Детское воровство. Почему они воруют?
Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара, что можно объяснить тем, что дети и подростки более подвержены рекламному воздействию. Что же чаще всего воруют дети? «До 8 лет – сладости и мелкие игрушки, после 9 – сладости более крупные, жевательную резинку, игрушки подороже, канцелярию, напитки в мелких упаковках и т. п… Специфика детского воровства связана в основном с самим возрастом, с тем, что для части детей, особенно до 6-8 лет, взять что-то в магазине – не значит «украсть», для детей постарше, 9-14 лет, это уже осознанное воровство, далее идет воровство подростковое. Специфика еще и в том, что с такими детьми нельзя поступать так же, как со взрослыми покупателями, необходимо учитывать ранимость детской личности и стрессовость ситуации. И последняя специфичная деталь – практически неизбежные при этом конфликтные отношения с родителями», – говорит генеральный директор Агентства исследования и предотвращения потерь Игорь Чумарин.
По сведениям, предоставленным службой режима компании «Арбат Престиж»: «Поскольку характер торговой деятельности нашей компании имеет определенную специфику, в основном в магазинах нашей компании попадаются девочки-подростки. Их привлекают блестки, лаки, тушь – все, что связано с молодежной косметикой. Обычно они собираются в стайки по два-три человека и таким образом порхают по магазину. Как правило, они выбирают крупные магазины, где легче затеряться в толпе. Но своим детским умом они не понимают, что их вход в магазин уже сам по себе привлекает внимание персонала, и за ними внимательно наблюдают и продавцы, и контролеры».
Почему они воруют?
По данным Национальной ассоциации предотвращения краж в магазинах в США насчитывается 25 млн. человек, совершающих кражи (каждый 11-й американец). Из них 25 % составляют подростки, четвертая часть из которых – дети до 12 лет. Как свидетельствует статистика, 70 % подростков, решившихся на кражу, не планировали этого до похода в магазин. Остальные же предварительно обдумывали свой поступок.
Среди детей-воришек выделяют три возрастные группы:
1. Дети дошкольного возраста воруют из-за непонимания, что товары в магазине стоят денег, и не испытывают вины за свой поступок.
2. Дети младшего школьного возраста воруют из-за интереса или вследствие временной потери самоконтроля.
3. Наиболее опасную группу воришек составляют дети старшего школьного возраста. Здесь психологи выделяют несколько причин воровства: желание выделиться, совершить «крутой» поступок; желание почувствовать себя взрослыми; за компанию; вследствие различных психологических проблем; а также поиска денег для других пагубных привычек: алкоголя, наркотиков, игровых автоматов.
Подростки в пубертатном периоде воруют компакт и DVD-диски со
взрослым содержанием, косметику, одежду и обувь для взрослых, сигареты и т. п. Большинство таких краж совершается группой.
Желание попасть в определенную социальную молодежную группу приводит к желанию воровать определенную одежду и обувь.
Очень опасны случаи воровства из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой. Таким подросткам предстоит трудное и длительное лечение.
В США подростки, попавшиеся на воровстве, могут быть заключены в наручники, оштрафованы, унизительно выведены из магазина и попасть в криминальную базу данных.
Семейные тайны
Психологи отмечают, что через мелкое воровство проходят почти все дети. Происходит это по разным причинам. Мнение эксперта-психолога, автора книг «Популярная психология для тинэйджеров» и «Трудные люди» Светланы Рахмановой: «Первая из причин, по которой воруют дети, – это недостаток внимания. Воровство для них – неосознанный, негативный способ этого внимания добиться. Однако проблема воровства не только психологическая, но и социальная, так как в обществе существует значительное материальное расслоение. В то же время, если в семье с небольшим бюджетом благоприятный микроклимат и присутствует любовь к ребенку и понимание, то, скорее всего, ребенок избежит искушения. Таким образом, можно обозначить связь этой проблемы с детской безнадзорностью, которая существует не только в неблагополучных семьях. Часто безнадзорными и брошенными оказываются дети из социально успешных семей. В этом случае речь не идет об отсутствии физической заботы и удовлетворении материальных потребностей, как у беспризорных детей. Это дети психологически брошенные. Однако, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви и игнорируются как личности.
Несомненно, детское воровство – очень распространенное явление, причиняющее значительные убытки торговым предприятиям. Защитить в этой ситуации бизнес помогает присутствие в торговом зале контролеров, использование в торговле противокражных охранных систем, видеонаблюдения. Психологически сдерживающее воздействие также оказывают надписи типа «Работает видеонаблюдение» в торговых залах супермаркетов».
Поскольку формирование мировоззрения и правовых устоев у детей и подростков первоначально происходит в семье, истоки правового нигилизма, и большинство проявлений детской и подростковой преступности являются результатом того, что в современной культуре традиции института семьи становятся менее актуальными. В результате этого разрушается среда формирования ребенка, который, подвергаясь разнообразным влияниям внешнего мира, оказывается неспособным выработать собственную нравственную позицию без помощи родителей. Из статистики следует, что нарушают закон чаще всего подростки из неблагополучных семей. У 80% нарушителей пьют один или оба родителя, у 42 % – кто-то из родителей судим, у 20 % – судимы сестра или брат, у 90 % – неполные семьи.
Как с этим бороться?
Однако, несмотря на сегодняшнее тяжелое положение в социальной сфере и вытекающие из этого детские и подростковые правонарушения, совершенно ясно, что нельзя оставлять последние без должной реакции и вмешательства. Но каким должно быть это вмешательство? Какие меры могут помочь выявить и задержать воришек?
Рекомендации Игоря Чумарина: «Как правило, сотрудники службы безопасности усиливают бдительность, наблюдая за детьми, находящимися в магазине без родителей, контролируя зоны с ранее перечисленными товарами. Меры, предпринимаемые в случае задержания попавшегося ребенка или подростка, аналогичны стандартным, за некоторыми исключениями. Если ребенок с родителями, общение следует вести с ними, если ребенок-дошкольник один в магазине – общаться с ним должны сотрудники охраны или магазина женского пола, не забывая связываться с родителями. Исполняется это общение так, чтобы:
– неоплаченный товар остался в магазине;
– ребенок понял, что совершил нечто нехорошее;
– родители поняли, что с ребенком обращались хорошо.
Короче, поступайте с задержанным ребенком так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вашим чадом, и все будет позитивно».
Из опыта службы режима компании «Арбат Престиж»: « Для предупреждения и выявления подобных вещей в магазинах нашей компании используется видеонаблюдение, причем покупатели предупреждаются об этом по громкой связи. В случае задержания мы сообщаем о случившемся родителям. Стараемся подходить к каждой ситуации индивидуально. Бывает, что для подростка сам факт задержания – большой стресс, и этого бывает достаточно, а иногда попадаются подростки, которые начинают хамить, «гнуть пальцы». Уже звонка родителям обычно хватает для разрешения конфликта, далее уже родители начинают воспитывать свое чадо».
«Особого внимания требует весь магазин. Не существует как таковых «зон повышенного внимания охраны» – есть подозрительные личности, которые ее внимание повышают», – считает руководитель отдела PR компании X5 Retail Group N. V. торговые сети «Пятерочка» & «Перекресток» Александра Галимова.
Выход из ситуации, связанной с детской безнадзорностью, и, как следствие, с детским воровством, видится через активизацию гражданского самосознания в отношении детей и детства. Многие торговые сети проявляют повышенную социальную ответственность, занимаясь созидательной деятельностью в плане придания позитивного фона ныне существующей картине семьи и детства. Они активно занимаются благотворительностью.
Говорит пресс-секретарь Группы компаний «Детский мир» Андрей Голубков: «Сеть магазинов «Детский мир» считает благотворительность одним из принципиальных и наиболее важных аспектов своей работы.
Мы регулярно организуем праздники выходного дня с участием артистов цирка. Все пришедшие на праздник дети могут также принять участие в подвижных играх и мастер-классах. Например, они практикуются в пошиве мягких игрушек или создают самые разные подарки из бумаги, картона или любых других материалов».
Одним из самых важных аспектов своей работы «Детский мир» видит в социальной помощи тем регионам, где он только начинает свою работу. Открытие всех без исключения магазинов становится уже само по себе праздником, на котором проходят представления с участием клоунов и ростовых кукол, дети получают призы и подарки. Обычно социальные и образовательные учреждения при открытии первого магазина в регионе получают благотворительные сертификаты для приобретения детских вещей и игрушек.
Особое внимание сеть магазинов «Детский мир» уделяет помощи многодетным матерям. Так, в октябре этого года сеть подарила две двухместные коляски семье москвичей Оксаны и Андрея Зенцовых, у которых родилось сразу четверо детей.
В 2004 году «Детский мир» стал учредителем одноименного благотворительного фонда, который оказывает сегодня регулярную спонсорскую поддержку 15 подшефным детским домам. Существуют и другие направления благотворительности. Социальные программы есть и в непрофильных торговых сетях. Руководитель PR-отдела X5 Retail Group N.V. Торговые сети «Пятерочка» & «Перекресток» Александра Галимова рассказывает: «Х5 Retail Group широко участвует в благотворительных детских инициативах. Например, в октябре 2006 прошла национальная программа «Перекресток – школам», в рамках которой более чем тремстам московским школам были переданы современные компьютерные классы. Мы помогаем детским домам, поддерживаем молодых талантливых спортсменов. Мы верим, что данные инициативы пусть и не решат всех проблем подрастающего поколения, но внесут реальный вклад в создание условий развития и обучения детей. Данные инициативы мы рассматриваем скорее как социальные, нежели как маркетинговые приемы».
Поскольку детское воровство – это симптом системной социальной болезни – детской безнадзорности, то работать необходимо как с ее причинами, занимаясь профилактикой правонарушений (создавать детские и подростковые центры занятости, доступные всем, такие, в которых детям действительно было бы интересно, формировать группы психологического сопровождения таких детей, совершенствовать законодательство), так и непосредственно с самой проблемой – накапливать опыт по выявлению и пресечению детских краж, использовать современные технические противокражные средства, проводить систематическую работу с персоналом торговых сетей, используя, к примеру, систему поощрений за задержание воришек в торговом зале.
По материалам Агентства по исследованию и предотвращению потерь
Воришки до сладкого падки
Директор магазина после изучения результатов инвентаризации за сентябрь приходит в изумление – огромная по сравнению с летними месяцами недостача сладко-мелкого ассортимента группы кондитерских товаров – развесные конфеты, шоколадные батончики, карамели, снеки и сухарики. А что удивляться, скажет специалист по безопасности, — лето кончилось, школьники вернулись в город, да еще реклама детского и подросткового продуктового ассортимента вовремя подоспела к школьному сезону.
Все объяснимо и, самое главное, неотвратимо. Кондитерские и часть бакалейных отделов супермаркетов всегда привлекали, привлекают и будут привлекать к себе главных любителей сладкой жизни – детей, а нередко и их родителей и бабушек. Дети являются основными потребителями… и ворами детского продуктового ассортимента.
В отличие от алкоголя, кофе и некоторых других товаров фуд-ассортимента, которые имеют хождение в преступном обороте и крадут которые в основном профессионалы — для перепродажи, «кондитерка» идет на личное потребление любителей сладкого. Выкладка в промозонах и в кассовой зоне импульсивного спроса, кроме толчка продаж, имеет и свою оборотную сторону — толчок воровства, и особенно в отношении какого-то нового, рекламируемого в настоящий момент товара, скажем, шоколадного батончика.
Итак, разберемся с предпочтениями так называемых «заинтересованных» лиц. Дети от 4-5 до 8-9 лет. Красивая упаковка вкусной сладкой конфеты. Непонимание запрещенности и наказания: «Хочется вкусненького». Вплоть до открытого употребления понравившегося товара прямо в магазине, при этом пользуясь не только бесконтрольностью со стороны родителей, но и прямым потаканием взрослых интересам ребенка. Некоторые бабушки до того сердобольны и добры (за чужой счет) к внучатам и даже чужим детишкам: «Возьми, малыш, кушай». А бывает, бабули и сами уносят конфетки для чад своих меньших. Конечно, без оплаты.
Позднее дети начинают понимать неприятность последствий и едят не так открыто, просто прячут до выхода на улицу. Но все равно ведь – хочется… Промовыкладка, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес явно провоцируют юные сердца. Хотя иное представление товара будет снижать продажи. Вывод — дополнительный контроль детей указанного возраста, ограничение входа в магазин без сопровождения родителей. Отдельно отметим некоторые тонкости при выявлении и пресечении кражи детьми младшего школьного возраста.
Известно, что с детьми нельзя поступать так же, как и с «забывчивыми» взрослыми покупателями, необходимо учитывать ранимость детской личности и «стрессовость» ситуации. Обратите также внимание на то, что в этих обстоятельствах, независимо от вины ребенка, неизбежны конфликтные отношения с родителями, которые всегда на стороне своего чада. Если ребенок с родителями, общение следует вести с ними, если же он один в магазине — общаться с ребенком должны сотрудники охраны или магазина женского пола. Результатом правильного общения является оставление неоплаченного товара в магазине и понимание ребенком, что он совершил нечто нехорошее. Обязательно необходимо пытаться связаться с родителями, при этом по прибытии они должны явно увидеть, что с ребенком обращались хорошо. Одним словом, поступайте с задержанным ребенком так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вашим чадом, и все будет позитивно.
Следующая категория — дети от 9-10 до 12-14 лет. Это уже сознательное воровство, но без особого понимания антиобщественности поступка. Нехорошо, но хочется. Реклама, к тому же, тут как тут. Несомненно, добавляется элемент бравады перед сверстниками, состязательности и «выпендрежа» перед девчонками. Меняются предпочтения. Так, молочный шоколад уступает место энергетическим батончикам, добавляются мини-упаковки чипсов, сладкие снеки, сухарики, жевательная резинка и пр. Часто воруют группой, – иначе как похвастаться, не поверят же. Требуется контроль охраной прямо от входа, особенно за группами подростков. Ходят они, естественно, уже без родителей. Иногда едят прямо в магазине. В таких ситуациях действенно работает полноценное задержание с вызовом родителей и, при необходимости, милиции, которая, кстати, не очень любит связываться с такими нарушителями. Плюсов себе не заработаешь, а с родителями общаться опять же мало приятного. За незначительную кражу малолетку все равно отпустят.
Подростки старших классов и вузов. В ассортимент воруемого добавляем пиво, закуски к нему занимают место шоколада, при этом вовсе не вытесняя последний. Действуют часто нагло, открыто, полностью понимая суть преступления. Все больше применяют для воровства специальные приспособления типа подшивных карманов и т. п. При задержании могут оказывать групповое и достаточно агрессивное сопротивление с элементами вандализма.
//Карамель №03(05)2007