Мистификацию века объявили… исторической ценностью

Тридцать лет назад весь читающий мир сотрясла информационная «бомба»: журнал Stern объявил о начале публикации тайных дневников Гитлера (Adolf Hitler). Но уже через несколько дней эту сенсацию затмила другая: оказалось, что дневники являлись искусной подделкой. Теперь то давнее событие получило неожиданную развязку: фальшивку признали исторически значимым объектом и приняли на вечное хранение в Федеральный архив.

25 апреля 1983 года в конференц-зале гамбургской штаб-квартиры Stern был полный аншлаг. Как официально объявил один из ведущих журналистов издания Герд Хайдеман (Gerd Heidemann), в распоряжении редакции имеются 60 тетрадей дневников Гитлера, которые фюрер собственноручно вёл с 1932 года по апрель 1945-го. Сообщались и некоторые подробности их приобретения: после того как подлинность раритета подтвердили швейцарский криминолог Макс Фрай-Зульцер (Max Frei-Sulzer), профессор Кембриджского университета, историк Хью Тревор-Ропер (Hugh Trevor-Roper), его коллега, профессор университета Северной Каролины Герхард Вайнберг (Gerhard Weinberg) и эксперты Криминальной полиции Рейнланд-Пфальца, все 60 тетрадей редакция Stern при непосредственном участии Хайдемана выкупила за 9,3 млн. DM у штутгартского антиквара Конрада Фишера (Konrad Fischer).

Спустя три дня в свет вышел 18-й номер Stern, в котором 42 страницы были отведены под публикацию фрагментов дневников. Но уже 6 мая грянула очередная сенсация. Эксперты Федерального архива и Федерального ведомства уголовной полиции доподлинно установили, что бумага дневников, чернила, клей в переплётах и искусственная кожа обложек изготовлены в послевоенные годы, при том, что почерк фюрера был воспроизведён с потрясающей точностью. Телеграфные агентства цитировали слова президента архива Ханса Боомса (Hans Booms), назвавшего дневники «наглой, абсурдной и поверхностной по содержанию подделкой». Выяснилась и личность продавца: под именем Конрада Фишера скрывался известный в кругах коллекционеров предметов времён Третьего рейха художник-недоучка Конрад Куяу (Konrad Kujau). Природа наделила его недюжинным талантом копииста. Попробовав себя в этом амплуа и убедившись, что оно куда доходней традиционной живописи, он в 1961 году бросил учёбу на 3-м курсе Академии художеств в Штутгарте и занялся изготовлением подделок полотен старых мастеров и автографов выдающихся деятелей прошлого.

Справедливости ради отметим, что многие подделки Куяу подписывал собственным именем. Но до сих пор неизвестно, например, точное число сработанных им «малых голландцев» или акварелей Гитлера, а почерковеды и поныне не всегда распознают написанные им «письма Фридриха II», «указы Наполеона» или «служебные записки Бормана». Горазд был Куяу и на другие эскапады. Так, одному коллекционеру он умудрился продать «бюстгальтер Евы Браун», другому – урну с «пеплом Гитлера». Апогеем же его «творчества» стали те самые дневники, включая блокнот с записями фюрера, якобы раскрывающими тайну перелёта в 1941 году в Англию Рудольфа Гесса (Rudolf Heß). Над этими «рукописями» Куяу корпел два года. «Я спал всего по несколько часов в сутки, – рассказывал он впоследствии, – просыпался, заливал крепкий чай в утюг (так старилась бумага) и снова трудился».

Когда артефакты были готовы, Куяу весьма убедительно обставил процесс их явления «городу и миру». Сочинённая им байка о том, что дневники были найдены под Дрезденом, на месте падения сбитого в апреле 1945 года транспортного самолёта, вывозившего личный архив Гитлера, а позднее тайно переправлены из ГДР в ФРГ, выглядела правдоподобно. Во всяком случае, в неё поверил сперва Хайдеман, а затем с его подачи и главный редактор Stern. Когда обман вскрылся, возник резонный вопрос: как могли так опростоволоситься швейцарский, британский и американский эксперты, не говоря уж о рейнландских криминалистах? Ответ оказался не менее шокирующим: исследуемые дневники эксперты сравнивали с образцами почерка Гитлера, изготовленными и подсунутыми им всё тем же Куяу!

Привлечённый к уголовной ответственности, мистификатор во всём сознался и попытался выставить Хайдемана своим соучастником (за посредничество в сделке со Stern тот получил 1,5 млн. DM). И хотя журналист сговор с Куяу отрицал, Земельный суд Гамбурга в июле 1985 года признал их обоих виновными в мошенничестве и приговорил Хайдемана к 4 годам и 8 месяцам тюрьмы, а Куяу к 4 годам и 6 месяцам. Из этого срока Куяу отсидел два года и был освобождён по болезни (у него обнаружили рак гортани). Умер он, однако, только в сентябре 2000-го, а выйдя из тюрьмы, открыл в Штутгарте «Галерею подделок», торгуя по смешным ценам (от 50 до 1 тыс. USD) сработанными им полотнами Рембрандта, Ренуара, Пикассо, нотными рукописями Бетховена и многим другим из того же ряда. На обороте каждого такого «шедевра» он ставил штамп: «Подлинная подделка, выполненная Конрадом Куяу».

Теперь, спустя 30 лет, поддельные дневники Гитлера, лежавшие все эти десятилетия в сейфах выпускающего Stern издательского дома Gruner + Jahr, приняты на вечное хранение Федеральным архивом Германии. По словам его спикера, доктора Теклы Кляйндинст (Thekla Kleindienst), «коллекция подделок, принадлежавшая Stern, присоединяется к архивам как часть истории СМИ, а не истории нацизма. Эти документы весьма значимы для истории прошлого и истории прессы».

Со сказанным нельзя не согласиться – особенно в части значимости для истории прессы лжедневников Гитлера. Тираж Stern, составлявший весной 1983 года 1,87 млн. экземпляров, после первой же их публикации подскочил на 300 тысяч. Этот факт в числе прочих дал основание судье, рассматривавшему дело Куяу–Хайдемана, охарактеризовать тогдашнее руководство Stern как «людей, ослеплённых безудержной алчностью». Таковыми они и вошли в новейшую историю Германии.

 

Сергей Дебрер

Сюжетный ряд

В 2010 году Земельный суд по уголовным делам в Дрездене за мошеннические действия приговорил к двум годам лишения свободы условно 51-летнюю владелицу художественной галереи Петру Куяу (Petra Kujau).

Хотя респектабельно выглядящая дама и называла себя внучатой племянницей знаменитого специалиста по подделкам Конрада Куяу, суд не нашёл достаточных оснований считать её родственницей автора «дневников Гитлера». Зато доказательств её вины в подделке художественных произведений у суда оказалось достаточно. Как отмечалось в приговоре, подсудимая, воспользовавшись смертью Конрада Куяу, скупала по дешёвке (за 20 USD) у студентов художественных училищ стран Азии учебные копии шедевров Леонардо да Винчи и других великих мастеров, затем ставила на них подпись Конрада и продавала как «подделки Куяу». По версии обвинения, таких «поддельных подделок» по цене от 1500 до 13 000 евро она сбыла около 500 штук (на суде галеристка призналась в продаже 40 работ на общую сумму около 300 тысяч евро).

В 2006 году Петра открыла в баден-вюртембергском городке Пфуллендорфе «Музей подделок Конрада Куяу», в котором экспонировала 60 работ, якобы принадлежавших кисти её знаменитого якобы родственника. Любопытно, что на церемонию открытия этого «очага культуры» прибыли известные политики ФРГ – Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) и Фридрих Мерц (Friedrich Merz). Обзавелись ли они там работами Куяу – не сообщалось.

Русская Германия

You may also like...