Косу он приравнял к штыку?
Когда Президент Виктор Ющенко больше внимания уделяет созданию «художественных» музеев с примитивными вышиванками и корытами, художники снисходительно улыбаются. Ведь никто не мешает рядом открывать музей современного искусства. Но когда лица из окружения экс-премьер-министра Юлии Тимошенко закрывает выставку художнице – это «чистый соцреализм». Таково мнение известного украинского модерниста Анатолия Федирко: «Когда «сверху» художнику будут указывать, кого и как изображать – об искусстве и речи быть на может».21 ноября в Киеве группа художников во главе с Анатолием Федирко провели в Киеве – в часть годовщины оранжевой революции – арт-акцию «Принцип Thonet для нашей Украины». На горе Поскотынка, возле Андреевского спуска, они установили памятник – четырехметровый стул, сваренный из железных труб с антикварными краниками. Там, где у обычного стула сиденье, у памятника – люк, к которому ведет лестница. Называется эта композиция «Стул Чиновника, Министра».
Как рассказал автор идеи Анатолий Федирко, «власть – это стул, трон. Общество стоит перед властью на коленях – именно так и происходит их общение. Для меня стул – символ борьбы за власть».
Не успели художники еще разобрать памятник, чтобы показать его в других городах, как сами столкнулись с тем, что пытались предупредить. С «принципом стула». Художница и участница проекта Федирко собиралась сделать выставку в одной из частных галерей на Андреевском спуске. Когда экспозиция уже демонстрировалась, на пороге студии появился известный украинский политолог в профессорском звании, мнящий себя эстетом и покровителем искусств. Рассмотрев выставку – это были вырезанные из картона танцующие пары – он ненавязчиво предложил художнице «кое-что» добавить. А именно: одну из женских фигур изобразить похожей на экс-премьера Юлию Тимошенко, чьей поклонницей эстет-политолог, очевидно, является. А для пущего подобия – «приладить» на голове картонной фигуры знаменитую косу.
Такое нахальство политолога вызвало возмущение в творческой группе. Художники здраво рассудили: ведь они сами не ходят в Кабмин, и не дают экономических советов министрам. Но дело даже и не в том. Искусство – это сугубо личное и глубоко внутреннее представление и видение мира самим художником. И не надо – «Сбацай мне «Мурку»!»
Но политически озабоченный гость, фактически – один из патронов галереи – доводы творческих людей не воспринял. Или воспринял превратно. К черту искусство! На носу – выборы! Мол, надо чтобы рейтинг стоял «у кожній хаті»!
После того, как художники категорически отказались придать картонной фигуое облик Тимошенко («Ну причем тут политика?!), их вежливо попросили свернуть выставку. И выставили из галереи вон. «Мецената» не уважили!
В телефонном разговоре с журналистом «УК» Анатолий Федирко глубоко возмущался произошедшим. По его словам, нечто подобное случалось лишь в советское время, когда процветала тотальная цензура на все, что хоть на йоту «удалялось» от соцреализма. «Теперь мы оказались на пороге нового «соцреализма». Когда сверху будут указывать, кого и как изображать. А для нашей творческой группы, которая называет себя «детьми Йозефа Бойса», указующими есть слова этого известно европейского художника: «Все является хорошим искусством», – сказал Анатолий Михайлович.
Похоже, отдельным украинским политикам этого не понять. Остается добавить, что оскорбленные художники попросили «УК» не предавать огласке фамилию «куратора от политологии». Чем преподали воинствующему эксперту урок толерантности.
Справка «УК»: Федирко Анатолий Михайлович. Художник. Куратор международного арт-проекта «Дети художника Бойса». Родился в 1958 году в Черновцах. В 1977 году окончил Республиканскую художественную школу имени Т.Г. Шевченко. В 1986 году получил диплом Киевского государственного художественного института (факультет живописи). С 1987 года участвует в республиканских, а с 1988-го – в международных выставках. Автор следующих проектов: «Тоталитарное искусство в Украине 1945-1953 гг.» (1993), «Украинская мастерская» (1994), «Новая реальность. Парк-1» (1995), «Украинская осень в кругу друзей галереи «Киев» (1995, Киев), «Тайная вечеря 2000» (1999, Черновцы, Будапешт, Краков), «Утро Родины» (2000, Краков), «Dependence.UA» (2001), «Dependence.UA+PL» (2003, Краков) и другие. Награды: I премия Международного биеннале «Пан Украина-92» (1992, Днепропетровск), Федеральная стипендия правительства Австрии (1998), лауреат Международного триенале графики «Краков-2003» (2003, Краков). Работы А.Федирко находятся в частных коллекциях в Чехии, Словакии, США, Финляндии, Норвегии, Германии, Бельгии, Франции, Италии, Канады.
Владимир Абросимов, специально для «УК»