Замначальника колонии задержан за избиение женщин-заключенных, ему грозит 10 лет
Заместитель начальника колонии в Амурской области Сергей Зычков задержан за избиения женщин-заключенных. Следователи считают, что именно он запечатлен на кадрах скандального видео, где мужчина в форме в тюремном помещении бьет женщин по лицу, отвешивает пинки и лупит тряпкой. Правозащитники говорят, что на работу в женские колонии надо брать женщин. Они же констатируют, что данная мера не изменит репрессивный характер пенитенциарной системы.
Как пишет газета Московские новости, личность Сергея Зычкова установили в ходе проверки, проведенной Генпрокуратурой, сообщили в надзорном ведомстве 27 октября. В тот же день его задержали амурские следователи. Он подозревается в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Наказание по этой статье предусматривает от трех до десяти лет лишения свободы. Вопрос об аресте Зычкова будет решен в ближайшее время, сообщает сайт следственного управления по Амурской области.
Проверка прокуратуры установила, что избиения происходили в 2008 году в камерах штрафного изолятора областного ФКУ КП-4 УФСИН России, расположенной в селе Приозерное Ивановского района Амурской области.
Записи, на которых сотрудник колонии избивает заключенных, попали на YouTube 24 октября. На первой записи мужчина, одетый в форменную одежду, бьет руками и ногами женщину-заключенную. Он хватает ее за волосы и пытается оттащить к стене камеры. Ближе к концу ролика женщина падает на пол и пробует встать. Сидящую на полу заключенную мужчина бьет ногой в пах. Ролик сопровождается одобрительными комментариями снимающего. На второй записи мужчина бьет уже двух заключенных. Он поочередно избивает стоящих в разных углах женщин: отвешивает оплеухи, пинки, бьет тряпкой. В кадре также появляются другие сотрудники колонии. В третьем ролике сотрудник колонии стоит с женщиной в углу камеры ШИЗО. Он о чем-то с ней разговаривает, периодически отвешивая пощечины. За избиением наблюдает его коллега. Все три ролика сняты статичными камерами видеонаблюдения, закрепленными на потолке. Но в сеть попала не сама запись с этих камер. На первых секундах роликов видно, что в кадр попадает компьютерный монитор, который показывает происходящее в изоляторе.
Изображение с камер, которые установлены в ШИЗО, выводятся на пульт дежурного. Он обязан наблюдать за тем, что происходит внутри штрафного изолятора, объясняет руководитель Казанского правозащитного центра, в прошлом начальник колонии строгого режима Игорь Шолохов. «Как и любой сотрудник правоохранительных органов, дежурный, увидев признаки преступления, должен был предотвратить его, написать рапорт. Конечно, такого никто не делает», — сказал он «МН». Установить, кто дежурил в день избиений, несложно, говорит Шолохов. Суточные ведомости, в которые вносятся сведения о дежурствах, хранятся в колониях не менее пяти лет.
«Когда мужчина надзирает над женщиной, может быть всякое. Издевательства, побои, сексуальные домогательства. Над людьми должны надзирать люди одного с ними пола. Периметр могут охранять мужчины, а надзирать в женской колонии должны женщины», — рассказывает Шолохов. Подобное решение действительно снизило бы уровень насилия, соглашается директор движения «За права человека» Лев Пономарев.
Однако причины насилия в тюрьмах и колониях спрятаны куда глубже, говорят правозащитники. «Система ФСИН — замкнутая система, и для того чтобы что-то менять, нет ни политической воли, ни общественного запроса», — сказал «МН» Пономарев. Случай в амурской колонии говорит о том, что система исполнения наказаний до сих пор непрозрачна. О том, что происходит в колониях, толком не знают ни в прокуратуре, ни в общественных наблюдательных комиссиях, убежден Шолохов. «Членам ОНК показывают потемкинские деревни, специально обученных заключенных из числа активистов, которые говорят то, что нужно колонии», — негодует он.
О недостатках исправительной системы говорил и глава Минюста Александр Коновалов. Выступая 21 сентября перед депутатами Госдумы, Коновалов признал фундаментальную архаичность российской пенитенциарной системы. По мнению министра, отношение к заключенным в местах лишения свободы влечет за собой рецидивизм и рост «асоциально настроенного населения», что уже чревато социальными бунтами.
Tweet