Что делать, если вас тормознул гаишник
Лето – пора автопутешествий. Кто-то едет на машине за границу, кто-то – на побережье Черного или Азовского морей, а кто-то – просто на дачу. Но нередко вояж омрачается неожиданными неприятностями, возникающими по дороге. Как из них выпутаться с наименьшими потерями времени, нервов и денег, читателям советует адвокат компании Moor & Krosondovich Тарас Шевченко. Ситуация
1. На проселочной дороге, вдали от пикета или КПП, вас останавливает полосатым жезлом гаишник (сотрудник милиции), рядом служебный автомобиль.
2. Вы знаете, что ничего не нарушали, но гаишник пытается «докопаться» по мелочам.
3. Глухой ночью, вдали от населенных пунктов вас пытается остановить гаишник или милиционер. Гаишник в форме, но вся обстановка кажется вам весьма подозрительной…
4. Вас останавливает сотрудник ГАИ, милиции в форме, но без полосатого жезла.
5. Останавливает человек с жезлом, но в гражданской одежде. Рядом стоит милицейский автомобиль.
6. На дороге сотрудники ГАИ пытаются проверить техническое состояние вашего авто. Например, замерить содержание в выхлопе автомобиля СО и СН.
7. Вас остановили на КПП и сообщили, что 10 минут назад вы проигнорировали требование сотрудника ГАИ об остановке. То есть бежали с места «преступления».
8. При составлении протокола инспектор не вписывает пассажиров как свидетелей, аргументируя свои действия заученной фразой: «Пассажиры – не свидетели, а заинтересованные лица!»
9. Вы столкнулись с «подставлялами». Возникшие словно из-под земли гаишники тут же начинают утверждать, что вы виноваты.
10. Сотрудники милиции начинают обыскивать автомобиль.
11. Вас вынуждают заплатить за парковку или стоянку, хотя место, где вы остановились, ничуть на стоянку не похоже.
Что говорит закон
1. В соответствии с п.2.4. Правил дорожного движения вы обязаны остановиться.
2. Подпункт 5 пункта 5 Постановления КМУ от 14 апреля 1997 года № 341 «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» запрещает останавливать автотранспорт, если водитель ничего не нарушил и не использует машину в противоправных целях.
3. В соответствии с п.2.4 Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня1998 года «О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств» одиночным нарядам и нарядам на автомобилях без специальной окраски запрещено останавливать автомобили для проверки в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц. Закон разрешает тормозить вас в глуши и темноте только во время проведения специальных операций.
4. Согласно Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 года требование об остановке должно подаваться жезлом.
5. В соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения водитель должен останавливаться и предъявлять документы по требованию работника милиции, но не гражданских лиц.
6. В подпункте б) п. 2.4 Правил дорожного движения сказано, что водитель должен дать возможность сотруднику милиции проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность автомобиля.
7. Инспектор может составить протокол только за то нарушение, которое видел лично. В Приказе МВД Украины от 30 июня 1998 года N 482 говорится, что возможность водителя видеть и правильно понимать требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной дорожной ситуации, которая сложилась в месте и во время остановки транспортного средства.
8. По всем действующим кодексам Украины свидетелем является каждый человек, которому что-либо известно по данному делу. А степень достоверности показаний пусть определяет суд!
9. Согласно п. 2.11 Инструкции по осуществлению и делопроизводству дел по административным нарушениям правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, инспектор ГАИ обязан документально зафиксировать ДТП и составить протокол.
10. Обыск должен проводиться при двух понятых (ими не могут быть ни ваши пассажиры, ни сотрудники милиции) и обязательно с оформлением протокола обыска.
11. Закон Украины «О защите прав потребителя» запрещает какую-либо деятельность (действия или бездеятельность), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной. Этот же запрет касается и навязывания платных услуг.
Как по-умному себя вести
1. Останавливаетесь, но из автомобиля не выходите. Двери блокируете и просите проверяющего показать удостоверение. Запишите все его данные (ФИО, должность, номер удостоверения и жетона). Если вдруг дело дойдет до прокуратуры, вам не придется вспоминать, кто вас останавливал. Конфликт не обостряйте.
2. Сразу спросите проверяющего: «А что я нарушил?» Если вас остановили, чтобы «подзаработать», вам ответят, что вы, например, не были пристегнуты ремнем безопасности. Говорите, что отстегнулись, пока гаишник шел к вашему автомобилю. Вы правы, а тормознувший вас инспектор – нарушитель постановления (см. в соседней графе).
3. Закон тут вам не советчик, он не может предусмотреть все неординарные ситуации. Разумнее не останавливаться, если есть подозрения, что дело не чисто! Ведь у вас в салоне жена и дети. Если дорога вам знакома, автомобиль в порядке, лучше гнать без оглядки. Однако вы обязательно должны остановиться на первом же посту. Иначе в вас могут начать стрелять, если проверка на проселке была все же законной.
4. Вы можете спокойно проезжать мимо! Если милиционер вам машет рукой, то есть большие подозрения, что это жулик. Или же милиционер хочет, чтобы его подвезли, а подвозить вы не обязаны.
5. Нет формы – скорее всего, это практикант. У него и удостоверения заведомо нет. Вы можете не останавливаться. Стоящая рядом милицейская машина – не аргумент для остановки.
6. Одно дело, если вас проверяют действительно гаишники. И совсем другое – если тот же выхлоп хотят замерить посреди дороги и не понятно кто. Одно время в Украине расплодилось множество «левых» фирм, чьи работнички в камуфляже и с самодельными жезлами тормозили машины «для проверки уровня СО и СН». Однако во всех случаях, когда возмущенный народ обращался в прокуратуру, милиция каждый раз от них открещивалась. Так что если нарветесь на такую псевдопроверку, вежливо объясните ее незаконность и потребуйте у «камуфляжников» свои удостоверения и т. д. Как правило, после этого они отпускают свою жертву.
7. Скажите, что подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а составлять по нему протокол – это подлог!
8. Если свидетели не были вписаны в протокол – впишите их самостоятельно. В протоколе для этого есть специальная графа – «Объяснения правонарушителя». И только после этого подписывайте протокол.
9. Обязательно потребуйте у подъехавших документы и настаивайте на оформлении ДТП. Если не помогает, набирайте 02. Попадете в управление внутренних дел или города, или области. Ваш звонок обязательно будет зафиксирован.
10. Обычно, после того как вы потребуете соблюдения законности, напомните о понятых и т. д., сотрудники милиции теряют к вам интерес.
11. Можете ничего не платить. Однако сразу говорить об этом не нужно – еще проколют колеса! Лучше скажите: «Вернусь – разберемся». И еще: никогда не говорите, что заплатите. По неписанным бандитским законам (вы же не знаете, на кого нарвались) – не важно, должен или нет. Если дал слово – держи!
Как отличить инспектора ГАИ от сотрудника иной правоохранительной или силовой структуры?
1. Сотрудники ГАИ должны быть одеты в темно-синюю форму и фуражки цилиндрической формы. В темное время суток – в жилеты с желтыми светоотражательными полосами и надписью «ДПС».
2. Кроме того, прежние значки на куртке (введенные не так уж и давно) отменяют. Вместо них на грудь дорожного инспектора повесят с одной стороны пятиконечную звезду, а с другой – металлическую табличку. На звезде будет название региона, а на табличке – фамилия, имя и отчество гаишника. В некоторых областях Украины, кстати, такая форма уже появилась.
3. Элитное гаишное подразделение «Кобра», в отличие от других своих коллег, носит исключительно черное.
Куда звонить?
Милиция – 02 (в отличие от звонков в райотделы и отделения милиции, звонки по главному милицейскому номеру всегда фиксируются на магнитофон).
ДОКУМЕНТ
Как заполнить протокол
Чтобы остаться при своих (деньгах и правах), сами предложите инспектору составить протокол. Такая оригинальность обязательно насторожит гаишника: а зачем, а вдруг проверка? И не исключено, что он внезапно сменит гнев на милость и ограничится совсем позабытой, но предусмотренной законом формой порицания – «устным предупреждением». В протоколе должно быть отражено все, в чем вас обвиняет инспектор. Конечно, если вы с ним повздорили, он постарается расписать вас в документе рьяным нарушителем. Однако в графе «Объяснения водителя» не стоит оправдываться. Достаточно вписать всего два слова: «Не согласен».
Андрей Хрусталев, “Комсомольская правда”-Украина”
Tweet