В России названа причина последней космической неудачи

К аварии во время запуска спутников «Экспресс-МД2» и Telkom 3 могло привести механическое повреждение магистрального кабеля подачи топлива в разгонном блоке

 Межведомственная комиссия по выяснению причин аварии при запуске спутников «Экспресс-МД2» и Telkom 3, изучив телеметрическую информацию с борта разгонного блока «Бриз-М», предположила, что проблема кроется именно в работе двигательной установки, передает  INTERFAX.

Как сообщалось, 6 августа из-за нарушений в работе разгонного блока «Бриз-М» ракеты-носителя «Протон-М» на нештатную орбиту были выведены российский телекоммуникационный аппарат «Экспресс-МД2» и индонезийский Telkom 3. Запуск проводился с российского космодрома «Байконур». Ущерб от неудачного запуска, по предварительным оценкам, может составить 5-6 млрд рублей.

Спутники были выведены на нерасчетную орбиту, которая теоретически может пересекаться с орбитой Международной космической станции, однако в Минобороны РФ заявляют, что МКС пока ничего не угрожает.

«По данным командного пункта Войск ВКО, угрозы для функционирования Международной космической станции, а также космических аппаратов российской орбитальной группировки указанные космические объекты в настоящее время не представляют», — заявил представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Войскам ВКО полковник Алексей Золотухин.

В четверг газета «Коммерсант» сообщила со ссылкой на источники, что комиссия склоняется к версии о механическое повреждение магистрального кабеля подачи топлива в разгонном блоке.

«Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке. Это привело к тому, что номинальная тяга не была достигнута. В связи с этим электроника автоматически выдала команду на отключение двигателя», — цитирует издание собственный источник в комиссии, второе заседание которой прошло 8 августа в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева.

По его словам, третьего включения установки так и не последовало. Как отметили собеседники издания, падение давления могло быть вызвано несколькими факторами: либо наличием посторонних предметов в топливном баке, которые могли стать причиной засора магистрального кабеля, либо механическим повреждением самого кабеля.

"Этот вариант (механическое повреждение — ИФ) выглядит более реальным. К тому же несколько недель назад кабель пришлось заново прокладывать из-за возникших неполадок. Поэтому старт пришлось перенести на две недели«,- рассказал газете источник в Роскосмосе.

Он сообщил, что в магистральном кабеле находится большое количество резиновых прокладок, которые могли сорваться. «Для такого типа изделия даже малейший сгиб может стать фатальным», — подчеркнул он.

При этом, добавил собеседник «Коммерсанта», вариант с засором окончательно исключать нельзя, хотя «выглядит он крайне маловероятно».

По информации издания, до конца следующей недели Роскосмос может снять запрет на полеты ракет-носителей «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Это будет сделано для того, чтобы не сорвать график пусков на ближайшие месяцы: так, 23 августа на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat-23, 8 сентября планируется запуск спутников «Луч-5Б» и «Ямал-300К», 25 сентября намечен запуск аппарата EchoStar-16, на 13 октября — Satmex-8, а на 22 ноября — Anik-G1, уточняет газета.

Кроме того, рассказал «Коммерсанту» источник в Роскосмосе, будут введены дополнительные меры по проверке «разгонников», уже находящихся на космодроме. Помимо прочего, добавил он, сейчас руководством Роскосмоса прорабатывается вопрос о принципиальном изменении системы проверки ракет-носителей всех типов. В частности, планируется ввести дополнительные испытания представителями Роскосмоса уже на этапе начала сборки, ее окончания, а также уже непосредственно после вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс, пояснил собеседник издания. 

You may also like...