Песок как средство доведения до банкротства
«С помощью доброго слова и револьвера вы можете добиться гораздо большего, чем только одним добрым словом», – говорил Аль Капоне. Гангстерская метода, быстро усвоенная нашими братками в начале лихих девяностых, к сегодняшнему дню претерпела значительные трансформации. Теперь поднаторевшие в бизнесе авторитеты «мочат» конкурентов и все еще противостоящих им правоохранителей совсем по-другому.
Не так давно в Симферополе была широко анонсирована пресс-конференция с многообещающей темой: «Попытки рейдерского захвата ГП «Евпаторийский морской торговый порт». Коррупция в правоохранительных и судебных органах». Однако пресс-конференция, в которой приняли участие первые лица порта, у журналистов вызвала преимущественно недоумение.
«Попытками рейдерского захвата государственного предприятия» упомянутые лица назвали… судебный процесс, ведущийся в Хозяйственном суде АРК, где порт выступает в качестве ответчика, и где его деятельность выглядит скорее неприглядно. Участники пресс-конференции также не привели конкретных фактов «коррупции в правоохранительных и судебных органах», ограничившись голословными предположениями о том, что, цитирую и.о. начальника отдела по юридической и договорной работе порта Анатолия Туйсузова, «прокуратура и суды принимают участие в рейдерском захвате порта на стороне коммерческой структуры» и уже шесть месяцев кряду «терроризируют» предприятие.
Нешуточные страсти разгорелись вокруг добычи морского строительного песка, которую Евпаторийский порт ведет в соленом озере Донузлав с шестидесятых годов прошлого века. Довольно банальный бизнес по вычерпыванию со дна морского и перевалке популярного строительного материала в порту с некоторых пор стал носить криминальный оттенок.
Регулярные скандалы вокруг Евпаторийского МТП и добываемого им песка начались еще в 2007 году. Уже тогда в Верховной Раде Крыма открыто говорили, что Евпаторийский порт сам вообще не занимается добычей песка, а все оборудование, предназначенное для этого, передал в аренду коммерческим структурам, которые и снимают все сливки.
Эти данные отчасти подтвердились в 2009 году. Тогда проверяющими КРУ в Крыму было установлено, что на реализации песка, добываемого на Донузлавском месторождении, Евпаторийский морской порт потерял 8,1 млн. грн., продавая его по заниженным ценам посредническим коммерческим структурам.
«Как можно пояснить тот факт, что, имея все возможности для реализации песка, за которым выстраиваются очереди из грузовых машин, его продают за бесценок, по ценам в три раза ниже рыночных?!» – возмущались в КРУ. По данным управления, помимо того, что порт передал реализацию песка посредникам по заниженным ценам, он еще и заплатил им комиссионное вознаграждение на сумму 1,5 млн. грн.
В апреле 2010 года правоохранителями был задержан экс-руководитель Евпаторийского морского торгового порта Александр Котельников. Прокуратурой в отношении него было возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса Украины – по ч. 2 ст. 364 (злоупотребление служебным положением) и ч. 1 ст. 202 (нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью).
Несмотря на это, практически все преемники ныне состоящего под судом Котельникова шли проложенным им фарватером. Предпоследний в их ряду – Мирослав Халик, руководивший Евпаторийским портом в 2011году, а в начале нынешнего назначенный начальником Керченского МТП. Как сообщила в августе прокуратура Крыма, в производстве ее следственного отдела «находится уголовное дело, которое возбуждено 24.01.2012 в отношении должностных лиц ГП «Евпаторийский морской торговый порт» по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.364 УК Украины… по факту незаконной добычи песка с использованием судна «Ока» и теплохода «Берилл» из акватории озера Донузлав АР Крым».
Неожиданно для специалистов назначенный в январе с.г. начальником Евпаторийского порта бывший военный интендант Игорь Кутафин по сложившейся традиции тоже сосредоточил свои усилия на добыче морского песка и его перевалке фирме-посреднику – симферопольскому ООО «Таврия-Буд», продолжая быстро разорять доверенное ему государственное предприятие. В этом на упомянутой выше пресс-конференции в Симферополе смущенно признался первый заместитель начальника ЕМТП Олег Нижник: «Мы песок не продаем… Мы только добываем. Реализацией песка занимаются другие компании». Нижник даже отказался назвать цену, по которой из порта «уплывает» сырье, сославшись на коммерческую тайну. И потому многие вопросы, что называется, повисли в воздухе.
Действительно, крайне интересно, почему Евпаторийский порт, прежде обладавший всеми необходимыми мощностями по добыче песка, теперь привлекает для этой цели средства посредников вроде принадлежащего гражданину Грузии земснаряда «Ока», а также других зафрахтованных судов?
Крайне интересно, почему, обладая своими морскими карьерами в озере Донузлав, Евпаторийский МТП длительное время добывал песок в чужих – в частности, ЗАО «Южная инвестиционная компания»?
Крайне интересно, почему обладающий исключительными правами в области безопасности мореплавания Евпаторийский порт регулярно торпедирует законную хозяйственную деятельность своих конкурентов, безосновательно задерживая чужие суда и всячески препятствуя их работе, тем самым нанося ущерб на миллионы гривен, как это было с судами «Печора» и «Трофа», за что неизбежно придется ответить?
Наконец, крайне интересно, почему Евпаторийский порт не сам продает «в поте лица» добытый стройматериал, а передает его для реализации фирме «Таврия-Буд»? Согласитесь, очень уж это напоминает пресловутую схему «откат-товар-откат».
Создается впечатление, что периодические «истерики» в СМИ, профсоюзные собрания, на которых трудовому коллективу порта откровенно промывают мозги, громкие заявления о «рейдерских захватах», «коррумпированных» правоохранителях и судах нужны руководству Евпаторийского МТП только для того, чтобы скрыть истинную подоплеку своей деятельности. О ее направленности лучше всего говорит тот факт, что если в первом полугодии 2011 г. у порта была прибыль в 1,2 млн. грн., то за такой же период нынешнего – почти 2,2 млн. убытков. В арифметической прогрессии растет и кредиторская задолженность. Зато скромный служащий Игорь Кутафин ездит на работу поочередно на двух джипах роскошных моделей…
В июне этого года вступил в силу Закон «О морских портах Украины», в котором прописаны механизмы привлечения частных инвестиций в развитие портовой инфраструктуры. По мнению некоторых экспертов, данный закон открывает путь к вялотекущей «прихватизации» потенциально высокорентабельной отрасли. А чтобы будущим хозяевам ее объекты обошлись подешевле, в настоящее время украинские порты умело и очень быстро банкротят. На примере Евпаторийского МТП это видно особенно наглядно…
По последней информации из Евпаторийского МТП, его администрация начала подготовку к массовому сокращению сотрудников порта. Мы продолжаем следить за развитием событий…
Автор: Всеволод НИКИТИН, газета "Правда Украины"
Tweet