На тот момент военное ведомство отмолчалось, ведь на всех уровнях звучало и звучит как мантра только одно – “если покупать самолеты на Западе, то только машины уровня американского F-16 или шведского “Грипена”. Появилось несколько статей местных экспертов разного уровня – и, казалось бы, вопрос был исчерпан.
Однако реальность оказалась совсем другой. В середине октября появилась информация о том, что в Португалии наши летчики провели ознакомительные полеты на “Супер Тукано”.
И вот – буквально на днях у себя в “Твиттере” президент Бразилии Жаир Болсонару после встречи с главой украинского государства, написал о том, что Украина заинтересована в покупке самолетов “Супер Тукано” и что гораздо более интересно – военно-транспортной машины Embraer КС-390!
Смысл таких покупок на сегодня совершенно неясен. Причем если “Супер Тукано” еще как-то можно оправдать использованием в качестве носителя управляемого оружия класса “воздух-поверхность”, то КС-390 – это практически полный аналог нашего Ан-170/178.
Да и то, что “Супер Тукано” может быть даже чисто теоретически полезен в ходе войны на Донбассе, а тем более в открытом противостоянии с Российской Федерацией, большой вопрос.
Начнем с “плюсов”. Это прежде всего возможность действия с любых взлетно-посадочных полос, в том числе грунтовых аэродромов, а также относительная универсальность – в виде того, что она может использоваться для отработки боевых навыков пилотами реактивной авиации. Правда, учебно-боевых машин у нас пока хватает, но универсальность для самолетов никогда не была лишней.
Так как самолет изначально проектировался как антипартизанский, то он неплохо вооружен: в крыле располагаются два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом по 200 патронов на ствол. Также под фюзеляжем самолета может быть установлена скорострельная 20-мм авиационная пушка, а на подкрыльевых узлах подвески дополнительно можно разместить еще два 12,7-мм или сразу четыре пулемета калибра 7,62-мм (боекомплект 500 патронов на ствол).
Всего на самолете имеется пять жестких точек подвески (одна под фюзеляжем и четыре под крылом) с максимальной боевой нагрузкой в 1500 кг.
Интересно, что производитель говорит о возможности использования даже управляемых ракет класса “воздух-воздух” ближнего радиуса действия (класса AIM-9 “Сайндвиндер”), а также свободнопадающих или корректируемых авиабомб Mk 81 (119 кг до 10 бомб) или Mk 82 (227 кг до пяти бомб). Помимо того, возможна подвеска пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-мм неуправляемых авиационных ракет.
А вот тут начинаются “минусы” – все вооружение самолета натовского образца и поэтому для эффективного применения надо либо покупать за рубежом (а их надо много и это очень дорого) либо “допиливать” под советские образцы, которых на складах достаточно много. Но в этом случае надо забывать об управляемых образцах, которые в этом случае будут штучным товаром.
Есть и обоснованные сомнения в эффективности применения подобных турбовинтовых машин в условиях, например Донбасса. Машина проектировалась для борьбы с партизанами. А какое вооружение доступно бандформированиям – зенитные пулеметы, автоматические пушки, максимум ПЗРК. Поэтому “Супер Тукано” хотя и имеет достаточную большую высотность, однако явно недостаточную для действий против эшелонированной по высоте ПВО, а именно то, что мы наблюдаем у оккупационных корпусов на Донбассе.
Как показали события лета 2014 г., без управляемого авиационного вооружения даже специализированные штурмовики Су-25 были достаточно простыми целями для российских комплексов типа “Оса-АКМ” и “Панцирь С.1”.
И еще – надо будет переучивать наших немногочисленных летчиков-штурмовиков. Ведь все они “заточены” под советский образец, то есть бронированная дозвуковая машина, которая активно действует на поле боя. И по каким методикам переучивать? Ни одна страна в мире не имеет опыта применения турбовинтовых машин против российских систем ПВО. А значит, надо писать свои методички, а как правило, это опыт и опыт кровавый. Как показывает летная практика, все подобные вещи пишутся только путем проб и ошибок. Есть ли у нас время на это и ресурс – ответ очевидный.
В то же время если рассматривать “Супер Тукано” исключительно как платформу для управляемого оружия, то тут стоит признать, что в этом случае будут гораздо более эффективны по критерию “стоимость – эффективность” ударные беспилотники. Однако машины тактического уровня еще довольно дороги и эффективные образцы доступны только достаточно высокоразвитым странам. Нам же пока приходиться довольствоваться турецкими машинами, которые имеют явно недостаточные ударные возможности и полноценно заменить ни боевые вертолеты, ни Су-25 не могут. Да и цена зашкаливает, что опять-таки не позволяет говорить о массовом насыщении армии в целом.
И наконец, стоит сказать об озвученных вариантах закупки военно-транспортных машин бразильского производства. Если эти и правда существуют, то в этом случае на АНТК “Антонов” можно ставить жирный крест. Без закупок Воздушными силами ни о каких экспортных перспективах Ан-178 говорить не приходится.
В то же время получение машин “несоветского” производства даже с такими откровенно ограниченными боевыми возможностями, как “Супер Тукано”, но сейчас, а не через 20 лет – большой плюс для Воздушных сил Украины в целом.
Ведь необходимость замены парка как самолетов, так и вертолетов, уже назрела и перезрела. А начинать с чего-то надо. Хотя бы с вот таких относительно простых и дешевых машин, для которых, собственно говоря, и не нужна очень серьезная подготовка летчика. А значит, вполне реально переучить нынешних летчиков и быстро подготовить новых. Параллельно приводя всю аэродромную структуру к западным стандартам. А дальше уже можно говорить о тех же F-16 или других универсальных машинах подобного класса.