Безнаказанность торжествует. Фальшивые дипломы предлагают на Крещатике
В наше время продается и покупается практически все. И даже то, к чему нужно упорным трудом идти несколько лет, — высшее образование. Что говорить, если в столице подделывание и написание дипломов приобрели массовый характер, превратившись в отдельный бизнес, для которого и конспирация как таковая не нужна?! Безнаказанность торжествует.
Недавно, пройдя мимо предвыборного плаката одного из кандидатов в президенты, гласящего, что коррупция в высшем образовании преодолена, я свернул на Крещатик. Взяв у раздающего объявления на центральной улице столицы (между ЦУМом и Бессарабкой) бумажку с надписью «Дипломы на заказ», удивился: «Вот так совпадение!» Подобные объявления в тот день мне встретились и на пл. Льва Толстого, и у КПИ. Так преодолена ли коррупция, или диплом без учебы таковой не является?
Спрос есть
На сайте одной из указанных в объявлении фирм предлагали контрольные, курсовые, дипломные. Последние стоят от 14 грн за лист. Тут же объявление о приеме на работу. Написал по электронному адресу запрос, и на следующий день получил условия. Устроиться на написание работ, оказывается, может любой человек. Спецобразование не требуется. Оплата и наличными, и по карточке. Однако не более 7 грн за страничку. Получается, фирме поступает минимум половина дохода от заказа.
Но продолжения с трудоустройством не вышло, так как мой друг из Политеха рассказал, что уже имел дело с подобной фирмой. Правда, в роли заказчика. Сделав предоплату в 1 тыс грн (весь 100-страничный диплом ему пообещали за 3 тыс), через неделю он получил набор фраз из Интернета. В КПИ такое, безусловно, не прокатило бы (знаю, о чем говорю, ведь сам выпускник этого вуза). От дальнейшего сотрудничества парень отказался. Однако уплаченную тысячу ему так и не вернули. Конечно, можно журить юношу, который таким образом решил обзавестись дипломной работой, но важно и другое — спрос породил предложение.
В Министерстве образования и науки поведали, что бороться с подобным явлением с помощью правоохранительных органов бессмысленно, пишет газета «Новая».
— Милиция за такое браться не хочет, так как за подобными фирмами кроются легальные частные предприятия, занимающиеся иной деятельностью, — рассказал «Новой» Юрий Коровайченко, замдиректора Департамента высшего образования Минобразования. — А законодательного акта, который бы запрещал заказ курсового или дипломного проекта, попросту нет.
Вузы пытаются бороться с «заказухой» путем периодической смены заданий, вплоть до введения электронных. Кредитно-модульная система, когда на выходе студент набирает определенное количество баллов, в некоторой степени решает проблему написания курсовых и контрольных, так как срезы знаний делают непосредственно в стенах вузов. Однако «заказуха» на самих работах не останавливается, ведь купить сегодня можно не только дипломную работу, но и сам диплом.
Образумятся ли с таким образованием?
Свеж случай с экс-замглавы СБУ Андреем Кислинским, чей диплом Нацуниверситета им. Шевченко, как признались «Новой» в Минобразования, таки оказался поддельным. И если коррупция процветает на таком высоком уровне, то возникает логичный вопрос: как же отличить настоящего выпускника от липового?
— В начале 2009 года в Киеве была накрыта очень крупная партия поддельных печатей бланков практически всех учебных заведений, и чего там только ни обнаружили, — рассказал «Новой» Владимир Полищук, начальник ЦОС ГУ МВД в Киеве.
По словам г-на Полищука, когда идет волна проверок, дипломы покупают реже, но кардинально проблемы это не решает, хотя на повестке дня Минобразования вопрос этот стоит.
При современных технологиях можно подделать практически все, и никакой эксперт внешне «липу» не определит. Фирмы в Интернете предлагают поддельный диплом любого вуза за $700—800. Однако создан специальный реестр (он ведется с начала 2000 года, когда состоялся переход на пластиковые дипломы), в котором можно сверить, действительно ли человек получал диплом такой-то серии в таком-то году. А в позапрошлом году появился спецсайт www.osvita.net для такой проверки. Раньше такой реестр не велся, так как документы об образовании выдавались вузами. Их можно проверить только по чьему-либо запросу в Минобразования, которое в свою очередь обращается в вуз, где архивы хранятся 75 лет.
Увы, этими запросами и сайтом мало кто пользуется. Чиновники признают, что обращение по проверке диплома — редкое явление. «Новая» пыталась выяснить в службе кадров отдела образования одного из столичных районов, проверяли ли они дипломы своих сотрудников, но там никто о подобной процедуре даже не слышал.
— У нас низкий уровень развития работодателей, — считает Юрий Коровайченко. — Не могу представить, что на Западе можно устроиться на работу с фальшивым дипломом. Там хоть и Гарвард закончил, но должен представить рекомендации, справки и тому подобное. А сам факт представления ложных сведений ставит точку на карьере. А если у нас идет трудоустройство по принципу «кум-сват-брат», то плевать, конечно, — настоящий диплом или липовый. Поэтому и существует спрос на объявления на столбах.
Компетентно
Василий Мирошниченко, адвокат:
— Статья 358 Уголовного кодекса отличает подделку документа, квалифицированную подделку и использование подделки. Кислинский, к примеру, использовал поддельный документ. Ему грозит штраф в 50 не облагаемых налогом минимумов или ограничение свободы до двух лет, или арест на срок до шести месяцев. Обычная подделка карается штрафом до 70 не облагаемых налогом минимумов, арестом до шести месяцев или ограничением свободы до трех лет. Если человек попадается повторно или фальсификация сделана группой лиц, то это ограничение свободы до пяти лет. Как делают плуты? Зачастую они ищут похожую фамилию, как правило за границей, скажем, в России, Казахстане, Беларуси в базе данных вузов или в их украинских филиалах. Кто-то в 1995 году закончил университет с подобной фамилией. Инициалы, бывает, не совпадают. Если запрос по этому поводу в вуз будет, то скажут, что такой-то человек действительно его заканчивал. Однако просто делать диплом с нуля даже без соответствия фамилии — идиотизм. Бывают чиновники, которые этим пользуются. Бланки подделывают или достают в вузах (мол, пропажа, воровство) и вписывают то, что считают нужным.
Tweet