Как кремлевские боты выдают себя за харьковских журналистов

Ирина Ромалийская, журналист «Громадського радіо», как переехавшая в Киев харьковчанка, продолжает интересоваться ситуацией в медиа родного города. Недавно Ирина обратила внимание на довольно странный опрос, размещенный на ресурсе «Новостное агентство «Харьков», более известный под названием «НАХньюз».

 История «новостного агентства «Харьков», работающего из Питера

Как кремлевские боты выдают себя за харьковских журналистов

«Ой, как неудобно вышло! Посмотрела несколько видео этого агентства. Вот, например, спрашивают у харьковчан: "Где вы собираетесь праздновать Новый Год?". Голос "журналиста" изменен — не опознать. Но. Таймкод — 1:14. Внимание!!! В кадр попадает брендированный микрофон — да это же "Харьковские известия"! Кто не знает — это по бумагам городское коммунальное предприятие. На деле — ресурс, абсолютно подконтрольный мэру Харькова Геннадию Кернесу», — написала в ФБ Ромалийская.

Сам по себе опрос ничем особенно не примечателен: в нем перед Новым годом спрашивают у харьковчан, где они будут его отмечать – понятное дело, дома, «потому что денег нет, в стране кризис, пенсии маленькие, вы же видите, что творится».

Но важно в опросе не столько настроение харьковчан, сколько то, что голос журналиста, задающего вопрос, изменен так, чтобы его нельзя было опознать. Кроме того, внимательный зритель может увидеть в одном кадре микрофон канала с логотипом — и это логотип программы «Харьковские известия».

Причины удивления Ромалийской понятны: дело в том, что у НА «Харьков» репутация ресурса весьма пророссийского. Между тем программа «Харьковские известия», выходящая на 7-м канале, называется так же, как и газета. А газета эта — коммунальное предприятие, которое принадлежит городу и является муниципальной газетой с самым большим бюджетом в Украине (в 2016 году – 9,18 млн.грн), и бюджет, как известно, подписывает мэр. Кстати, газета уже несколько раз публиковала новости «Донецкого агентства новостей», и мэр собирался провести по этому поводу проверку.

Поскольку опрос появился на сайте с сомнительной репутацией, получается, что журналисты, по идее получающие зарплату из городского бюджета, при этом делают материалы для ресурса, который называет украинских добровольцев «карателями», а Украину — нацистским государством. И это, согласитесь, не очень хорошо.

Читателям, которые не очень интересуются устройством региональных медиа, нужно подробное и местами детективное пояснение того, как все эти медиа связаны между собой и каким образом к ним имеет отношение мэр города Геннадий Кернес.

Программа «Харьковские известия» выходит на 7-м канале, который принадлежит четырем женщинам: жене мэра Харькова Оксане Гайсинской, жене депутата Добкина Алле, заместителю мэра по вопросам правового обеспечения Марине Стаматиной и Ольге Кирилловой, деловому партнеру Гайсинской и владелице отеля «Националь», где проживает мэр. Муж Кирилловой, кстати, — некто Андрей Шаптала, известный как коммерческий директор Парка Горького, любимого детища харьковского мэра. У Шапталы, по сообщениям СМИ, в собственности часть земли парка и расположенная там же недвижимость.

Примечательная информация содержится и на сайте 7-го канала в разделе «Редакция»: оказывается, главным редактором канала является некая Мария Юрьевна Димент. Юрий Димент, по информации СМИ, — бизнес-партнер Кернеса, был убит в феврале прошлого года. Марии Юрьевне 26 лет, она профессионально занимается танцами и, судя по всему, является дочерью убитого Димента. Как видим, все эти женщины из весьма близкого окружения мэра.

Интересно, что программа «Харьковские известия», которая выходит на этом «женском» канале, появляется на нем буквально из ниоткуда. Например, программный директор 7-го канала Вита Линник на вопрос «ДМ» о том, как связаться с редакцией программы, ответила, что не знает. Секретарь уточнила, что программу просто приносят, и все — телефонов ее авторов у 7-го канала нет. 

 

С другой стороны, в КП «Харьковские известия», которое издают газету, осведомлены и о телефонах, и о сотрудниках редакции ТВ-программы. А выпускающий редактор программы Андрей Соловьев не очень уверенно сообщил «ДМ», что и программа, и газета — одно предприятие. Просто сидят в разных местах. Что же касается собственно опроса, который появился на сайте «Нахньюз» и был сделан сотрудниками «Харьковских известий», Соловьев сообщил следующее:

— Да, это наше видео. Оно лежало на е-диске, на диске обмена. Эти диски существуют у нас много лет — доступ туда имеют достаточно большое количество человек. И никто не думал, что кому-то понадобится это видео. Кто именно его взял, мы не знаем — концов не найдешь сейчас. Видео очень сильно порезано. Оно у нас в эфир не выходило — там у нас на диске свалка, там хранятся и рабочие материалы. Этот диск был создан для общения с коллегами из других городов и других редакций в Харькове. Туда выкладывают видео по разным поводам: расписать синхроны, кому-то передать видео, у нас постоянная система обмена — кто-то не успел на пресс-конференцию, например, мы все коллеги, поэтому помогаем друг другу. После этого случая мы организовали новый диск, к нему теперь никто не будет иметь отношения, а на старых теперь уже ничего нет.

Интересно, что некоторые коллеги-телевизионщики из других каналов не знали о том, что такой диск обмена существует — и можно, опоздав на свою съемку, воспользоваться видео «Харьковских известий». Другие коллеги сообщили, что такой диск действительно существовал, но для входа на него нужен пароль, так что получить к нему доступ было не так уж и просто.

Хорошо, конечно, что теперь никто не сможет взять видео «Харьковских известий» без спроса. С другой стороны, если люди крадут видео — то зачем меняют голос журналиста? И так тщательно вырезают из кадра микрофон с логотипом? Боятся, что их обвинят в воровстве и нарушении авторских прав? Но если посмотреть на сайт «НАХньюз» и изучить его историю и контент, окажется, что люди там работают совсем не совестливые.

Например, на сайте агентства сообщается, что изначально оно было создано в Харькове, но потом «редакция была физически уничтожена» и поэтому была вынуждена переехать в Санкт-Петербург и Луганск. Цитата: «Редакция Новостного агентства “Харьков” была физически уничтожена в Харькове после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года. Оставшиеся журналисты, спасаясь от неминуемой расправы, бежали в Луганск и Санкт-Петербург. Украинские националисты, захватившие власть в стране, до сих пор открыто похваляются сотнями безымянных могил в лесополосе вокруг Харькова, куда националисты свозили своих политических противников, предварительно подвергнув их жесточайшим пыткам. При этом ни одно убийство не было раскрыто, ни один убийца так и не был наказан».

Насколько известно, никакой редакции «НАХньюз» в Харькове никогда не существовало ни в каком году — поиски по указанным адресам в Харькове не дали никаких результатов, соседи о СМИ в доме 38-А по ул. 17-го Партсъезда, где якобы располагалась редакция, не знали. Телефоны редакций не отвечали, – об этом писал харьковский журналист Александр Костенко. Зато в 2014 году, полгода спустя после начала работы сайта «НАХньюз», некто Евгений Зубарев, совладелец и гендиректор ООО «Невские новости», сообщил изданию «Деловой Петербург», что 25 августа 2013 года приобрел домен nahnews.com.ua, а первая новость на этом сайте датируется 2 сентября того же года.

Помимо «Невских новостей» и «НАХньюз», Евгений Зубарев является и главным редактором сайта «Федеральное агентство новостей», оно же «ФАН» — по крайней мере, он представился так журналисту New York Times Magazin Адриану Чену. Чен встречался с ним для того, чтобы узнать подробнее о работе так называемой фабрики троллей, которая расположена теперь уже по всем известному адресу в СПБ — ул. Савушкина, 55. Редакция «ФАН», которой заведует Евгений Зубарев, находится по тому же адресу и многими журналистами называется частью так называемого Агентства интернет-исследований, которое создано для распространения дезинформации, пропаганды и манипуляции в соцсетях в интересах Кремля.

После появления информации о причастности к якобы харьковскому новостному агентству Зубарева, в апреле 2015 года, сайт был переведен с первоначального домена nahnews.com.ua на домен nahnews.org, где и продолжает работу по сей день. Более того, на сайте есть бумага якобы о регистрации агентства как СМИ — сам текст читается плоховато, но двуглавый орел виден четко.

Теперь на сайте также указывается, что «НА “Харьков” — это совместный проект украинской и российской общественности». Причем из «украинской общественности» на сайте обнаружен только один реальный человек — Дмитрий Губин. Губин в Харькове довольно известен как человек с крайне пророссийскими взглядами — вот, например, цитата из его статьи, посвященной решению Харьковского горсовета признать Россию агрессором: «99 из 136 депутатов Харьковского областного совета проголосовали за признание России агрессором.

Такого унижения Харьков не испытывал с октября 1941 года, когда после оккупации нацистами из нор выползла украинствующая сволочь и на “мове” восторгалась убийством русских и евреев». Он также был участником того самого «Обращения ста», в котором 2 апреля 2014 года «харьковские общественные деятели, журналисты, деятели культуры» и так далее выступали против «нацизма в Украине» и призывали в помощь соседей.

Кроме Губина, остальные авторы агентства либо пишут под псевдонимами, либо не имеют ничего общего с Харьковом — среди авторов есть даже Джон Юз, а также полный набор ничего не говорящих гуглу имен, включая того, кто представляется главным редактором Дмитрием Молчановым. В последней своей колонке тот пишет:

«И всё же Украина рухнет, ведь уже прошла точку невозврата. Свидомое львовство с галичанством к тому времени разбегутся по Европе "перемогать" в больницах утки с-под европейцев. Уже не Донбасс (он к тому времени будет частью РФ), а Украина будет мечтать войти в состав РФ. Да, Россия заберёт Украину, но исключительно на условиях России, а не США, ЕС или Украины. И начнётся долгий и вынужденный процесс социальной, экономической и идеологической санации под российским протекторатом, когда украинцы посыплют голову пеплом и начнут экономию на десятки лет, пожиная урожай пляски цэевропства. Никакой халявы из бюджета РФ, пост самообеспечения, труд всякой плоти и восстановление разрушенного. И может быть… может быть… когда-то их мечты сбудутся и они станут достойными быть гражданами РФ».

Но среди анонимов без фотографий и соцсетей нашлось — кроме Губина — еще два совершенно реальных человека — Андрей Заблоцкий, указывающий в профиле в ФБ статус «работает в ДНР», и Олег Никитин, фотокорреспондент. Заблоцкий и Никитин пишут и для сайта «Нахньюз» и представляются «корреспондентами ФАН», то есть Федерального агентства новостей. Никитин также представляется фотографом еще одного удивительного образования — «Народные новости». Для всех трех сайтов эта пара поставляет репортаже о нелегкой, но славной жизни «молодых республик».

«НАХньюз», помимо распространения всяческих текстов про «погибающую Украину», репортажей о «молодых ДНР/ЛНР» и прочих фейков, также участвовала в распространении вбросов о якобы существующих петициях к Порошенко от харьковских заводов с просьбой восстановить отношения с Россией. В одном случае они даже были источником этих вбросов — по крайней мере, ссылки на то, откуда они взяли документы с текстом фейковой петиции, в статье не было. В других случаях они ссылаются на сайты газеты «Вести» и журнала «Корреспондент».

«ФАН» и его харьковский филиал «НАХньюз», как и все «Агентство» на Савушкина, 55, связывают — и довольно часто — с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным, который построил свой бизнес на том, что поставляет еду как в Кремль, так и в массу государственных учреждений в России. Пригожин, как утверждают российские расследователи, финансирует не только «ольгинских троллей» из «Агентства», но еще и связан с финансированием небольшой частной армии под управлением некоего Вагнера. Этот человек, чья настоящая фамилия Уткин, как пишут российские СМИ, руководит сколоченной на деньги Пригожина небольшой частной армией, которая, по всей видимости, выполняла часть операций по оккупации Донбасса, а затем выполняла операции в Сирии.

Вот так начнешь изучать рынок якобы украинских «региональных СМИ», и не понимаешь: есть у нас стратегия сопротивления информационной войне? Три года спустя после ее начала кажется, что нет.

Фото: kharkov.dozor.ua

 Автор: Гала Скляревская, «Детектор медіа»

You may also like...