«Войнушки», в которые играет СБУ

СБУ, как ни реформируй, все равно или инструмент для внутренней политики по типу КГБ выходит, или служба вянет и хиреет.

Очень часто, гуляя по Подолу, около домика Петра І, я прохожу мимо здания, которое, судя по табличке над входом, занимает одно из управлений Службы безопасности Украины. К торцу дома ударными темпами лепят новостройку, да так активно, что офис нашей службы безопасности уже пошел трещинами, на которые иногда «маячки» вывешиваются. И меня иногда посещает вопрос: если эта служба не способна защитить даже свой офис, то кого она вообще может защитить?

Мне кажется, что СБУ – это структура, которой просто трудно найти себя в демократическом обществе. Подобно украинским партиям, которые, как ни строй, все получается КПСС, так и СБУ, как ни реформируй, все равно или инструмент для внутренней политики по типу КГБ выходит, или служба хиреет, вянет и вместо защиты безопасности государства занимается делами архивными. И оживает спецслужба только для каких-то внутреннеполитических целей. Например, в ходе противостояния Ющенко с премьером Януковичем, во время известного конфликта «мушкетеров СБУ» и «гвардейцев МВД». Но нет уже Цушко с его «гвардейцами», а Служба все никак не войдет в прежнее отведенное ей законодательством русло.

При этом удивительно наблюдать с одной стороны ледяное спокойствие и.о. главы Службы Валентина Наливайченко по поводу активизации сепаратистов на Закарпатье («они не представляют собой значительной силы») или на фактическую продажу на том же Закарпатье замка Паланок («это решение местной власти») на фоне его невероятной активности по поводу разоблачений в коррупционной деятельности ряда депутатов и чиновников Кабмина. В принципе, меня не нужно убеждать поверить в то, что в Кабмине и Раде есть достаточно людей, которые крадут государственные деньги. Но избирательность и «злободневность» разоблачений заставляют усомниться в том, что перед нами не очередная сцена бесконечной политической игры.

В принципе, у нас «разоблачения» всех спецслужб вписываются в общий контекст деятельности государственных чиновников. С той лишь разницей, что чиновники любят торжественно разрезать ленточку на открытии какого-нибудь объекта, совершенно не переживая за то, вступит он в строй или нет. Силовики же любят рапортовать о «получении информации» о причастности кого-то известного лица к грязным делишкам, но при этом я не помню, чтобы хоть одно подобное дело по факту «информации» было доведено до суда, не говоря уж о том, чтобы кто-нибудь был по нему осужден.

При этом, как говорил Геккльберри Финн, «одну только информацию очень трудно посадить в тюрьму». Интересно, когда перед страной окажутся вызовы более серьезные, чем «полученная информация» о госчиновниках, по какому-то поводу попавших в немилость – сможет ли Служба безопасности на должном уровне им противостоять?

Николай Полищук, Газета по-киевски

You may also like...