее попусту.
Тем более если на предприятии действует метод кнута и пряника — когда за разглашение могут уволить. Желательно хотя бы раз применить это на практике — психологический эффект будет достаточно сильным и остановит других потенциальных правонарушителей от совершения «необдуманных поступков». К полузаконным методам относится сбор компромата: когда за разглашением данных о компании может последовать разглашение негативной информации о сотруднике».
К слову, все эксперты сошлись во мнении, что подобные ситуации лучше предотвращать заранее, чем потом подсчитывать убытки. Ведь, несмотря на то что, согласно ч. 5 ст. 30 Закона Украины «Об информации», пострадавшая сторона имеет право на возмещение материального и морального ущерба, на практике доказать в суде вину сотрудника в раскрытии коммерческой тайны довольно сложно. Проблематичной может быть и оценка причиненного ущерба.
Задокументировано
Что необходимо учесть, чтобы договор о неразглашении коммерческой тайны не стал просто бумажкой
- В трудовом договоре должен быть предусмотрен пункт о неразглашении коммерческой тайны.
- Отдельным приказом должен быть определен список должностей, предполагающих допуск к коммерческой тайне.
- Необходим перечень данных, относящихся к коммерческой тайне.
- Обязательство о неразглашении коммерческой тайны должно быть подписано сотрудником.
Наталья Науменко, Власть денег
Tweet