Антология футбольного криминала: от Колоскова до Мутко
Это не ностальгия, это – возможность оглянуться в прошлое, с тем чтобы лучше понимать настоящее и предвидеть будущее. На этот раз мы вспомним о деле Колоскова – именно подпись экс-президента Российского футбольного союза (РФС) стояла на многих документах, свидетельствующих о том, что заработанную футболистами валюту боссы российских команд незаконно переводили в западные банки и офшоры.
«Криминальный футбол. От Колоскова до Мутко» – книга с таким «говорящим» названием появилась недавно в магазинах всей страны. Её по праву можно назвать нашим общим проектом, так как её автором стал один из журналистов, публиковавший свои сенсационные спортивные расследования в «Нашей Версии». Вал наших публикаций стал неудержимо накатываться на околофутбольных «теневиков» пять лет назад с нашумевшего дела Дмитрия Аленичева. Именно тогда в отношении экс-руководителей «Спартака» – президента и главного тренера Олега Романцева, вице-президента Григория Есауленко, генерального директора Юрия Заварзина, главного бухгалтера Павла Панасенко – было открыто уголовное дело.
В нашем распоряжении тогда оказался и сам трансферный лист Аленичева, согласно которому ведущий полузащитник спартаковцев был продан в итальянскую «Рому», и многие другие документы, наглядно характеризовавшие по сути противоправную деятельность управленцев «народной команды». Вкратце напомним суть дела. Контракт с «Ромой» на переход Аленичева подписывал одиозный футбольный менеджер Григорий Есауленко. В итоге 7 млн. долларов, причитавшиеся «красно-белым» за полузащитника, ушли «налево» – в швейцарские Arzi Bank и Credit Swiss Bank. В установленный законом срок эти деньги в Россию, конечно, не вернулись, налоги с них никто и не думал платить. Вот с подачи сотрудников тогдашней Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) и возбудили уголовное дело.
«Мы восстанавливали документацию клуба буквально по крупицам в районной налоговой инспекции, так как в офисе самой команды не удалось ничего обнаружить, – констатировал ответственный сотрудник ФСНП. – Представьте, мы вообще не нашли ни одного трансфера футболистов, проданных в своё время «Спартаком» за рубеж. Кроме того, через клубную бухгалтерию не прошли и деньги за выступления спартаковцев в еврокубках. Уму непостижимо!»
Но в результате собственного расследования мы обнаружили, что на подставные счета в зарубежных банках уходили не только спартаковские деньги, но и футбольные миллионы различных клубов России. Они разбрасывались по Европе, а порой даже «улетали» за океан – в Австралию, Америку. И все с лёгкой руки тех же дельцов, которым отчего-то во всём потакал тогдашний президент Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков. Именно его подпись стояла на многих документах, свидетельствующих о том, что заработанную футболистами валюту боссы российских команд незаконно адресовали в западные банки и офшоры. Ну а в этой ситуации о каких налогах могла идти речь?
А там, глядишь, и свой личный счеток можно открыть, чтобы втихую «сливать» клубные денежки. Вот, например, тот же вице-президент «красно-белых» Григорий Есауленко фактически сам изобличил себя во время переписки с управляющим упомянутого уже швейцарского банка: из текста послания, которое мы раздобыли, прекрасно видно, что у Григория Васильевича имелся личный счёт, куда текли полноводной рекой средства «Спартака», заработанные, к слову, игроками команды… А всё происходило с молчаливого согласия «футбольного гуру» Олега Романцева: это ведь он выдал доверенность Есауленко и другому теневому лидеру – Юрию Заварзину – на управление средствами «народной» команды.
Однако вернёмся к поистине грандиозной «теневой фигуре» – непотопляемому главе РФС Вячеславу Колоскову. На страницах книги ему отводится целая глава под названием «Эра Колоскова», в которой подробно исследуется просто-таки титаническая деятельность футбольного «бессребреника».
Вот что об этом писала «Наша Версия: «…Факт наличия у РФС нескольких счетов в иностранных банках, открытых без надлежащего разрешения Центробанка РФ, не вызывал никаких сомнений. Всё это происходило с молчаливого согласия руководителя футбольного союза Вячеслава Колоскова. Счета эти фигурировали в связи с переводом на них призовых денег российских клубов и дальнейшим перераспределением поступивших средств по адресам загадочных иностранных фирм. Однако, как следует из документов, попадали туда не только клубные деньги, но и финансы самого РФС – читай те самые средства, за счёт которых должны были существовать сборная страны, развиваться массовый футбол, поддерживаться детско-юношеские школы…»
«…Под новый, 1997 год президент РФС Вячеслав Колосков санкционирует перевод двух миллионов швейцарских франков на совсем уж таинственный счёт в Schweizerische Vereinsbank – его владелец неизвестен, цель этого перевода тоже абсолютна неясна. Чтобы получить хоть какие-то объяснения относительно этого «рождественского сюрприза», президента РФС и его первого заместителя Александра Тукманова в 1998 году вызывают в московское управление налоговой полиции. Боссы РФС во время допросов вели себя весьма нервно и никаких внятных объяснений дать не могли. В результате в недрах налоговой полиции было подготовлено соответствующее представление о возбуждении уголовного дела в отношении руководителей футбольного союза. Налоговики инкриминировали чиновникам невозвращение валютной выручки из-за рубежа и уклонение от уплаты налога в особо крупном размере. Однако в столичной прокуратуре неожиданно (хотя почему неожиданно – закономерно!) отказались подписать это представление… Ну а некоторое время спустя в московской прокуратуре состоялась-таки тотальная чистка рядов. Поводом для неё стало то, что чиновники прокуратуры зачастую без веских аргументов отказывались возбуждать, казалось бы, очевидные уголовные дела. Быть может, и дело РФС именно из этого ряда…»
Получить какие-либо комментарии от самого г-на Колоскова оказалось делом безнадёжным. Вячеслав Иванович, несмотря на несколько наших настойчивых попыток, отказался что-либо говорить, буквально бегая от журналистов «Нашей Версии». Но мы настойчиво шли по следу матёрых околофутбольных дельцов, пополняя своё и так очень пухлое досье ещё более обличающей фактурой.
Собственно говоря, по нашему глубокому убеждению, все эти деятели из «Спартака», РФС, ряда других структур шли в одной связке, помогая друг другу «уводить» клубные и общественные (того же РФС) деньги. А тех, кто пытался им в этом помешать, либо отодвигали в сторону, либо, если это не помогало, устраняли физически. Так произошло, например, с бывшим гендиректором «красно-белых» Ларисой Нечаевой, убитой летом 1997 года на пороге своего дачного домика.
Практически все нити того преступления ведут именно в ФК «Спартак». О чём, к примеру, ярко свидетельствуют добытые «Версией» документы уголовного дела об убийстве Ларисы Нечаевой. Так вот, в материалах дела заказчиком преступления называется печально известный Григорий Есауленко, а фамилии исполнителей были известны сразу, это некие Алексей Здор и Владимир Теношвили. Но никто до сих пор не наказан – ни сам заказчик, ни стрелявшие в Нечаеву.
…После расформирования в 2003 году прежнего состава Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) расследованием дела «Спартака» о невозвращении валютной выручки из-за рубежа и неуплаты налогов в особо крупном размере занимались сотрудники Следственного комитета при МВД РФ. Дело даже переквалифицировали в «хищение и растрату средств в особо крупном размере» (статья 160 УК РФ). Но вот последняя, самая свежая и, увы, неутешительная информация: как сообщил наш источник в Следственном комитете, дело было передано в Главное следственное управление (ГСУ) города Москвы, по сути, нижестоящую организацию.
«Позвонили «сверху» и настоятельно попросили отдать дело, потому что истории это давние и незачем уважаемых людей обижать», – пояснили нам в Следственном комитете при МВД РФ. Оно и понятно. Вокруг футбола трутся слишком высокопоставленные особы, которые могут сделать незрячими любых правоохранителей. Так было в конце 90-х, так дело обстоит и теперь.
TweetСправка
МНЕНИЯ
Евгений Ловчев, заслуженный мастер спорта, в прошлом защитник столичного «Спартака» и сборной СССР:
– Конечно, в целом криминальные тенденции в нашем футболе очень живучи и сейчас. Полупустые трибуны – следствие вашей нечистоплотности, господа-игроки, что бы там ни говорили: мол, а вы докажите… Болельщики всё понимают, видят… Криминал в футболе – тема, увы, пока неисчерпаема. Тем более что какие-то позитивные сдвиги уже есть: я вот по ходу этого сезона вообще не видел «договорных» матчей в Премьер-лиге. В советском чемпионате их, на мой взгляд, было куда больше, чем сейчас. Знакомые ребята-футболисты частенько рассказывали, как, например, в те же львовские «Карпаты» накануне матчей могли приехать члены ЦК Компартии Украины и в приказном тоне сказать: «Сегодня отдадите матч киевскому «Динамо». Вот такие нравы царили.
Анзор Кавазашвили, заслуженный мастер спорта, бывший голкипер столичных «Торпедо», «Спартака» и сборной СССР:
– …Полностью поддерживаю разоблачение футбольных «теневиков», обязательно надо выводить на чистую воду этих дельцов. Признаться, когда прочитал о том, как Мутко манипулировал ваучерами, подумал: ну уж теперь-то его ни за что не выберут президентом футбольного союза. Ошибся, увы. Ничего с приходом Виталия Леонтьевича к лучшему не изменилось, коррупции в нашем футболе уж точно меньше не стало.
Виктор Понедельник, чемпион Европы 1960 года, автор «золотого» мяча в финальном матче:
– …Искоренить в нашем футболе криминал очень трудно. Хотя в этом году я вообще-то ждал в концовке сезона вала «договорняков», но, как ни странно, не дождался. Не исключаю, что дельцы стали несколько побаиваться того же Мутко: он ведь близок к самой верхушке власти, да и с правоохранителями на короткой ноге. Вот и не рискуют команды, как раньше, откровенно гонять «странные» матчи: вдруг попадёшься? Может, тут и финансовый кризис сказался: не у всех клубов, видимо, хватало «левых» денег на оплату «услуг». Однако некоторые тренеры, футболисты первого и особенно второго дивизионов говорили мне, что в их чемпионатах по-прежнему творится беспредел. Купля-продажа идёт полным ходом, и остановить «процесс» не представляется возможным, если, конечно, не вмешаться сотрудникам правопорядка.