Практически треть взрослого населения Украины сегодня являются пользователями Интернета.
В 2010 году, по данным провайдеров, цены на Интернет-доступ заметно просели: в III квартале тарифы некоторых компаний опустились до уровня рентабельности. Редакция
BIZ.liga.net поинтересовалась у компаний-провайдеров, как изменятся цены "на онлайн" в 2011 году
Справка: данные по рынку
По данным «iKS Consulting», на конец III квартала 2010 года общее количество абонентов широкополосного доступа (частных и корпоративных) в Украине составило около 3,35 млн., из которых 2,87 млн. — домашние пользователи.
В первую десятку провайдеров «быстрого» Интернета в Украине вошли:
Компания/сеть
|
Абоненбаза, тыс.
|
«Укртелеком»
|
1 048
|
«Воля»
|
420,5
|
«Киевстар», включая УРС и «Голден Телеком»
|
226,2
|
«Beга»
|
122
|
«Триолан»
|
120
|
«Тенет»
|
63,2
|
«Freenet»
|
52,3
|
«Airbites»
|
51
|
«Датагруп»
|
43,8
|
«IPNet»
|
36,2
|
«Фрегат»
|
35,1
|
по данным «iKS Consulting»
По данным на средину ноября этого года Украина также вошла в Ттоп-30 стран мира по скорости Интернет-соединения (2,28 Мбит/с), уступив РФ с 2,59 Мбит/с и обогнав Чили с 2,19 Мбит/с. А по качеству «быстрого» Интернета Украина — на 36-м месте в мире.
При этом, данный сектор пока что растет: в III кв. 2010 года проникновение таких услуг составило порядка 16,3% (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Количество частных абонентов и уровень проникновения широкополосного доступа в домохозяйства Украины*
*по данным «iKS Consulting»
Надо заметить, что в III кв. исследователи пересчитали количество пользователей ШД на основании обновленного учета небольших локальных сетей Украины, а также других Интернет-провайдеров мелкого масштаба.
2010: Цены просели
«Благодаря», в том числе, мелким локальным сетям и малым провайдерам, в 2010 году ARPU в сегменте высокоскоростного Интернета заметно «просел» (около 10%, по некоторым подсчетам). По словам президента компании «Воля» Сергея Бойко, еще во II квартале по данным «iKS Consulting» в среднем по рынку этот показатель составлял порядка 60 грн. в месяц, а уже сейчас это
52-53 грн. «Доход с абонента снизился на 7 грн., а это более чем 10%-ное падение за немногим более чем квартал», — сообщал ранее в интервью
ЛІГАБізнесІнформ президент «Воли».
Как пояснил С.Бойко, с одной стороны, Интернет-доступ — это растущий рынок, с другой — высококонкурентный, и эта конкуренция зачастую имеет своим проявлением демпинговые стратегии. Их применяют компании, которые впервые выходят на рынок домашнего Интернета, либо наоборот — с него уходят. «Демпинг запускает цепную реакцию: остальные конкуренты смотрят на самое выгодное с точки зрения клиента по цене предложение и стараются сделать все возможное, изыскать все ресурсы, чтобы ему соответствовать. И понижается средний уровень рыночного предложения. В августе—сентябре мы наблюдали самую опасную тенденцию: в III квартале ценовое предложение по услуге доступа в Интернет приближалось уже к минусовой рентабельности», — заметил глава «Воли».
2011: Дальше некуда
В следующем году, по мнению некоторых экспертов, обвальное падение цен прекратится, потому что «дальше уже некуда». «В 2011 году цены на широкополосный Интернет-доступ для домашних пользователей существенно падать уже не будут, максимум на 5-10%, поскольку никакого экономического смысла в этом уже нет, и финансовой прочности у большинства провайдеров на это не хватит», — считает директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы «Vega» Константин Колесов.
По его мнению, в местах с повышенной конкуренцией более технически и финансово подготовленные провайдеры будут стараться дать больше услуг за те же деньги (более высокую скорость, IPTV, другие платные услуги), а менее подготовленные будут терять долю и пытаться продать свой бизнес.
Кроме того, как прогнозируют провайдеры, цены могут даже вырасти, поскольку на данный момент на рынке ШПД складывается не очень благоприятная ситуация для дальнейшего роста: есть потенциал в дальнейшем росте проникновения, но отсутствуют экономически привлекательные данные для новых инвесторов, на инвестпривлекательность, в частности, влияет низкий ARPU.
Так, генеральный директор компании «IPNet» Дмитрий Грищук отметил, что сегодня рынок ШПД характеризуется весьма низкой доходностью — по его данным, среднерыночный ARPU в 2010 году снизился в 2,5-3 раза и составляет примерно 55 грн. без НДС.
По словам главы «IPNet», в связи с низкой доходностью этого сегмента связи «рынок опускается ко дну». А это, с одной стороны, неизбежно снижает качество услуг, а, с другой, приводит к «снижению инвестиционной привлекательности рынка ШПД», и новые инвесторы смотрят на этот сектор телекоммуникаций без энтузиазма. Кроме того, надежда вернуть уже вложенные инвестиции и выданные кредиты не может бесконечно долго поддерживать у инвесторов и банков желание кредитовать убыточные предприятия. И этот факт неизбежно приведет к некоторому подъему цен: в среднем, на 15-20% по рынку. «Причем в первую очередь цены будут повышать те компании, которые «кормили своих абонентов различными сортами бесплатного сыра», — считает Д.Грищук.
По его словам, для мелких провайдеров на рынке видно два основных сценария развития рынка ШПД: консолидация мелких и средних компаний в рамках более крупных или вытеснение их с рынка более крупными компаниями. А заметные результаты консолидационных процессов на рынке ШПД Украины можно будет увидеть уже ко второй половине следующего года.
Ольга Карпенко