Что Украине делать с нехваткой легкой бронированной техники
Разработанные украинскими компаниями на базе МТ-ЛБу «ТУР» и «Плавець» могли бы стать важным дополнением к парку БМП-1 и БМП-2, пока не будет разработана новая полноценная боевая машина пехоты
Одной из серьезных проблем украинской армии является острая нехватка легкой бронированной техники, пишет dsnews.ua. Причем не только колесной, как то бронетранспортер или бронеавтомобиль 4х4, а даже гусеничной, которой после распада Советского Союза по идее оставалось достаточно много.
Однако уже в ходе войны на Донбассе в 2014-2016 годах в строй пришлось вернуть уже порядком устаревшие машины 1960-х — БМП-1. Причем потребность была настолько большой, что их даже покупали в Восточной Европе. Однако стоит отметить, что доведение БМП-1, как и БМП-2, до реалий современной войны свелось только к установке нового радиооборудования (стандартных для ВСУ Aselsan и Harris), а также новых приборов наблюдения типа тепловизоров. Кардинальная модернизация хотя бы до уровня БМП-1У не проводилась. Но и этих машин на передовой катастрофически не хватает.
Понятно, что лучшим и самым оптимальным вариантом в этой ситуации была бы разработка новой перспективной БМП, тем более что разговоры об этом ведутся по крайней мере последние лет пятнадцать, да и технологические возможности пока еще есть.
В этой связи, возможно, стоит обратить внимание на возобновление производства МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер — тягач легкий бронированный) и создание некоей эрзац-БМП на его базе. Конечно, полной заменой для БМП такие машины не будут, однако, например, для движения в прифронтовых территориях такие аппараты незаменимы. Как показывает опыт последних лет войны на Донбассе, главной опасностью для наших колонн снабжения стали мины. И тут даже бронеавтомобиль на гражданской базе (как, например, канадско-эмиратские машины, которые поставлялись в начале войны через КРАЗ) значительно увеличивает шансы выживания личного состава.
Характерно, что и не воюющие страны, и с такими же скромными военными бюджетами, как у нас, активно используют базу МТ-ЛБ для создания боевых машин пехоты. Так, на недавней оружейной выставке HEMUS-2020 в Болгарии местная компания «Металика АБ» представила боевую машину Anakonda — по сути МТ-ЛБ с украинским боевым модулем «Стилет». Стоит сказать, что этот модуль вооружен 30-мм пушкой ЗТМ-2, автоматическим гранатометом АГ-17, 7,62-мм пулеметом и противотанковыми ракетами «Барьер».
Есть и подобные украинские разработки — по большей части от частных компаний. Так, в начале нулевых годов Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А. А. Морозова были предложены два вооруженных варианта МТ-ЛБ: МТ-ЛБР6 с новой одноместной башней с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулеметом КТ-7,62 (боекомплект составляет 150 снарядов и 2000 патронов) и МТ-ЛБР7 с более мощным вооружением — боевой модуль «Штурм», в состав которого входило также две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М» и 30-мм автоматический гранатомет.
Летом 2017 года частная компания «Корт» представила свой проект БМП «ТУР» на базе МТ-ЛБу. По сообщениям от производителя, новая БМП должна была иметь экипаж из трех человек (командир, наводчик, механик-водитель) и перевозить восемь человек десанта, который размещался бы в отсеке в передней части машины. БМП «ТУР» должна была быть вооружена все тем же боевым модулем «Штурм» (как и МТ-ЛБР7).
А на оружейной выставке «Оружие и безопасность-2018» в Киеве другая частная компания «Техимпекс» совместно с Харьковским тракторным заводом представила свой вариант БМП на базе все той же МТ-ЛБу под названием «Плавець». На этот раз, в отличие от «ТУРА», это был полноценный образец даже с установленным вооружением.
Стоит отметить достаточно высокие характеристики новой машины (по крайней мере, на бумаге; видео и фото машины на ходу в открытом доступе нет). Так, при экипаже в три человека она может перевозить 12 человек десанта. При этом установленный дизельный двигатель мощностью 350 л. с. обеспечивает скорость 70 км/ч по шоссе и 10,5 км/ч на плаву.
Изюминкой бронетранспортера является новый боевой модуль БМ-5 «Спис», который фактически является развитием модуля «Штиль-С». Особенность модуля в том, что он может без изменений устанавливаться как на бронированную технику, так и на плавсредства, применяться как в режиме дистанционного управления, так и автономно.
При этом вооружение унифицировано с армейскими и флотскими боевыми модулями «Штурм» и «Парус» и включает 30-мм пушку ЗТМ-1, 30-мм гранатомет АГ-17, 7,62-мм пулемет и два ПТРК «Барьер» отечественного производства. Унифицированным является и комплекс управления огнем «Триада», в составе которого наряду с телевизионными каналами с цветным изображением есть и тепловизионный канал.
Однако даже при дополнительном бронировании бронетранспортеры на базе МТ-ЛБу не могут стать заменой упомянутых БМП-1 и БМП-2. Дело в том, что МТ-ЛБу проектировались как обыкновенный вездеход — гусеничная замена обычного армейского грузовика. И предназначались для транспортировки грузов, использовались как тягачи для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также как санитарная машина.
Поэтому скорее плюсом, а не минусом была легкая противопульная броня, которая защищает только от пуль калибра 7,62 мм и осколков. А при проектировании БМП, которая предназначена прежде всего для поддержки пехоты на поле боя, это является огромным недостатком. И использование кевларового внутреннего подбоя и противокумулятивных экранов только частично решает эту проблему.
С другой стороны, МТ-ЛБ может стать базой для создания целой серии машин различного назначения. Так, в Мьянме на базе чуть модернизированного шасси МТ-ЛБ с помощью украинских специалистов создается самоходная артиллерийская установка с 105-мм пушкой от китайской колесной бронированной машины WMA301 (PTL02) Assaulter. В России на шасси МТ-ЛБ была создана боевая машина зенитного ракетного комплекса малой дальности «Сосна» с зенитными управляемыми ракетами 9М340 «Сосна-Р» с лазерной лучевой системой наведения, а также пожарный танк.
Хотя понятно, что такие эрзац-БМП могут только несколько разнообразить по функционалу парк БМП-1 и БМП-2, пока не будет разработана полноценная боевая машина пехоты.
Автор: Михаил Жирохов; Деловая столица