«Шедевр» Михалкова в Каннах… почему-то не оценили

Гран-при 63-го Каннского кинофестиваля получила картина «Боги и люди» французского режиссера Ксавье Бовуа 

Никита Михалков, который представлял на только что закрывшемся Каннском кинофестивале ленту «Утомленные солнцем-2. Предстояние», улетает из Франции без заветной награды, пишет Life.ru.

Исторической эпопее, на создание которой у мэтра отечественного кинематографа ушло более 5 лет, увы, не досталось «ветви».

На главную награду форума – «Золотую пальмовую ветвь» – претендовали 19 фильмов основной конкурсной программы.

Полный список призеров 63-го Каннского кинофестиваля выглядит так:

Золотую пальмовую ветвь получил фильм «Дядя Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» Апичатпонга Верасетакула (Таиланд)

Гран-при – «Про богов и людей» Ксавье Бовуа

В номинации «лучший режиссер» – «Турне» Матьё Амальрика

Лучший сценарий – «Поэзия» Ли Чан Дона

Приз жюри – «Кричащий человек» Махамата-Салеха Харуна

«Золотая камера» (дебют года) – «Високосный год» Майкла Ровэ

Лучшая актриса – Жюльетт Бинош в фильме «Заверенная копия» Аббаса Киаростами

Лучший актер – Хавьер Бардем в фильме «Красота» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Элио Джермано в фильме «Наша жизнь» Даниэле Лучетти

Лучший короткометражный фильм – «Собачья история» Сержа Аведикяна

В этом году жюри основного конкурса возглавил американский режиссер Тим Бетон. Вместе с ним также решали, кто получит Золотую пальмовую ветвь, такие известные люди, как британская актриса Кейт Бекинсейл, французский композитор Александр Деспла, режиссеры Виктор Эрисе, Шекхар Капут и Эммануэль Каррере, актеры Бенисио дель Торо и Джованна Меццоджорно, а также директор Национального музея кино Альберта Барьера.

В основную конкурсную программу вошли 19 фильмов:
«Вне закона» Рашида Бушареба (Франция)
«Гнев» Такэси Китано (Япония)
«Горничная» Им Сан Су (Корея)
«Дядя Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» Апичатпонга Верасетакула (Таиланд)
«Ещё год» Майка Ли (Великобритания)
«Ирландский маршрут» Кена Лоуча (Великобритания)
«Заверенная копия» Аббаса Киаростами (Франция/Иран)
«Красота» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Мексика)
«Кричащий человек» Махамата-Салеха Харуна (Чад)
«Любящий сын — Проект Франкенштейна» Корнеля Мундруцо (Венгрия)
«Наша жизнь» Даниэле Лучетти (Италия)
«Поэзия» Ли Чан Дона (Корея)
«Принцесса де Монпансье» Бертрана Тавернье (Франция)
«Про богов и людей» Ксавье Бовуа (Франция)
«Счастье моё» Сергя Лозницы (Украина)
«Турне» Матьё Амальрика (Франция)
«Утомлённые солнцем – 2» Никиты Михалкова (Россия)
«Честная игра» Дага Лаймана (США)
«Чунцинский блюз» Вана Сяошуайа (КНР)

В субботу уже были определены победители побочных конкурсов кинофорума: премию за «Особый взгляд» получил фильм «Ха-ха-ха» южнокорейского режиссера Хон Сан Су, а Экуменическую премию (которую дают ленте, где представлены гуманистические идеалы человечества) присудили фильму «Про богов и людей» француза Ксавье Бовуа.

Описание некоторых фильмов по версии ГафийКино:

«Заверенная копия» (Certified Copy) Аббаса Киаростами, уже однажды получившего Золотую пальмовую ветвь (в 1997 году за фильм «Вкус черешни») – фильм о мужчине и женщине, познакомившихся в Тоскане. Он – успешный британский искусствовед, чьи исследования посвящены копиям произведений художников, которые создают сами авторы оригиналов и которые ничем не хуже, чем оригиналы.

Она (Жюльетт Бинош) – владелица галереи, француженка, мать-одиночка. Фильм состоит из одних разговоров, из которых становится понятным, что они увлеклись друг другом, но их реальные отношения являются лишь копией настоящего – они ведут себя так, как будто они – муж и жена, хотя на самом деле переживают лишь возможность таких отношений. Жюльетт Бинош удостоена награды за лучшую женскую роль.

«Поэзия» (Poetry) корейского режиссера Ли Чан-дона – фильм о попытке найти в бездне жестокого мира хоть какие-то нотки прекрасного и поэтического. Главная героиня – пожилая женщина, у которой, кроме проблем со здоровьем, проблемы с внуком, одноклеточным, участвующим в групповом изнасиловании одноклассницы. Увенчивается ли эта попытка успехом, сказать сложно, не посмотрев фильм, но игра актрисы на главной роли позволяет убедиться, что поэзии все-таки можно найти место в этом мире. Награда за лучший сценарий.

Игровой дебют известного документалиста Сергея Лозницы (фильм снят в украино-голландско-немецкой копродукции) «Счастье мое» – наглядная, но далеко не понятная западному зрителю, иллюстрация реальности русской провинции и русской ментальности как таковой. В фильме много документальной жестокости, не всегда понятно, но настолько очевидной тем, кто живет на территории темных закоулков загадочной России, что вряд ли западные критики вообще поверили в то, что происходило на экране.

«Честная игра» (Fair Game) Дуга Лаймана (в главных ролях Наоми Уоттс и Шон Пенн) – политическая драма о бывшем после США в Нигерии и женщине, тайном сотруднике ЦРУ, которые доведались, что в Ираке нет никакого оружия массового уничтожения, и пытаются донести это до властей, чтобы предотвратить войну. Понятное дело, что ничего у них не получается, но разражается страшный скандал с интригами и всем прочим, что характеризует тяжеловесные политические триллеры Голливуда.

Еще одна драма на фоне политических распрей – «Ирландский маршрут» (Route Irish) режиссера Кена Лоуча. Это история о британце, который хоронит друга, погибшего в Ираке. Он чувствует себя виноватым, поскольку сам уговорил друга поехать с ним на войну контрактником, а позже начинает подозревать, что в деле его гибели не все чисто, и начинает копать. Вот тогда-то политика вся выветривается, а начинается чистый триллер.

«Наша жизнь» (Our Life) режиссера Даниэле Лукетти – еще один фильм о положительном мужчине, пытающемся содержать своих маленьких детей (его жена умирает во время родов). Но герой, сыгранный актером Элио Джермано (получил одну из наград за лучшую мужскую роль), найдет решения всех проблем, и жизнь, хоть сколь сложной ни была, все равно рано или пойдет своим чередом.

«Вне закона» (Outside of the Law) – скандальный фильм режиссера Рашида Бушареба о франко-алжирском конфликте. Фильм был заранее назван «антифранцузским», хотя и включенным в конкурс Каннского фестиваля. Сам «Вне закона» – о том, почему во Франции возник феномен алжирского терроризма, и не только со стороны алжирских фундаменталистов: режиссер, воспользовавшись государственными субсидиями при съемке фильма, не постеснялся показать и жестокость самих французов, во время завоевания Алжира в 20-х годах прошлого века, а затем во время событий после Второй Мировой войны.

«Дядюшка Бунме, который помнил прошлые жизни» (Uncle Boonmee who can recall his past lives), снятый тайским режиссером Апичатпонгом Вирасетакулой, получил Золотую пальмовую ветвь. Этот фильм о смертельно больном дядюшке Бунми, который решил уйти на покой и провести остаток жизни на природе. Особенностью фильма является то, что кроме любимых живых родственников, навестивших родного дядюшку, за стол на семейном ужине подсаживаются родственники уже умершие, пришедшие поддержать умирающего Бунми. Все это сплетено в настолько органичную сеть, что поневоле начинаешь увлекаться такими спиритическими разговорами: «Как тебе на том свете? Одежды хватает? А молитвы мои до тебя доходят?» и так далее.

«Любящий сын Франкенштейн» (Tender Son – The Frankenstein Project) венгерского режиссера Корнела Мундружо – история о том, как 17-летний парень Руди отправляется на поиски своего отца и случайно попадает на кастинг фильма. Режиссер этого фильма очарован Руди и берет его на главную роль, но вскоре молодой парень слетает с катушек и начинает жестоко убивать всех, кто попадает ему под руку, и режиссер в ужасе догадывается, что этот монстр – его собственный сын. Заметно, что тема отношений между поколениями застряла в сознании у Каннских киноманов, поскольку этот сюжет перекликается с китайским «Чунцинским блюзом».

Ну и завершил смотр конкурсных фильмов странный сиквел «Утомленных солнцем» Михалкова. Хотя версия для Канн была урезана на полчаса, в «Предстоянии» ничего особенно не изменилось. Западная критика приняла Михалковский фильм прохладно, как, впрочем, и его пресс-конференцию, на которой тоже ажиотажа не было. Variety окрестило фильм «шовинистической, навязчивой, плохо сыгранной чепухой», да и наград, конечно же, фильм никаких не получил. После фильмов вроде «Дядюшки Бунме» на тему общения с мертвецами или остросоциального «Вне закона», «Предстояние», где волшебным образом соединены наверняка смотрится как пошлое издевательство над зрителем, а вовсе не как «великое кино о великой войне». И поделом. 

You may also like...