Годовые проездные: как Черновецкий «прокатил» киевлян

КГГА приготовила киевлянам «новогодний подарок», отменив с января действие в Киеве годовых, квартальных, и даже краткосрочных (на 1, 5, 7, 10 и 15 дней) проездных на метро и наземный транспорт. Отняв у горожан даже малейшую возможность сэкономить на проезде, мэрия в очередной раз доказала свою неадекватность, а руководство метрополитена свою безответственность и безнаказанность.

Когда Киевская горгосадминистрация (КГГА) подняла стоимость проезда в столичном транспорте в 3-3,5 раза, Леонид Черновецкий заявлял, что подорожание коснется лишь тех пассажиров, которые пользуются услугами коммунального транспорта нерегулярно. По его словам, горожанам выгодно будет приобретать долгосрочные проездные, которые станут «прообразом будущей карточки киевлянина».

На деле же это обещание мэра, как и большинство остальных, оказалось обычным враньем. Больше всего от отмены проездных пострадают именно киевляне, почти 80% которых ежедневно ездят на метро на работу.

Напомним, что в 2010 г. стоимость годовых проездных должна была составить 900 грн., соответственно, заложенная в нем стоимость одной поездки, при условии, если ежедневно совершать по две поездки, составляла бы 1,3 грн.

Еще за два дня до декабрьского решения об отмене проездных, «Киевский метрополитен» давал гарантии, что годовые проездные будут, и даже активно принимал деньги от учащихся городских ВУЗов для централизованной покупки годовых студенческих проездных.

Когда после праздников киевляне вернулись к работе и учебе, выяснилось, что с нового года пассажиры столичной подземки могут приобрести только проездные на месяц.

Разумеется, покупать месячный транспорт за 95 грн. мало кому выгодно – чтобы «окупить» его, необходимо за месяц совершать не меньше 56 поездок, то есть по 2 поездки в течение 28 дней. Большинство же горожан за месяц совершают около 50 поездок (что соответствует числу рабочих дней), которые обойдутся им в 85 грн., то есть дешевле, чем с проездным.

Таким образом, никакой экономии предложенный проездной не дает, только одно преимущество в виде возможности не выстаивать у касс в очереди за жетонами. При этом, автоматы для пополнения проездных (на количество поездок), закупка и установка которых обошлась городу в кругленькую сумму, фактически оказались ненужными – они включены в сеть, однако свои функции не выполняют. Пополнить «баланс» проездного пассажиры могут только в кассе, причем занимает это довольно много времени, усугубляя и так безразмерные очереди.

Объясняя отмену проездных, в горадминистрации традиционно жалуются на недостаток средств и, по их словам, высокие убытки от скидок, заложенных в проездных (имеется в виду прошлый год, когда они стоили дешевле). По подсчетам КГГА, эти убытки за первое полугодие 2009 г. составили 125,4 млн. грн., зато от упразднения проездных дополнительная прибыль КП «Киевский метрополитен» должна составить 100 млн. грн. в год, у КП «Киевпастранс» – 15,6 млн. грн.

КГГА, ни метрополитен не хотят оглашать сумму, полученную от продажи долгосрочных проездных в 2009 г. По данным КГГА, в середине 2009 г. в обращении находилось около 210 тыс. годовых проездных (в т.ч., льготных). Таким образом, полученную от их продажи сумму приблизительно можно оценить в 50-60 млн. грн., которыми метрополитеном мог свободно распоряжаться в течение практически всего года.

При этом, как обычно, финансовые результаты метрополитена, где приводились бы данные о конкретных суммах расходов и доходов, не оглашаются.

В мэрии, в свою очередь, не могут объяснить, почему метро продолжает работать убыточно после почти 4-х кратного повышения стоимости проезда.

Оправдать это проездными невозможно – ведь среднесуточный пассажиропоток киевского метро составляет до 2 млн. пассажиров, из которых не более трети пользуется проездными. Даже с учетом льготников, которые едут в метро бесплатно (по оценкам предприятия, это около 300 тыс. человек), все равно, общее суточное дневное количество пассажиров составляет не менее 1 млн. человек, все они платят за проезд 1,7 грн.

В мире существуют разные системы проездных, но все они предполагают значительную экономию для тех, кто пользуется метро постоянно. В нашем же метрополитене решили сделать киевлян «уникальными» и в этом отношении – мало того, что в нашем городе как нигде в мире проезд в метро сопряжен с опасностью быть изрядно помятыми, теперь это сомнительное удовольствие все дороже будет обходиться горожанам.

И такая практика ввода и отмены проездных, установления «с потолка» стоимости проезда в киевском транспорте будет продолжаться до тех пор, пока эти функции остаются в компетенции КГГА.

Еще в феврале прошлого года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и Кабмин поручили Министерству жилищно-коммунального хозяйства и Министерству транспорта и связи сформировать структуру тарифа, на основе которых должны устанавливаться цены на проезд.

Им же поручено разработать проект постановления об обязательном введении долгосрочных проездных в городах с населением более 800 тыс. жителей. В случае принятия этого закона, у киевских властей уже не будет права произвольно отменять проездные.

Однако до сих пор эти ведомства поручение АМК не выполнили – что неудивительно, ведь чиновники на работу ездят в авто. Из-за этого у антимонопольщиков нет возможности оспорить установленную горвластью стоимость проездных и добиться ее снижения.

Между тем, в КГГА уже готовятся к новому повышению тарифов на проезд в метро. Согласно предварительным подсчетам горадминистрации, проезд в наземном транспорте может вырасти до 1,9 грн., а в метро – до 2,5 грн.

Таким образом, в мэрии и КП «Киевский метрополитен» в очередной раз хотят решить финансовые проблемы за счет киевлян. Можно не сомневаться, что при нынешней безнаказанности столичных властей им удастся продавить и новое повышение стоимости проезда.

Антон Филатов, ugmk.info

You may also like...