Что такое государственное пиратство на примере Венесуэлы
Уже четвертый год в Венесуэле находятся под домашним арестом двое граждан Украины: капитан и 2-й помощник балкера B.Atlantic. Судно конфисковано властями Венесуэлы, и дальше ее вод балкеру не уйти, потому что его арестуют и вернут законному владельцу в первом же порту нормальной страны, ему можно ходить разве что на Кубу. Хотя и это опасно: могут перехватить в международных водах, как любое другое судно, захваченное бандитами. Что произошло?
Дело в том, что в Венесуэле давно уже существует практика задержания судов и самолетов за обнаруженные на них наркотики. Причем на судах наркотики находят прикрепленными в контейнерах или пакетах к подводной части. После чего судно с экипажем арестовываются, и владельцев «трясут» до тех пор, пока они каким-то образом не откупаются от властей Венесуэлы.
Случай с B.Atlatntic интересен тем, что властям Венесуэлы стало мало откупных от судовладельцев, и они решили разжиться балкером, самим судном. Балкер уже под флагом Венесуэлы, хотя в базах данных числится под флагом Панамы со своим законным судовладельцем. Многие считают (и я в том числе), что наркотики судам подбрасываются специально, чтобы или вытягивать из судовладельца штрафы и взятки, или, как в этом случае, в целях увеличения флота страны очень дешевым способом. Это то, что я называю государственным пиратством.
В Венесуэле происходят многие странности – помимо борьбы с наркотрафиком столь оригинальным способом. Попадал в историю и, как минимум, один танкер России (не то Новошипа, не то Совкомфлота – не помню.) Судились очень долго;суть в том, что в руководстве государственной нефтяной компании Венесуэлы и руководстве страны кто-то что-то не поделил, российскому судовладельцу предложили одну ставку, на деле она оказалась другой…
Это уже как закон природы: как только страна (вернее, ее руководство) начинает бороться с сатанинским Западом и стремиться в светлое социалистическое будущее, так тут же она становится крайне опасной для судовладельцев, моряков и прочих порядочных людей. Кстати будет заметить: воды Венесуэлы – одни из самых опасных в Карибском бассейне из-за огромного количества бандитов.
Я получил письмо и различные фото- и видеоматериалы от 2-го помощника балкера, Юрия Датченко. Читайте, смотрите и судите сами. Надеюсь, МИД Украины запросит, наконец, помощи у МИД России, а последний попросит «друга Уго» о содействии. Хотя, честно говоря, сильно сомневаюсь. Во всяком случае, Новошип (или Совкомфлот) бился с Венесуэлой в суде, по-моему ,в Нью-Йорке. Друг Уго не помог, дружба – дружбой, а денежка – денежкой. Но все-таки тут вроде попроще: судно уже отобрали, так отпустите же людей!
Справка: балкер B. Atlantic – дедвейт 38054 тонны, постройки 1983, флаг Панама, судовладелец Vittorio Bogazzi & Figli S.p.A. Но эти данные устарели. В настоящее время владелец отказался от судна, его забрали власти Венесуэлы и уже зарегистрировали под своим флагом, приписав к государственной компании PDVSA.
В Редакцию «Морской Бюллетень»
От члена экипажа ТХ ”Би Атлантик” (водоизмещением 38000 тонн, флаг Каймановы острова), второго помощника капитана, офицера по безопасности судна Датченко Юрия Викторовича:
«13 Августа 2007 в порту Маракайбо, Венесуэла, был арестован экипаж судна «Би Атлантик», в том числе граждане Украины в подозрении о причастности к транспортировке наркотиков. 5 августа 2007 года ТХ ”Би Атлантик”, прибыл из порта Матанзас, Венесуэла для погрузки угля в порт Маракайбо, Венесуэла.
12 августа 2007 после окончания погрузки угля, на рейде порта (Palmarejo) Маракайбо, Венесуэла, местными властями была произведена подводная проверка и внутренних помещений судна на предмет наркотиков, по причине сложной ситуации в порту Маракайбо по поводу наркотрафика.
Проверка внутренних помещений судна местной полицией была произведена дважды со специально обученными собаками; никаких наркотиков внутри судна не было найдено.
13 августа 2007 была произведена повторная подводная проверка, и в районе пера руля на глубине 8-ми метров ниже ватерлинии в районе винта было найдено 3 упаковки (около 125 килограмм) наркотических веществ ,прикрепленные тонкими веревками. Заключение экспертизы – кокаин.
Здесь, в Венесуэле (в частности, в порту Маракайбо) наркотрафик – это обычная, как выяснилось, практика местных наркодиллеров с использованием судов и летательных аппаратов в перевозке наркотиков в Европу и США. Повышеный риск нарко-инцидента обусловлен также близостью границы с Колумбией.
Для примера – в Венесуэле годами раньше были задержаны за последние 4 года (2005-2009г.г.): 10 самолетов и 5 судов.
Самолеты:
Aeronaves de American Airline,
Aeropostal ( Aeropuerto Internacional La Chinita, Venezuela),
Aeronaves de American Airline,
Delta,
Continental,
Iberia,
Alitalia,
Lufthansa,
British Airways,
KLM (Aeropuerto Internacional Maiquetía, Venezuela)
Суда, арестованные в заливе Маракайбо:
El Parnaso (Propiedad de PDVSA).
Christopher Oldendorff.
IDC1.
Yeoman Brook.
В последнем случае на M/V Yeoman Brook в подводной части судна был обнаружен контейнер в виде торпеды с наркотиками, прикрепленный к корпусу судна.
В суде первой инстанции г.Маракайбо решением от 27 сентября 2007было снято обвинение в отношении 20 членов экипажа судна, кроме капитана судна Устименко В.Н. как юридического лица, администратора судна и второго помощника капитана Датченко Ю.В. как офицера по безопасности судна. Судебный процесс производится на двух языках – испанском и английском, посредством переводчика. Русско-язычного переводчина у нас нет.
Все это время судебные заседания откладывались по самым невероятным причинам; отказываются вести наше дело судьи, неявка в суд присяжных заседателей, болезни судей, обвинитель, да и адвокаты, не могли прийти на слушание, поскольку очень заняты. В настоящее время мы находимся в ожидании начала очередного процесса, которые много раз начинались и прекращались по самым разным причинам.
По словам адвокатов, которые уже «умыли руки», все это может закончиться 15 ноября 2010 (дата, до которой продлен домашний арест по требованию обвинителя), когда мы, возможно, получим свободу автоматически, без решения суда и, возможно, не дожидаясь начала процесса. Но учитывая тот факт, что этот срок – не окончательный, и прокурор может запросить еще 8 месяцев для продления срока домашнего ареста, что в итоге может составить 4 года. Этого мы не можем принять, за этим случаем стоят живые люди, невинные люди. У нас нет больше ни сил, ни эмоций находиться здесь вдали от своих семей и своей родины. Пусть условия нашего содержания здесь, в Венесуэле, хорошие благодаря судовладельцу, но даже клетка, сделанная из золота, остается быть клеткой.
Причиной задержки судебного процесса, по словам адвокатов, является политика. Что якобы некие заинтересованные государственные чиновники тормозят процесс и боятся президента Уго Чавэса, который начал активно бороться с наркотраффиком и, как раньше было заявлено обвинителем, что судно должно быть конфисковано – именно в этом и был их интерес. А для того, чтобы конфисковать судно, им нужно было обвинить нас, но они этого сделать не могли по той причине, что против нас нет ни единого факта в нарушении законов Венесуэлы.
Сейчас ситуация изменилась коренным образом, так как судовладелец отказался от судна 30 сентября 2009 года, и судно находится здесь, в Венесуэле, с венесуэльским экипажем, пребывая на балансе организации PDVSA (танкерный флот Венесуэлы). Причиной отказа от судна было то, что судно больше не имеет страховки, судовладелец понес огромные расходы в связи с этим арестом. И долгое время не было должного ремонта судна, и в случае аварии – такой, как разлив нефти – судовладелец может понести большие штрафы, которые, возможно, будут превышать стоимость самого судна.
Тот факт, что судно уже находится под флагом Венесуэлы, дает основания надеяться на принятие положительного решения судьей относительно нашей свободы. Но учитывая специфику местного судопроизводства и его инертность, мы не надеемся быть освобожденными вскоре, и без оперативного вмешательства Министерства иностранных дел Украины, Департамента Консульской службы Украины; мы считаем это невозможным. И нам придется еще долго находиться здесь до окончания 4-годичного срока, то есть до 15 августа 2011 года, на которые может расчитывать обвинитель. И это еще не предел, в этой стране возможно все: могут и осудить ни в чем не повинных людей. Мы знаем, что Украина и Венесуэла не имеет прямых дипломатических отношений. Я думаю, если бы Украина обратилась с просьбой о помощи к российским коллегам здесь, в Венесуэле, то вопрос в нашем освобождении был бы решен, учитывая то, что Россия с Венесуэлой находятся в хороших дружеских отношениях .
Тем более, что Россия не отказывается помочь, согласно письма, которое получила моя дочь Давлетшина Регина Юрьевна, гражданка России (в приложении).
Она обращалась в Приемную Президента РФ с просьбой помочь в освобождении своего отца, Датченко Юрия Викторовича, который находится под арестом в Венесуэле. Российская сторона могла бы произвести необходимые консульские действия в отношении граждан Украины, но для этого нужно официальное обращение Украины к России по этому вопросу.
Мы неоднократно обращались в секретариат Президента Украины, Министерство Иностранных дел с просьбой о помощи. Последнее обращение направлено в Департамент консульской службы Украины от 16 декабря 2009 (в приложении).
Последнее письмо из МИД Украины от 1 сентября 2009, в котором говорится что Департамент Консульской службы принимают все необходимые меры по скорейшему освобождению граждан Украины (в приложении), нами получено.
Я думаю, что это местные власти подбросили наркотики специально, с целью роста в ранге чиновников местных служб; с тем, чтобы рапортовать в Каракас о том, что «работа ведется», и занять более мягкое место в столице, чтобы «выкачать» деньги из судовладельца, на радость местным адвокатам и, наконец, национализировать судно. За что и «благодарим хлебосольных»…
Венесуэла сейчас ликует, но им радоваться рано: судно водоизмещением 38 000 тонн использовать в местных перевозках нецелесообразно, а выходить за границу опасно – судно в первом же порту будет арестовано и возвращено законному владельцу. Теперь власти Венесуэлы не знают, как им быть…
Мы же в этой истории стали жертвами местного произвола, бездействия служб охраны порта, а также политики государства Венесуэлы. Я как офицер по безопасности судна полностью согласен, что борьба с нарко-диллерами должна вестись, но разумно.
Почему мы раньше не обращались в средства массовой информации? Поясню: это было из соображений собственной безопасности, поскольку, по словам адвокатов, если мы обьявим голодовку или же обратимся в CNN, местные власти могут изменить условия содержания. То есть посадить в тюрьму. Также мы верили обещаниям адвокатов, что нужно подождать три месяца, две недели и т.д. по сей день, что скоро мы будем освобождены.
Я спрашивал официальную сторону Украины, «почему все случаи с моряками описываются в прессе, а наш случай нет?» Мне ответили, что «дело связано с наркотиками, и афишировать данный случай не стоит». Видимо, у них нет уверенности в том, что мы невиновны. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать материалы следствия, которые находятся на Украине.
9 января 2010
Юрий Датченко, Маракайбо, Венесуэла
балкер B. Atlantic на рейде Маракайбо
торжественная демонстрация «найденных» наркотиков
место, где наркотики «обнаружили»
капитан и 2-й помощник у адвоката