Портреты киевского жлобства от Сергея Хохла (фото)

«Когда человек не такой, как вообще, и ум у него не для танцевания, а для сведения обхождения, и когда такой человек умом своим становится выше Лаврской колокольни, и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие-махонькие, все равно как мыши… пардон, как крисы»… Знаменитая пьеса Михайла Старицкого «За двома зайцями», «воспевающая» киевское жлобство, была написана еще в 19 веке, а кажется – будто только что. Сегодня, в веке 21-м, этим феноменом все чаще интересуются художники. С киевлянином Сергеем Хохлом, изобразившем принцессу Диану и принца Чарльза на фоне «борщаговских достопримечательностей», и встретилась «Газета…». 

– Все, что я вижу в Киеве, не может не беспокоить, иногда откровенно злит. Но передать это я могу лишь посредством изобразительного искусства – не пойду ж на улицу кричать: «Эй, вы, как меня все достало!».

Портреты киевского жлобства

Я говорю о понятии «из грязи в князи», когда у слабо образованного человека деньги закрывают все остальное: он всячески демонстрирует свою «элитность», но за всем этим – бык быком.

Вот я и взял Диану и Чарльза, как самых известных представителей аристократии, изобразил их в виде наших «ушлепков». А тех, соответственно, наоборот – как аристократов. Отсюда, собственно, и псевдоним этот – Хохол (настоящая фамилия Сергея – Мезенцев. – Авт.).

Портреты киевского жлобства-2

– Зрители отчаянно пытаются угадать, какие места Киева изображены на картинах. – Даже если я передаю непосредственное сходство с какой-то территорией, я все равно фильтрую, усиливаю, делаю акцент – создаю собирательный образ. Конечно, я ходил по городу. Но что интересно: в голове все эти свалки крутятся, а найти хоть одну, чтобы срисовать один-в-один, не получилось! Я, к примеру, рассчитывал на один пункт приема стеклотары – такой страшненький был, ободранный – и этот туда же! Приезжаю, а он покрашенный, название через трафарет написано, а все эти полубомжики, которые туда бутылки приносят, ну прямо намарафеченные… Так что образ, конечно, собирательный, а конкретные детали любой профессионал пририсует (смеется – Авт.). Но если это провоцирует комментарии – прекрасно.

– Картин маловато будет – всего четыре?

– Эта серия лаконична: два аристократических персонажа и их противоположности – как герой и антигерой.

Портреты киевского жлобства-3

– А вы, часом, над публикой не издеваетесь?

– Это самое «современное искусство», уже вот тут сидит! (Сергей делает красноречивый жест.

Авт.). Одно дело – когда художник приходит к абстракции, пройдя реализм и прочие стадии профессионального развития. Другое – когда, опять же, слабо образованный человек просто прячется под вывеску современного искусства – мол, «я художник, я так вижу». Накал страстей наступает, когда приезжают «пацаны из глубинки» и начинают скупать на аукционах произведения искусства очень низкого качества: потому что оно «подлинное», с паспортами, в дорогущих золотых рамах, потому что им кто-то сказал, что это – бренд.

Портреты киевского жлобства-4

Ну а как я могу с этим бороться? Вот – выставку современного искусства в Украинском доме использовал как площадку: раз люди покупают г…но в рамах, я им сделал г…но в рамах – хорошей живописной техникой, чуть ли не в стиле молодых голландцев (смеется
– Авт.).

– А конкретных людей изобразить в такой манере не думали?

– Думал, но хочется сделать это тоньше, вкуснее. Сказать прямо: он, мол, такой-сякой – не интересно. Поэтому я готовлю серию остросоциального плаката на самые злободневные темы. Секс-туризм в нашу страну, тотальное засилье российского шоу-бизнеса, вгоняющее нашу культуру в гроб, наркомания и пропаганда этого дела в школах через клубную субкультуру, медики-неучи – «Купи диплом – убей человека», – обо всем, что меня волнует. Жлобство я высмеял мягко, ведь от него, грубо говоря, не умирают: ну есть жлобы, пусть даже их – куча, но они нормально уживаются, и мы к ним привыкли. А такие плакаты – это нужно делать острее. Хочется кричать об этом! Поэтому плакаты будут радикальными, в агитационной стилистике.

Портреты киевского жлобства-5

Анастасия Рахманина, Газета по-киевски

 

You may also like...