«Черный» список харьковских АЗС, на которых бензин не соответствует ГОСТам
Харьков – не только город скандально известных Кернеса-«Гепы» и Добкина-«Допы», но и дрянного бензина. «Первая столица» сегодня лидирует в Украине по количеству заправок, торгующих некачественным топливом.
Команда «AutoVisio» осенью прошлого года опубликовала результаты народного контроля качества топлива на АЗС Киева, Запорожья и Днепропетровска. Результаты проверки вызвали бурное обсуждение среди читателей, и большую заинтересованность у владельцев сетей АЗС. На этот раз мы для проверки отправились в Харьков, где было взято более 150 проб и проведен их анализ в сертифицированной лаборатории…
Вкратце о ГОСТах
До конца нынешнего года в Украине действуют параллельно два бензиновых ГОСТа – 2001 и 2007 годов «выпуска». Отличаются они тем, что в новом стандарте допускается количество бензола в несколько раз меньше чем в старом: не более 1% от объема топлива против 5% от массы топлива. Наличие ароматических углеводородов по старым стандартам в бензине отечественного производства должно быть не более 53%, тогда как по новым – не более 35%.
Кого и на что проверяли
За время проверки было взято 158 проб бензина А-98, А-95 и А-95 «Премиум» (он же «Плюс», «Евро» и т.д.) на 129 АЗС. Брали пробы на всех станциях, которые попадались по пути. Из наиболее известных сетевых АЗС были проанализированы «Shell», «OKKO», «Лукойл-Украина», «ТНК», «WOG», «ANP» и «Формула».
Под наш контроль попали и одиноко стоящие АЗС с забавными названиями «Мираж», «Лидер-1», «Новая волна», «СПИКА», «Ульяна» и т.д. Заметим, что эти АЗС можно увидеть в нашем «черном» списке, в котором представлены все АЗС торгующие некачественным бензином. Все пробы изучались на соответствие старым ГОСТам в части касающейся октанового числа, бензола, ароматических углеводородов и плотности.
Показатели, на которые проверяли, и их свойства
Название показателя |
Его свойства |
Октановое число |
Своеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача. |
Бензол |
Повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен. |
Ароматические углеводороды |
Разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные действия у всего живого. |
Плотность |
Несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, увеличению расхода топлива |
Результаты проверки
Три АЗС, которые относятся к крупным сетям, торговали бензином низкого качества. Так, на АЗС «WOG», расположившейся по адресу пр-т 50-летия СССР, 2-в, 95-й бензин не прошел по показателям октанового числа – 83 единицы против нужных 85. А плотность топлива «зашкаливала» на 2 единицы. То есть, прыти от такого бензина не дождаться. На АЗС «ТНК» по адресу г. Харьков, ул. Клочковская, 67, октановое число было ниже нормы – 84,3 единицы. А на АЗС «ТНК» по адресу с. Черкасская Лозовая (Харьковская обл.), ул. Карьерная, 3, ушла за пределы норм «ароматика» – 58,1 % против допустимых 53%. На этом всё. Остальные крупные сетевые АЗС действуют в рамках ГОСТа.
На всех проверенных нами АЗС «Shell» 95-й бензин демонстрирует кучность по октановому числу – 85-85,5. Бензол находится по середине между ГОСТами – на уровне 2,8-3,5%. Что касается ароматических углеводородов, то разброс достаточно велик: от 40,2% до 48,6%. Но пять же – это допустимая норма для ГОСТа 2001 г. К сожалению, если сейчас взять и отменить этот ГОСТ, оставив стандарты 2007 г., то весь 95-бензин с АЗС «Shell» попал бы в наш «черный» список.
На АЗС «ОККО» 95-й бензин, судя по результатам лаборатории, весь импортный. Посудите сами: наличие бензола практически везде в пределах 0,4-0,6% при нормах ГОСТа 2007 г. 1%. Лишь на одной АЗС бензола оказалось 1,6% в составе. Количество ароматических углеводородов было в пределах 36-40%, что, конечно, больше, нежели требуют новые стандарты, но существенно меньше, чем необходимо по старым стандартам. И лишь на одной АЗС, кстати, на той, у которой бензола в бензине было больше всего, «ароматика» добралась до 45%.
Кстати, на некоторых ОККОвских АЗС мы параллельно с пробами «девяносто пятого» взяли пробы фирменного топлива (то, которое делается путем добавления в импортный бензин чистящих присадок). Так вот, как мы и предполагали, показатели бензола, «ароматики», и октанового числа у импортного и у брэндового топлива практически одинаковы.
На АЗС «Лукойл-Украина» качество бензина А-95 поразительно похоже на такой же бензин, что и на АЗС «Shell». И октановые числа, и бензол, и «ароматика» находятся в тех же диапазонах. Такое сходство на конкурирующих АЗС – лучшее доказательство того, что отечественный бензин эти компании не «бодяжат».
АЗС «ТНК» проверялись как с фирменной раскраской (оранжевые вкрапления на синем), так и просто «синие» заправки. Почему так? Да потому, что пока на стелах есть аббревиатура «ТНК», мы их будем считать одной компанией. На двух из семи проверенных АЗС топливо не попало под стандарты 2001 г. О них мы выше уже писали. Остальные АЗС «ТНК» показывали стабильно средние результаты «девяносто пятого, сродни тем, которые мы получили на «Лукойл-Украна» и «Shell».
Из пяти АЗС «WOG», расположенных в Харькове, мы проверили четыре заправки. Одна из них не прошла по октановому числу с «премиумом». На остальных все топливо в норме. Количество бензола на уровне 1,3-1,4%. «Ароматика» в среднем 38%. В целом, создалось впечатление, что «WOG» в Харьковской области иллюзий насчет завоевания лояльности тамошнего клиента не строит. К сожалению, для клиентов этой компании нет никаких гарантий, что и в других регионах страны на АЗС «WOG» не встретится топливо низкого качества.
На всех АЗС «ANP» Харькова «девяносто пятый» был в пределах ГОСТа. Так, октановое число было практически всегда с небольшим запасом – около 0,2-0,5 единиц. Показатели бензола находились на уровне 1,3-1,8%. Такой низкий показатель и кучность поражает. Даже на более известных сетевых АЗС уровень бензола был в полтора-два раза выше. Наличие ароматических углеводородов было в диапазоне 39-46%, но чаще около 44%.
Осторожно! Опасные одиночки
Около 17% проб, взятых на АЗС Харькова, не соответствуют стандартам 2001 г. К счастью автомобилистов львиная доля этих АЗС внешне выглядят также как и их топливо в лаборатории. Захудалая территория, непривлекательное состояние стелы и здания АЗС должны ответственному автомобилисту сигнализировать о состоянии топлива на этих станциях.
Самое «ядовитое» топливо было обнаружено на АЗС «Лидер-1» (название говорит само за себя), «НАРТ», «Белиста», и «Новая волна». Убийственное для системы впрыска, двигателя, катализатора и всего живого топливо продается вполне свободно. Залив этот бензин в пустой бак, владельцу более-менее современного автомобиля придется потратиться на чистку инжектора, замену свечей и смириться с безвозвратным существенным износом двигателя и катализатора.
Посудите сами – количество бензола на 15-ти АЗС превышало норму на 500-900% допустимую ГОСТом 2001 г. А относительно ГОСТа 2007 г. это превышение составляет 2500-4500%. Завышенное содержание ароматических углеводородов может означать то, что в этом бензине октановое число добирали путем добавления присадок. Кстати, у наших четырех лидеров «черного» списка при завышенных показателях «ароматики» октановое число все равно не соответствует стандартам.
АЗС "Лидер-1" – лидер нашего "черного" списка
АЗС "НАРТ" – второе место в "черном" списке
АЗС "Белиста". Здесь можно купить "ЯД"
АЗС "Новая волна". Все показатели выше нормы
Харьков в лидерах
В целом результаты «вскрытия» показали, что Харьков сегодня лидирует по количеству заправок, торгующих некачественным топливом. Так, в столице было выявлено 4 подобных АЗС, что составило около 3,5% от общего числа проверенных заправок. В Днепропетровске вообще не было выявлено АЗС, которые торговали бы некачественным топливом. В Запорожье таких АЗС 9 – около 13% от общего числа проверенных заправок.
Рекомендуем НЕ заправляться на таких АЗС и объезжать их стороной. А в случае вынужденной заправки с «последствием» – трубить об этом на горячую линию «AutoVisio».
«Черный» список АЗС, на которых бензин не соответствует ГОСТам.*
Жирным выделены несоответствия стандартам
№ |
Название АЗС, адрес |
Название бензина |
Количество бензола при норме 5% |
Количество ароматических углеводородов при норме 53% |
Плотность, кг/м3** |
Октановое число (норма 85) |
1 |
«Лидер-1», г.Харьков, ул. Кутузовская, 18 |
А-95 |
45,1 |
63,3 |
800 |
83,5 |
2 |
«НАРТ», г.Харьков, ул. Веринская, 28-а |
А-95 |
45,6 |
62,6 |
800 |
83 |
3 |
«Белиста», г.Харьков, ул. Липецкая, 10 |
А-98 |
37,5 |
57,5 |
792 |
83,5 |
4 |
«Новая волна», г.Харьков, ул. К. Корка, 41-а |
А-95 |
37 |
58 |
795 |
83,5 |
5 |
«Best», г.Харьков, ул. Автострадная, 193 |
А-95 |
26,4 |
44 |
770 |
83,8 |
6 |
«КФ», г.Харьков, ул. Академика Павлова, 130-а |
А-95 |
27,8 |
43,9 |
775 |
83,7 |
7 |
«Мираж», г.Харьков, ул. Блюхера, 2-а |
А-95 |
28 |
44,2 |
770 |
83,8 |
8 |
«Белиста», г.Харьков, 488 км Окружной дороги Киев-Харьков-Довженко |
А-95 |
26,5 |
43,4 |
770 |
83 |
9 |
«Petrol», г.Харьков, пр. 50летия ВЛКСМ |
А-95 |
26,4 |
44 |
770 |
83,8 |
10 |
«ВК», г.Харьков, пр. Постышева, 2г |
А-95 |
27 |
45,1 |
770 |
83,5 |
11 |
АЗС по адресу г.Харьков, пр. Московский, 259 |
А-95 |
25,9 |
43,2 |
770 |
83,6 |
12 |
«ЭКО», Харьков, пр. Постышева, 36-а |
А-95 |
26,8 |
44,7 |
775 |
83,6 |
13 |
«Ульяна», г.Харьков, ул. Елизарова, 1-6 |
А-95 |
25 |
43,3 |
770 |
83,8 |
14 |
«Ульяна», Харьков, ул. Матюшенко, 13 |
А-95 |
26,6 |
44 |
770 |
83,5 |
15 |
«Татнефть», Харьковская обл., пос. Жихарь, ул. Мерефянское шоссе, 23 |
А-95 |
4,8 |
57,1 |
768 |
85 |
16 |
«Liga», г.Харьков, Хуторянский Въезд, 1 |
А-95 |
4,7 |
57,7 |
779 |
85 |
17 |
«FP», г.Харьков, ул. Клочковская |
А-95 |
4,2 |
51,1 |
760 |
83,7 |
18 |
«Lion», Харьков, ул. Пушкинская, 85 |
А-95 |
4,9 |
57,3 |
778 |
85 |
19 |
«Petrol», г.Харьков, ул. Большая Кольцевая, 6-а |
А-95 |
4,8 |
57,5 |
780 |
85 |
20 |
«MAX», г.Харьков, пр. Гагарина, 174 |
А-95 |
4,8 |
57,2 |
767 |
85 |
21 |
«Petrol», г.Харьков, ул. Большая Кольцевая, 1-б |
А-95 «Премиум» |
4,7 |
38 |
778 |
85,2 |
22 |
«WOG», г.Харьков, пр-т 50-летия СССР, 2-в |
А-95 «Премиум» |
1 |
39 |
762 |
83 |
23 |
«Николь», г.Харьков, ул. Клочковская, 166-а |
А-95 |
4,3 |
52 |
760 |
83,4 |
24 |
«СИБ», г.Харьков, пер. Золотой, 4 |
А-95 |
26,1 |
43,8 |
770 |
83,7 |
25 |
«СПИКА», г.Харьков, ул. Клочковская, 370-а |
А-95 |
26,5 |
43,4 |
770 |
83 |
26 |
«ТНК», г.Харьков, ул. Клочковская, 67 |
А-95 |
4,1 |
51,2 |
776 |
83,4 |
27 |
«ТНК», Харьковская обл., с. Черкасская Лозовая, ул. Карьерная, 3 |
А-95 |
4,9 |
58,1 |
778 |
85,2 |
28 |
«Мираж», Харьковская обл., с. Безлюдовка, ул. Змиевская, 2-б |
А-95 «Премиум» |
4,9 |
57,8 |
767 |
85 |
29 |
«FP», г.Харьков, ул. Клочковская |
А-98 |
0,5 |
30,5 |
736 |
86 |
*Данные за зимний период. Каждая последующая партии топлива может отличаться по качеству от предыдущей в любую сторону.
** Плотность для разных бензинов отличается.
Tweet